Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 октября 2018 г. N 8-АПГ18-27
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Виноградова О.И. на решение Ярославского областного суда от 9 августа 2018 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска об оспаривании постановления Ярославской областной Думы "О вопросе, предлагаемом для вынесения на референдум Ярославской области региональным советом Ярославского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" и постановления Избирательной комиссии Ярославской области "Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума Ярославской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителей Ярославской областной Думы Вахрамеевой Е.А. и Избирательной комиссии Ярославской области Лисицина О.Н., а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
26 июня 2018 года Ярославская областная Дума приняла постановление N 139 "О вопросе, предлагаемом для вынесения на референдум Ярославской области региональным советом Ярославского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко", которым постановила признать не соответствующим требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выносимый региональным советом Ярославского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" на референдум Ярославской области следующий вопрос: "Вы за принятие предлагаемого проекта Закона Ярославской области "О внесении изменений в статью 4 Закона Ярославской области от 16 октября 2014 года N 59-з", устанавливающего, что глава городского округа, глава муниципального района, глава городского поселения, являющегося административным центром соответствующего муниципального района Ярославской области, избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и возглавляет местную администрацию?".
6 июля 2018 года Избирательной комиссией Ярославской области принято постановление N 76/479-6, которым региональному совету Ярославского регионального отделения Российской объединенной демократической партии "Яблоко" отказано в регистрации инициативной группы по проведению референдума Ярославской области по названному выше вопросу.
Уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума Ярославской области Виноградов О.И. обратился в Ярославский областной суд с административным исковым заявлением о признании незаконными указанных постановлений Ярославской областной Думы и Избирательной комиссии Ярославской области, возложении обязанностей на Ярославскую областную Думу - признать выносимый на референдум названный выше вопрос соответствующим требованиям статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", на Избирательную комиссию Ярославской области - зарегистрировать инициативную группу по проведению референдума Ярославской области.
В обоснование заявленных требований указано, что порядок избрания глав муниципальных образований Ярославской области находится в совместном ведении Российской Федерации и Ярославской области и подлежит регулированию законом субъекта Российской Федерации. Постановление Ярославской областной Думы не содержит мотивировочной части, что порождает правовую неопределенность применения законодательства о референдумах. Оспариваемые постановления препятствуют реализации права заявителя и членов инициативной группы на выдвижение инициативы проведения референдума.
Решением Ярославского областного суда от 9 августа 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Виноградов О.И. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Относительно доводов апелляционной жалобы Ярославской областной Думой и прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не установила и считает его правильным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает способы избрания главы муниципального образования.
Так, согласно подпункту 1 части 2 статьи 36 данного федерального закона глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. При этом, исходя из части 2 статьи 36 этого же федерального закона, определение способа избрания главы муниципального образования относится к компетенции законодателя субъекта Российской Федерации.
Порядок избрания глав муниципальных образований Ярославской области регламентирован положениями статьи 4 Закона Ярославской области от 16 октября 2014 года N 59-з "О сроках полномочий, наименованиях, порядке формирования, иных вопросах организации и деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области".
Таким образом, инициатива регионального совета Ярославского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" по настоящему административному делу направлена на проведение референдума по вопросу, урегулированному Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и принятыми во исполнение положений данного федерального закона указанными положениями закона Ярославской области.
В этой связи вопрос, предложенный региональным советом Ярославского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" для вынесения на референдум Ярославской области, не соответствует требованиям пункта 2 статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
С суждениями суда первой инстанции об отсутствии правовой неопределенности в оспариваемом постановлении Ярославской областной Думы Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации согласилась.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Обжалуемое решение Ярославского областного суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены данного решения суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется, поскольку указанные доводы основаны на неверном истолковании норм материального права, повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, проверялись им и получили правильную оценку в решении.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ярославского областного суда от 9 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Виноградова О.И. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 октября 2018 г. N 8-АПГ18-27
Текст определения официально опубликован не был