Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации", Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации), предусматривающие запрет в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационных сетях пропаганды криминальной субкультуры, выражающейся в распространении информации о социокультурных ценностях преступного мира, направленной на формирование привлекательности криминального образа поведения.
Направленность законопроекта на предотвращение популяризации в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетях криминальной субкультуры заслуживает внимания.
Вместе с тем не представляется возможным определить, какая ответственность будет наступать за нарушение предлагаемых законопроектом ограничений. В этой связи представляется, что положения законопроекта не в полной мере позволят достигнуть цели его разработки.
Используемые в законопроекте термины "криминальная субкультура", "социокультурные ценности преступного мира", "криминальный образ поведения" в законодательстве Российской Федерации не определены, что приведет к неоднозначной правоприменительной практике.
В части 2 статьи 5 Закона об информации содержится перечень информации, запрещенной для распространения среди детей, при этом в пункте 5, в который предполагается внести дополнение "пропагандирующая криминальную субкультуру", указана информация, "оправдывающая противоправное поведение". Предполагается, что информация, "оправдывающая противоправное поведение", - более широкое понятие, которое включает в себя пропаганду криминальной субкультуры, в связи с чем вносить указанное дополнение представляется излишним.
Следует также отметить, что предлагаемые законопроектом изменения устанавливают для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения. Так, наличие или отсутствие признаков пропаганды основывается на оценочных суждениях, в связи с чем предусмотренное законопроектом изменение в пункт 1 части 5 статьи 15.1 Закона об информации, согласно которому блокировка доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" будет осуществляться во внесудебном порядке, не обосновано.
Законодательство Российской Федерации допускает возможность блокировки доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащим информацию о молодежных криминализированных движениях, в случае наличия вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (пункт 2 части 5 статьи 15.1 Закона об информации).
Также в пояснительной записке к законопроекту отсутствуют статистические и иные данные, свидетельствующие о неэффективности действующих правовых норм и наличии проблем правоприменения.
На основании изложенного законопроект не поддерживается Правительством Российской Федерации.
Заместитель Председателя |
С. Приходько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 14 марта 2018 г. N 1965п-П44 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 318286-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части запрета пропаганды криминальной субкультуры", внесенный членом Совета Федерации А.В. Беляковым
Текст письма официально опубликован не был