Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 27 сентября 2018 г. N 03-15-05/69124
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и в части своей компетенции по вопросу об уплате индивидуальными предпринимателями (не работодателями) авансом страховых взносов сообщает следующее.
Согласно статье 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды уплачиваются в целях обязательного социального страхования застрахованных лиц и являются источником финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующим видам обязательного социального страхования.
Исходя из положений части 1 статьи 430 Налогового кодекса вышеуказанные плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса установлен дифференцированный подход к определению размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для индивидуальных предпринимателей исходя из их дохода, который заключается в следующем:
- в случае если величина дохода индивидуального предпринимателя за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере (в частности, 26 545 рублей за расчетный период 2018 года);
- в случае если величина дохода индивидуального предпринимателя за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере (в частности, 26 545 рублей за расчетный период 2018 года) плюс 1,0 процента суммы дохода индивидуального предпринимателя, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного вышеуказанным подпунктом 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса страховые взносы на обязательное медицинское страхование уплачиваются индивидуальными предпринимателями в установленном на соответствующий год фиксированном размере (в частности, за расчетный период 2018 года этот размер составляет 5 840 рублей).
При этом в соответствии с положениями пункта 3 статьи 430 Налогового кодекса, если индивидуальный предприниматель начинает осуществлять предпринимательскую деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате им за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
Исходя из положений пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса суммы страховых взносов за расчетный период в фиксированном размере уплачиваются плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Таким образом, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено авансирование при уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование индивидуальными предпринимателями, не производящими выплаты и вознаграждения физическим лицам.
Также сообщаем, что согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 621-О-О предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов и др.
Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т. п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя.
Заместитель директора |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.