Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 26 октября 2018 г. N 03-07-13/1/77090
Вопрос: АО в соответствии с п. 1 ст. 34.2 НК РФ обращается в Министерство финансов Российской Федерации как в федеральный орган исполнительной власти, который вправе давать письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
Порядок применения НДС в торговых отношениях государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) определяется статьей 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор) и Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющимся приложением N 18 к Договору.
Из п. 13 Протокола следует, что взимание НДС по товарам, ввозимым в Россию с территории государства-члена, осуществляется налоговым органом РФ по месту постановки на учет налогоплательщиков - собственников товаров. При этом собственником товаров признается лицо, которое обладает правом собственности на товары или к которому переход права собственности на товары предусматривается договором (контрактом).
Российский налогоплательщик обязан уплачивать НДС при ввозе товаров на территорию РФ с территории государства-члена, в том числе, если товары приобретаются на основании договора (контракта) между ним и налогоплательщиком государства, не являющегося членом ЕАЭС, и при этом товары импортируются с территории государства-члена (п. 13.5 Протокола).
Согласно п. 14 Протокола налоговая база по НДС определяется на дату принятия на учет налогоплательщиком импортированных товаров (но не позднее срока, установленного законодательством РФ) на основе стоимости приобретенных товаров и акцизов (подлежащих уплате по подакцизным товарам). Стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары (работы, услуги) согласно условиям договора (контракта).
Учитывая п. 7 ст. 3 НК РФ о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов), прошу предоставить разъяснения по следующим вопросам.
1. Является ли организация (резидент РФ) РФ плательщиком НДС при ввозе товара на территорию РФ с территории Республики Казахстан в рамках договора поставки между организациями: казахским продавцом и чешским покупателем, учитывая, что после ввоза товара на территорию РФ резидент Чешской Республики, не имеющий на территории РФ филиалов и представительств, продает товар российскому резиденту?
2. С какой стоимости товара необходимо уплатить НДС при ввозе товара с территории Республики Казахстан на территорию РФ:
a. со стоимости по договору поставки товара между казахским продавцом и чешским покупателем?
b. со стоимости по договору поставки товара между чешским продавцом и российским покупателем?
Ответ: В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость российской организацией при приобретении на территории Российской Федерации у хозяйствующего субъекта Чешской Республики, не осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации, товаров, ранее ввезенных на территорию Российской Федерации с территории Республики Казахстан, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 147 Кодекса местом реализации товара считается территория Российской Федерации в случае, если в момент начала отгрузки или транспортировки товар находится на территории Российской Федерации. Поэтому местом реализации товаров, находящихся на территории Российской Федерации после их ввоза с территории Республики Казахстан хозяйствующим субъектом Чешской Республики, не осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, признается территория Российской Федерации и их реализация является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
На основании статьи 161 Кодекса российские организации обязаны исполнять обязанности налоговых агентов, и соответственно, исчислять и уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость в случае приобретения у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах, товаров, местом реализации которых признается территория Российской Федерации. При этом налоговая база определяется как сумма дохода от реализации таких товаров с учетом налога на добавленную стоимость.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.