Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по международным делам
на проект федерального закона N 560057-7 "О ратификации Соглашения о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Россия - Литва" на период 2014 - 2020 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет по международным делам рассмотрел проект федерального закона N 560057-7 "О ратификации Соглашения о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Россия - Литва" на период 2014 - 2020 годов", внесенный в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 5 октября 2018 года.
Вопросы международно-правового регулирования приграничного сотрудничества для Российской Федерации, обладающей самой протяженной в мире Государственной границей, имеют особое значение.
Приграничное сотрудничество на внешних границах Европейского союза остается ключевым приоритетом стратегического взаимодействия Европейского союза и Российской Федерации. Существующий опыт программ приграничного сотрудничества Россия - Европейский союз 2007 - 2013 годов показал эффективность данного инструмента в вопросах оперативного решения общих проблем приграничных территорий, повышения уровня жизни их населения. Важно отметить, что программы носят деполитизированный характер. Специальным решением Еврокомиссии они были вынесены за рамки санкционного давления.
Соглашение о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Россия - Литва" на период 2014 - 2020 годов (далее - Соглашение, Программа) заключается между Российской Федерацией, Европейским союзом и Литовской Республикой. От имени Российской Федерации Соглашение подписано 29 декабря 2017 года в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации N 2989-р.
Программа является инструментом реализации совместных приграничных проектов Калининградской области и Клайпедского, Мариямпольского и Таурагского уездов Литовской Республики. Данный формат приграничного сотрудничества является эффективным инструментом для решения вопросов регионального развития, а также дополнительным источником финансирования региональных инициатив.
В соответствии со статьей 2 Соглашения общий бюджет Программы составляет 25 513 284 евро, что соответствует финансовому взносу Европейского союза в размере 17 008 856 евро и финансовому взносу Российской Федерации в размере 8 504 428 евро. Перечисление средств финансового взноса Российской Федерации будет осуществляться посредством привлечения в качестве финансового агента Европейского банка реконструкции и развития.
Как следует из финансово-экономического обоснования к законопроекту о ратификации Соглашения, его реализация не потребует дополнительных расходов федерального бюджета, поскольку финансирование указанных расходов запланировано за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год по подразделу "Международные отношения и международное сотрудничество".
По информации Правительства Российской Федерации, предварительная оценка проектных предложений Калининградской области позволяет сделать вывод о том, что финансовое участие Российской Федерации в Программе будет способствовать достижению целей Стратегии социально-экономического развития Северно-Западного федерального округа на период до 2020 года в таких сферах, как сохранение окружающей среды, внедрение экологически чистого производства, формировании условий для экономического и инновационного развития региона.
Комитет по международным делам считает важным отметить, что такие понятия, как "программа приграничного сотрудничества" и "проект приграничного сотрудничества" являются сравнительно новыми для российской правовой системы и включены в орбиту отечественного законодательного регулирования с принятием Федерального закона от 26.07.2017 N 179-ФЗ "Об основах приграничного сотрудничества". В соответствии с пунктом 9 статьи 2 указанного Федерального закона под международной программой приграничного сотрудничества понимается механизм развития международного сотрудничества Российской Федерации, утвержденный международным договором Российской Федерации и реализуемый на территориях приграничного сотрудничества Российской Федерации и территориях приграничного сотрудничества сопредельных государств для решения задач приграничного сотрудничества.
Такими задачами согласно части 2 статьи 5 Федерального закона, в частности, являются: содействие социальному и экономическому развитию территорий приграничного сотрудничества Российской Федерации; повышение уровня и качества жизни населения территорий приграничного сотрудничества Российской Федерации; совершенствование взаимодействия субъектов приграничного сотрудничества Российской Федерации и субъектов приграничного сотрудничества сопредельных государств, развитие и укрепление их взаимовыгодных и дружественных связей; создание обстановки доверия, взаимопонимания и добрососедства на территориях приграничного сотрудничества Российской Федерации.
Приграничное сотрудничество представляет собой важную составляющую российской внешнеполитической линии, являясь неотъемлемой частью строительства взаимоотношений в пределах единого общеевропейского пространства, содействует созданию "пояса добрососедства и безопасности" по периметру российских границ.
По мнению Комитета по международным делам, ратификация Соглашения в полной мере отвечает интересам Российской Федерации, направлено на укрепление российско-литовского приграничного сотрудничества, послужит еще одним существенным шагом на пути выстраивания стратегических отношений с Евросоюзом.
В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе ратифицировать Соглашение о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Россия - Литва" на период 2014 - 2020 годов.
Первый заместитель |
С.С. Журова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.