Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 сентября 2018 г. N 56-АПГ18-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Калининой Л.А.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному заявлению общества с ограниченной ответственностью "Парккомплекс" о признании недействующим пункта 1.5.15 Приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 г. N 505 "Об установлении величин корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за землю в г. Владивостоке" по апелляционной жалобе администрации города Владивостока на решение Алтайского краевого суда от 10 октября 2017 г., которым заявление удовлетворено.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "решение Алтайского краевого суда от 10 октября 2017 г." имеется в виду "решение Приморского краевого суда от 04 мая 2018 г."
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., представителя ООО "Парккомплекс" Андрианова А.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
общество с ограниченной ответственностью "Парккомплекс" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 1.5.15 Приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 г. N 505 "Об установлении величин корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке" в отношении земельного участка предназначенного для строительства.
Решением Приморского краевого суда от 04 мая 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено в части признания недействующим пункта 1.5.15 Приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 г. N 505, касающегося установления коэффициента функционального использования "15" для земельных участков, имеющих вид функционального использования "строительство автостоянок свыше двух лет с момента предоставления земельного участка".
Не согласившись с решением суда, администрация г. Владивостока обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права, регулирующих данные правоотношения, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Приморского края представлены возражения.
В судебное заседание представители Думы города Владивостока, администрации города Владивостока, Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, прокуратуры Приморского края, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 3 статьи 39.7 Земельного кодекса порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные без торгов устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Дума города Владивостока является представительным органом муниципального образования, уполномоченным в сфере земельных отношений.
Думой города Владивостока 05 марта 2008 г. N 17-МПА утверждена Методика расчета арендной платы за пользование земельными участками на территории города Владивостока, которая предусматривала установление коэффициентов функционального использования и корректирующих коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы. В настоящее время действует Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Владивостокского городского округа, предоставленные в аренду без торгов от 10 августа 2015 г. N 208-МПА, которым, также предусмотрены указанные коэффициенты.
Думой города Владивостока 30 июля 2015 г. принято решение N 505 "Об установлении величин корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке на 2016 г.", официально опубликованное 10 августа 2015 г. в печатном издании - "Вестник Думы города Владивостока".
В приложении 1 к указанному решению Думы города Владивостока определены виды функционального использования земельных участков и соответствующие им значения коэффициентов функционального использования.
В действующей редакции в соответствии с пунктом 1.5.15 Приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 г. N 505 при расчете арендной платы за земельные участки, предназначенные для строительства автостоянок, на период в течение первых двух лет включительно с момента предоставления земельного участка значение коэффициента функционального использования составляет "6"; за земельные участки, предназначенные для строительства автостоянок, при строительстве свыше двух лет с момента предоставления земельного участка значение коэффициента функционального использования составляет "15"; за земельные участки, предназначенные для эксплуатации автостоянок, значение коэффициента функционального использования составляет "1,5".
Согласно материалам дела ООО "Новые строительные технологии Владивостока" заключило соглашение с ООО "Парккомплекс" от 04 марта 2016 г. о передаче прав и обязанностей административному истцу по договору аренды от 24 декабря 2013 г. земельного участка с кадастровым номером 25:28:040010:8465, площадью 3485 кв.м из категории - земли населенных пунктов с разрешенным использованием - подземные или многоэтажные сооружения для хранения автомобильного транспорта, многоярусные парковки, находящегося в муниципальной собственности, предоставленного для строительства подземной автостоянки.
Управление муниципальной собственности города Владивостока 10 июля 2017 г. направило в адрес ООО "Парккомплекс" уведомление о том, что арендная плата по договору аренды земельного участка рассчитывается, в том числе с применением коэффициента функционального использования "15" установленного пунктом 1.5.15 приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 г. N 505.
Поскольку у административного истца по договору аренды двухлетний срок для применения коэффициента функционального использования со значением "6" истек, Управлением муниципальной собственности города Владивостока использован повышающий коэффициент со значением "15".
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что применение значения "15", установленного коэффициента при расчете арендной платы в отсутствие необходимого экономического обоснования противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление N 582).
В связи с тем, что указанный земельный участок находится в муниципальной собственности, то расчет арендной платы должен быть произведен исходя из принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К числу таких принципов, содержащихся в постановлении N 582, относится принцип экономической обоснованности, который предусматривает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке.
Исходя из указанного принципа, соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, т.е. основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
При принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должен проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Указанных документов административным ответчиком не представлено.
Представленные в материалы дело подписанные главой города Владивостока финансово-экономические обоснования к проекту решения Думы города Владивостока от 30 июля 2015 г. N 505, а также к проектам решений, которыми были внесены изменения в проект N 505, не содержат доказательств, что при расчетах годовой арендной платы производился анализ и оценка экономических факторов влияющих на уровень доходности земельных участков, связанных с истечением сроков строительства объектов недвижимости, установленных при первоначальном предоставлении земельного участка.
Нарушение сроков строительства в таком случае не может рассматриваться как основание для повышения в несколько раз арендной платы за земельный участок, предоставленный под такое строительство, без учета принципа экономического обоснования. Размер арендной платы должен определяться по критериям, влияющим на доходность земельного участка, в том числе как возросла бы доходность этого земельного участка, в случае своевременного ввода объекта в эксплуатацию.
В противном случае установление повышающих коэффициентов без экономического обоснования будут свидетельствовать о штрафном характере повышенной ставки арендной платы, что не предусмотрено действующим законодательством.
Довод изложенный в апелляционной жалобе о том, что ранее решениями Думы города Владивостока также устанавливался коэффициент функционального использования, аналогичный указанному в оспариваемом пункте 1.5.15, в связи с чем составление в 2015 году экономического обоснования величин функциональных коэффициентов не требовалось отклоняются, поскольку принятые ранее решения не действуют и не являются предметом рассмотрения настоящего спора.
На основании изложенного оснований для отмены решение суда не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Приморского краевого суда от 04 мая 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Владивостока - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 сентября 2018 г. N 56-АПГ18-6
Текст определения официально опубликован не был