Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки М.В. Макаровой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка М.В. Макарова, действующая в интересах несовершеннолетней А.А. Кузнецовой, оспаривает конституционность положений статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", устанавливающих условия возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки.
Как следует из представленных материалов, М.В. Макаровой, действовавшей в интересах несовершеннолетней А.А. Кузнецовой, решением Кузнецкого районного суда Пензенской области от 1 ноября 2017 года, оставленным без изменений судами вышестоящих инстанций, было отказано в удовлетворении иска, предъявленного к территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации, о признании незаконным отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, поскольку мать А.А. Кузнецовой после рождения второго ребенка за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал не обращалась, а на момент обращения заявительницы в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не имела права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с вступлением в законную силу решения суда о лишении ее родительских прав в отношении первого ребенка (А.А. Кузнецовой).
По мнению М.В. Макаровой, оспариваемые законоположения, примененные в ее деле судами общей юрисдикции, не соответствуют статьям 15 (часть 3) и 19 Конституции Российской Федерации, поскольку не предусматривают право ребенка на дополнительные меры государственной поддержки в случае лишения матери родительских прав, если право на дополнительные меры государственной поддержки возникло у нее в связи с рождением другого ребенка.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, обязывая в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), Российскую Федерацию к установлению гарантий социальной защиты и обеспечению поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2; статья 38, часть 1), не определяет способы и объем предоставления соответствующих мер для тех или иных категорий граждан. Разрешение данных вопросов, в том числе установление конкретных гарантий и круга лиц, на которых они распространяются, является прерогативой законодателя.
Реализуя с учетом указанных конституционных предписаний дискреционные полномочия в сфере государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, направленной в том числе на повышение уровня рождаемости (за счет рождения в семьях второго и последующих детей) как важного условия сохранения и развития многонационального народа России, федеральный законодатель наряду с общими мерами, предоставляемыми семьям, имеющим детей, предусмотрел в Федеральном законе "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" возможность получения ими дополнительных мер государственной поддержки, реализация которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, - материнского (семейного) капитала в случае рождения второго и последующих детей. При этом средства материнского (семейного) капитала могут направляться на улучшение жилищных условий, получение образования ребенком (детьми), формирование накопительной пенсии матерей, а также приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".
Как неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, право на получение материнского (семейного) капитала непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает и носит временный характер, обусловленный как демографическими задачами, так и финансовыми возможностями государства, условия его предоставления определяются законодателем в рамках его компетенции.
Согласно статье 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" право на дополнительные меры социальной поддержки возникает у граждан Российской Федерации, перечисленных в части 1 указанной статьи, при рождении (усыновлении) второго, третьего ребенка или последующих детей, имеющего (имеющих) гражданство Российской Федерации, со дня их рождения (усыновления) (части 1 и 7).
При этом с целью защиты интересов ребенка (детей) федеральный законодатель, закрепляя основания прекращения права родителей (усыновителей) на дополнительные меры государственной поддержки, предусмотрел возможность возникновения данного права у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет (части 3-5 статьи 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей").
Такое правовое регулирование, устанавливающее условия возникновения у ребенка (детей) права на дополнительные меры социальной защиты, предоставляемые семьям в связи с рождением и воспитанием детей, принято в рамках дискреционных полномочий законодателя с учетом целевой направленности Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", а именно - стимулирования рождения в семье второго ребенка или последующих детей, а также устройства в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обусловлено производным характером прав детей в данной сфере от прав родителей (усыновителей).
Следовательно, оспариваемые М.В. Макаровой положения статьи 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" не могут расцениваться как противоречащие конституционным предписаниям и нарушающие конституционные права граждан в указанном в жалобе аспекте.
Разрешение же поставленного заявительницей вопроса о предоставлении права на дополнительные меры государственной поддержки ребенку (детям) вне связи с соответствующим правом матери (родителей, усыновителей) является прерогативой законодателя и к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Макаровой Марии Викторовны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 27 сентября 2018 г. N 2267-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Макаровой Марии Викторовны на нарушение конституционных прав несовершеннолетней Кузнецовой Александры Александровны положениями статьи 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)