Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина В.Г. Голина к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.Г. Голин оспаривает конституционность части 2 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 427-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", согласно которой положения абзаца первого части 8 статьи 12 "Счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации" Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (в редакции данного Федерального закона) применяются в отношении граждан Российской Федерации, срок пребывания которых в 2017 году за пределами территории Российской Федерации в совокупности составил более 183 дней, а также в отношении счетов (вкладов) в иностранной валюте и (или) валюте Российской Федерации, открытых гражданами Российской Федерации в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если такие счета (вклады) были закрыты по состоянию на 31 декабря 2014 года.
Как следует из представленных материалов, постановлением должностного лица территориального налогового органа В.Г. Голин был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации (непредставление в уполномоченный орган отчета о движении средств за 2015 год по счету в банке за пределами территории Российской Федерации). Решениями суда общей юрисдикции данное постановление оставлено без изменения; поданная заявителем надзорная жалоба оставлена без удовлетворения постановлением заместителя председателя областного суда. При этом суд посчитал, что на В.Г. Голина не распространяется регулирование, предусмотренное оспариваемым законоположением (улучшающим, по мнению заявителя, его положение), поскольку оно не охватывает период 2015 года.
Как утверждает заявитель, часть 2 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" не соответствует статьям 2, 17, 18, 19 (часть 2), 45, 46 (часть 1) и 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку допускает произвольный отказ суда в освобождении гражданина от необходимости уведомлять налоговые органы об открытии (закрытии, изменении реквизитов) зарубежных счетов (вкладов) и от обязанности представлять отчеты о движении средств по зарубежным счетам (вкладам).
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" требования к порядку открытия счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, проведения по указанным счетам (вкладам) валютных операций, а также представления отчетов о движении средств по этим счетам (вкладам), предусмотренные статьей 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", не применяются в отношении граждан Российской Федерации, срок пребывания которых в 2017 году за пределами территории Российской Федерации в совокупности составил более 183 дней, а также в отношении счетов (вкладов) в иностранной валюте и (или) валюте Российской Федерации, открытых гражданами Российской Федерации в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если такие счета (вклады) были закрыты по состоянию на 31 декабря 2014 года.
Таким образом, федеральным законодателем было установлено правовое регулирование, освобождающее граждан от необходимости уведомлять налоговые органы об открытии (закрытии, изменении реквизитов) зарубежных счетов (вкладов) и от обязанности представлять отчеты о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) при соблюдении определенных критериев: если указанные счета (вклады) были закрыты по состоянию на 31 декабря 2014 года, а также если срок пребывания гражданина за пределами территории Российской Федерации в течение 2017 года в совокупности составил более 183 дней.
Данное законоположение, направленное на обеспечение гарантий прав граждан при осуществлении валютного контроля, вступило в силу с 1 января 2018 года (часть 1 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"). При этом положений, устраняющих или смягчающих ответственность за нарушение валютного законодательства и актов органа валютного регулирования, оспариваемое законоположение не содержит.
Таким образом, оспариваемое заявителем законоположение, принятое в рамках дискреции федерального законодателя, не содержит какой-либо неопределенности и не может рассматриваться как нарушающее его конституционные права, указанные в жалобе.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Голина Вадима Геннадьевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 27 сентября 2018 г. N 2513-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Голина Вадима Геннадьевича на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)