Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 24 октября 2018 г. N 03-04-06/76240
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц при передаче акций в паевой инвестиционный фонд и последующей продаже паевого инвестиционного фонда и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 212 Кодекса доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является, в частности, материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг (за исключением установленных в данном подпункте случаев).
Пунктом 4 статьи 212 Кодекса предусмотрено, что при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды от приобретения ценных бумаг налоговая база определяется как превышение рыночной стоимости ценных бумаг над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение и установлен порядок определения рыночной стоимости (расчётной цены) инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда.
Расходы на приобретение ценных бумаг, учитываемые при определении налоговой базы, предусмотрены в пункте 10 статьи 214.1 Кодекса, в соответствии с подпунктом 1 которого в качестве таких расходов признаются, в частности, денежные суммы и (или) иное имущество (имущественные права) в сумме расходов на их приобретение, уплачиваемые (передаваемые) эмитенту ценных бумаг (управляющей компании паевого инвестиционного фонда) в оплату размещаемых (выдаваемых) ценных бумаг.
В случае, если в состав паевого инвестиционного фонда передаются акции, в фактических расходах налогоплательщика - учредителя доверительного управления на приобретение инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда, при определении налоговой базы в отношении доходов в виде материальной выгоды, предусмотренной подпунктом 3 пункта 1 статьи 212 Кодекса, учитываются его документально подтверждённые расходы на приобретение передаваемых в доверительное управление акций.
Согласно абзацу восьмому пункта 13 статьи 214.1 Кодекса при реализации (погашении) инвестиционных паёв, приобретённых налогоплательщиком при внесении имущества (имущественных прав) в состав паевого инвестиционного фонда, расходами на приобретение этих инвестиционных паёв признаются документально подтвержденные расходы на приобретение имущества (имущественных прав), внесённого в состав паевого инвестиционного фонда.
Абзацем девятым указанного пункта предусмотрено, что если налогоплательщиком были приобретены в собственность (в том числе получены на безвозмездной основе или с частичной оплатой, а также в порядке дарения или наследования) ценные бумаги, при налогообложении доходов по операциям реализации (погашения) ценных бумаг в качестве документально подтверждённых расходов на приобретение (получение) этих ценных бумаг учитываются суммы, с которых был исчислен и уплачен налог при приобретении (получении) данных ценных бумаг.
Таким образом, при реализации инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда расходами на их приобретение признаются документально подтверждённые расходы на приобретение акций, внесённых в состав паевого инвестиционного фонда.
При этом при определении налоговой базы при продаже инвестиционного пая, при приобретении которого в состав паевого инвестиционного фонда были внесены акции, в составе расходов на приобретение указанного пая может быть учтена сумма, с которой был исчислен налог в соответствии с пунктом 4 статьи 212 Кодекса, при условии, что данный налог был фактически уплачен в бюджет на дату исчисления налоговым агентом налоговой базы по операциям с ценными бумагами.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.