Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
на проект федерального закона N 556365-7 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (далее - Комитет) рассмотрел в пределах компетенции проект федерального закона N 556365-7 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", внесенный Правительством Российской Федерации и подготовленный в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, иных законов и нормативных правовых актов.
Как следует из представленных к законопроекту материалов, исходной базой составления бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) являются основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов и ожидаемые итоги исполнения бюджета Фонда за 2018 год.
Доходная часть бюджета Фонда на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов сформирована в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации, проекта федерального закона N 556366-7 "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", внесенного Правительством Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и других нормативных правовых актов.
Основные характеристики бюджета Фонда на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов представлены в следующей таблице:
Основные характеристики бюджета Фонда на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
(млн. рублей) | ||||
Показатели |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
В соответствии с Федеральным законом от 05.12.2017 г. N 364-ФЗ1 |
Проект федерального закона N 556365-7 |
|||
Доходы - всего, |
708 905,3 |
752 953,2 |
782 728,2 |
792 555,8 |
в том числе: - по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
544 583,6 |
575 884,9 |
599 265,4 |
601 348,7 |
- по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
116 180,9 |
128 319,2 |
134 455,4 |
142 227,0 |
- средства, передаваемые бюджету Фонда на исполнение отдельных государственных полномочий, из: |
|
|
|
|
федерального бюджета |
29 864,6 |
32 893,3 |
33 114,5 |
33 396,6 |
бюджета ФОМС |
18 276,2 |
15 855,9 |
15 892,9 |
15 583,6 |
Расходы - всего,
в том числе: |
736 603,5 |
741 007,8 |
787 439,1 |
823 916,0 |
- по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
589 037,4 |
586 374,1 |
627 688,3 |
659 280,7 |
доля расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в общих расходах |
80,0% |
79,1% |
79,7% |
80,0% |
- по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
99 425,3 |
105 884,7 |
110 743,3 |
115 655,1 |
доля расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в общих расходах |
13,5% |
14,3% |
14,1% |
14,0% |
Профицит (+)/ дефицит (-) |
-27 698,2 |
+11 945,4 |
-4 710,9 |
-31 360,2 |
в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
-44 453,8 |
-10 489,2 |
-28 422,9 |
-57 932,0 |
в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
+16 755,6 |
+ 22 434,5 |
+23 712,1 |
+26 571,9 |
------------------------------
1 Федеральный закон от 5 декабря 2017 года N 364-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"
------------------------------
В целом расчеты произведены исходя из:
- базы для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица в сумме, не превышающей в расчете на год:
865 000 рублей - в 2019 году;
912 000 рублей - в 2020 году;
972 000 рублей в 2021 году.
Для сведения: в 2018 году - 815 000 рублей.
- фонда заработной платы на 2019 год - 24 208 млрд. рублей,
на 2020 год - 25 576 млрд. рублей и на 2021 год - 27 308 млрд. рублей.
- установленных законодательством тарифов страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации для различных категорий плательщиков.
При анализе расходной части бюджета Фонда Комитетом рассмотрены положения законопроекта, касающиеся выплаты пособий в связи с рождением и воспитанием детей в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ), Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ), а также статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации.
Расходы на выплату пособия по беременности и родам произведены на основе положений и норм Федерального закона N 255-ФЗ и предусматривают:
- исчисление пособия исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов;
- следующие предельные размеры пособия:
Размер среднего заработка (%) |
Предельная сумма выплаты в месяц |
|||
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
|
100 |
61 341,37 |
65 380,82 |
69 961,64 |
74 001,10 |
Расчет расходов на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет1, единовременного пособия при рождении ребенка и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, произведен в соответствии с нормами Федерального закона N 81-ФЗ.
Количество пособий определено с учетом следующего прогнозируемого изменения рождаемости:
в 2019 году 98,19%,
в 2020 году 99,23%,
в 2021 году 98,67%.
Размеры пособий застрахованным лицам, имеющим детей, установленные в фиксированном размере в 2019 - 2021 годах, определены с учетом их ежегодной индексации с 1 февраля на индекс потребительских цен предыдущего года.
Таким образом, коэффициенты индексации с 1 февраля в 2019 - 2021 годах составят:
в 2019 году - 1,034;
в 2020 году - 1,043;
в 2021 году - 1,038.
Данные по расходам, осуществляемым Фондом социального страхования Российской Федерации по финансированию пособий и иных выплат гражданам в связи с рождением и воспитанием детей, приведены в следующей таблице:
------------------------------
1 См. также принцип расчета расходов на выплату пособия по беременности и родам
------------------------------
Расходы, осуществляемые Фондом социального страхования Российской Федерации по финансированию пособий и иных выплат гражданам в связи с рождением и воспитанием детей
(млн. руб.) | |||
Виды расходов |
Объемы бюджетных ассигнований |
||
2019 год |
Плановый период |
||
2020 год |
2021 год |
||
1. Выплата пособия по беременности и родам |
123 013,4 (+7 329,4 или 106,3% к предыдущему году) |
131 834,1 (+8 820,7 или 107,2% к предыдущему году) |
137 621,6 (+5 787,5 или 104,4% к предыдущему году) |
количество оплачиваемых дней (млн.) |
135,37 (-2,50) |
134,33 (-1,04) |
132,54 (-1,79) |
2. Выплата единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности |
536,1 (+ 7,6 или 101,4% к предыдущему году) |
554,5 (+18,4,0 или 103,4% к предыдущему году) |
568,2 (+13,7 или 102,5% к предыдущему году) |
количество оплачиваемых пособий (тыс.) |
752,1 (-13,9) |
746,3 (-5,8) |
736,4 (-9,9) |
3. Выплата единовременного пособия при рождении ребенка |
20 952,3 (+301,1или 101,5% к предыдущему году) |
21 669,6 (+717,3 или 103,4% к предыдущему году) |
22 203,4 (+533,8 или 102,5% к предыдущему году) |
количество оплачиваемых пособий (тыс.) |
1 102,2 (-20,3) |
1 093,7 (-8,5) |
1 079,2 (-14,5) |
4. Выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
167 100,3 (+8 034,4 или 105,1% к предыдущему году) |
177 580,9 (+10 480,6 или 106,3% к предыдущему году) |
186 001,8 (+8 420,9 или 104,7% к предыдущему году) |
количество оплачиваемых пособий (тыс.) |
15 926,52 (-492,6) |
15 671,70 (-254,8) |
15 514,98 (-156,7) |
5. Расходы на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми - инвалидами и инвалидами с детства1 |
3 986,9 (+660,5 или 119,9% к предыдущему году) |
4 202,2 (+215,3 или 105,4% к предыдущему году) |
4 479,6 (+277,4 или 106,6% к предыдущему году) |
количество оплачиваемых дней (млн.) |
1,355 |
1,355 |
1,355 |
6. Оплата медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, по проведению профилактических осмотров ребенка в течение первого года жизни |
15 855,9 |
15 892,9 |
15 583,6 |
ИТОГО: |
331 444,9 (+13 912,7 или 104,4% к предыдущему году) |
351 734,2 (+20 289,3 или 106,1% к предыдущему году) |
366 458,2 (+14 724,0 или 104,2% к предыдущему году) |
_____________________________
1 В соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации
_____________________________
Сводные данные по размерам пособий гражданам в связи с рождением и воспитанием детей приведены в таблице:
Размеры пособий гражданам в связи с рождением и воспитанием детей
(руб.) | ||||
Наименование показателя |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Пособие по беременности и родам |
100% размера среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов1 |
|||
Предельная сумма выплаты в месяц | ||||
61 341,37 |
65 380,82 |
69 961,64 |
74 001,10 |
|
Единовременное пособие при рождении ребенка |
|
|
|
|
С января |
16 350,33 |
16 759,09 |
17 328,90 |
18 074,04 |
С февраля |
16 759,09 |
17 328,90 |
18 074,04 |
18 760,85 |
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности |
|
|
|
|
С января |
613,14 |
628,47 |
649,84 |
677,78 |
С февраля |
628,47 |
649,84 |
677,78 |
703,54 |
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет |
40% размера среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов2 |
|||
Предельная сумма выплаты в месяц | ||||
24 536,55 |
26 152,33 |
27 984,66 |
29 600,44 |
|
Минимальные размеры | ||||
по уходу за первым ребенком |
|
|
|
|
|
3 065,69 |
3 142,33 |
3 249,17 |
3 388,88 |
|
3 142,33 |
3 249,17 |
3 388,88 |
3 517,66 |
по уходу за вторым и последующими детьми |
|
|
|
|
|
6 131,37 |
6 284,65 |
6 498,33 |
6 777,76 |
|
6 284,65 |
6 498,33 |
6 777,76 |
7 035,31 |
Анализ проекта федерального закона N 556365-7 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" и приведенных данных позволяет сделать следующие выводы:
1. В части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством бюджет Фонда формируется с дефицитом:
в 2019 году в объеме 10 489,2 млн. рублей,
в 2020 году в объеме 28 423,0 млн. рублей,
в 2021 году в объеме 57 932,0 млн. рублей
и сбалансирован за счет остатков собственных средств Фонда.
Межбюджетный трансферт из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности не предусмотрен.
В 2019 году и в плановом периоде 2020 и 2021 годов предусматриваются межбюджетные трансферты из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для отдельных категорий плательщиков:
на 2019 год в сумме 3 310,0 млн. рублей,
на 2020 год - в сумме 3 500,0 млн. рублей и
на 2021 год - в сумме 3 740,0 млн. рублей.
2. Расходы на выплату пособий в связи с рождением и воспитанием детей изменяются с учетом индексации пособий, выплачиваемых в фиксированном размере в 2019 - 2021 годах, с 1 февраля на индекс потребительских цен предыдущего года: в 2019 году - 1,034, в 2020 году - 1,043, в 2021 году - 1,038, темпа изменения рождаемости3: на 2019 год - 0,9819 (число родившихся 1 623,2 тыс. человек), на 2020 год - 0,9923 (число родившихся 1 610,7 тыс. человек), на 2021 год - 0,9867 (число родившихся 1 589,3 тыс. человек), а также роста среднего размера пособий, исчисляемых из средней заработной платы, и суммы застрахованного заработка.
3. На осуществление Фондом деятельности, связанной с выполнением государственных функций по реализации демографической политики государства, направленной на поддержку граждан, имеющих детей, в 2019 году планируется направить 331 444,9 млн. рублей (104,4% к предыдущему году), в 2020 году - 351 734,2 млн. рублей (106,1% к предыдущему году), в 2021 году - 366 458,2 млн. рублей (104,2% к предыдущему году), в том числе:
- на выплату пособий в связи с материнством - 311 602,2 млн. рублей в 2019 году, 331 639,2 млн. рублей в 2020 году и 346 395,0 млн. рублей в 2021 году;
- на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами с учетом взносов во внебюджетные фонды предусмотрены в сумме 3 986,9 млн. рублей в 2019 году, в сумме 4 202,2 млн. рублей в 2020 году и в сумме 4 479,6 млн. рублей в 2021 году.
- средства из бюджета ФОМС предусмотрены на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в начальный период его жизни: в 2019 году в сумме 15 855,9 млн. рублей, в 2020 году в сумме 15 892,9 млн. рублей и в 2021 году в сумме 15 583,6 млн. рублей.
Указанный объем средств определен с учетом сохранения в 2019 - 2021 годах стоимости "Родового сертификата" на уровне 2018 года в размере 11,0 тыс. рублей.
Комитет считает необходимым обратить внимание Правительства Российской Федерации, что стоимость "Родового сертификата" на фоне инфляции не изменяется на протяжении многих лет.
4. Как и в прежние годы в 2019 году продолжится реализация пилотного проекта, предусматривающего особенности финансового обеспечения, назначения и выплаты территориальными органами Фонда застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (часть 4 статьи 6 законопроекта). Такой механизм позволит в большей мере обеспечить уровень социальной защищенности получателей пособий в связи с материнством: беременных женщин и родителей.
5. Фонд осуществляет обеспечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, путевками на санаторно-курортное лечение и бесплатным проездом к месту лечения и обратно, за счет средств федерального бюджета. По итогам 2017 года около 23% заявителей получают данную услугу.
Комитет обращает внимание Правительства Российской Федерации на социальную остроту проблемы.
6. Следует отметить, что трансферты из федерального бюджета на финансовое обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий (ТСР), запланированы на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов в объеме 28,8 млрд. рублей ежегодно.
Указанный объем межбюджетных трансфертов определен с учетом того, что Фонду с 2019 года передаются полномочия по обеспечению инвалидов ТСР от четырех субъектов Российской Федерации (Брянская, Самарская, Саратовская и Ульяновская области), и с учетом увеличения с 01.01.2019 года базовой ставки НДС с 18% до 20%.
Комитет также обращает внимание, что ассигнования на указанные цели должны рассчитываться в соответствии с Методикой распределения субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 1137 "О предоставлении субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов".
По оценкам экспертов, требуемый объем ассигнований на указанные цели на период 2019 - 2021 годов должен составлять около 35,2 млрд. рублей ежегодно.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей поддерживает принятие в первом чтении проекта федерального закона N 556365-7 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", внесенного Правительством Российской Федерации.
Председатель комитета |
Т.В. Плетнева |
_____________________________
*(1) 865 000 рублей - в 2019 году, 912 000 рублей - в 2020 году и 972 000 рублей в 2021 году
*(2) Согласно расчетам Фонда средний размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком составит (руб.)
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
9 687,86 |
10 491,95 |
11 331,31 |
11 988,53 |
*(3) По данным Минтруда России
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.