Постановление Верховного Суда РФ от 3 октября 2018 г. N 59-АД18-6
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.,
рассмотрев жалобу защитника Сенина Алексея Владимировича, действующего на основании доверенности в интересах директора общества с ограниченной ответственностью "Аварийно-восстановительная компания" Петрова Сергея Павловича, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку N 7 от 24 марта 2017 г., решение судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 15 сентября 2017 г. и постановление заместителя председателя Амурского областного суда от 26 февраля 2018 г., вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Аварийно-восстановительная компания" (далее - ООО "АВК", общество) Петрова Сергея Павловича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку N 7 от 24 марта 2017 г., оставленным без изменения решением судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 15 сентября 2017 г. и постановлением заместителя председателя Амурского областного суда от 26 февраля 2018 г., директор ООО "АВК" Петров С.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию с применением положений частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 названного Кодекса в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Сенин А.В. ставит вопрос об отмене постановлений, вынесенных в отношении директора ООО "АВК" Петрова С.П. по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучив с учетом положений указанной нормы материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции Федерального закона от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу части 2 указанной статьи одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 указанных Правил под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу подпункта "д" пункта 4 Правил управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением перечисленных в данном пункте стандартов, в том числе по организации оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания.
В соответствии с подпунктами "а", "в" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 названных Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда).
Пунктами 4.2.1.1, 4.2.1.4, 4.2.1.6, 4.7.2, 5.2.22 данных Правил установлено, что:
- организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать теплозащиту, влагозащиту наружных стен;
- цоколь здания должен быть защищен от увлажнения и обрастания мхом;
- следует не допустить увлажнение стен атмосферной, технологической, бытовой влагой, чтобы предотвратить разрушения облицовки, штукатурки и окрасочных слоев фасада;
- разрушение окраски оконных коробок, переплетов и дверных полотен следует устранять по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития;
- трубопроводы и арматура систем отопления, находящиеся в не отапливаемых помещениях, должны иметь тепловую изоляцию, исправность которой необходимо проверять не реже двух раз в год.
Как усматривается из материалов дела, на основании лицензии от 8 апреля 2015 г. N 028000013, выданной Государственной жилищной инспекцией Амурской области, ООО "АВК" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами на территории Амурской области.
20 марта 2015 г. между ООО "АВК" и собственниками многоквартирного жилого дома N 6 по ул. Зеленая в г. Благовещенске, ООО "АВК" заключен договор N 22/У управления (технического обслуживания, содержания и ремонта) многоквартирным домом по указанному адресу.
Приложением N 2 к названному договору определен перечень и стоимость работ и услуг по содержанию, ремонту и управлению общим имуществом многоквартирного дома.
7 февраля 2017 г. во исполнение поручения прокуратуры Амурской области прокуратурой г. Благовещенска совместно с Государственной жилищной инспекцией Амурской области по обращению Доклан Р.Ю. проведена проверка, в ходе которой выявлено, что в нарушение пунктов 4.2.1.1, 4.2.1.4, 4.2.1.6, 4.7.2, 5.2.22 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда допущено:
- отслоение окрасочного слоя наружных стен здания (цоколь) по всему периметру многоквартирного дома;
- на входной двери в подъезд N 2 многоквартирного дома имеется отслоение окрасочного слоя наружного дверного проема;
- в подвальном помещении многоквартирного дома выявлена неисправность теплоизоляции трубопровода системы отопления.
22 февраля 2017 г. по факту выявленных нарушений заместителем прокурора г. Благовещенска в отношении директора ООО "АВК" Петрова С.П. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора ООО "АВК" Петрова С.П. постановлением мирового судьи, с выводами которого согласились вышестоящие судебные инстанции, к административной ответственности, установленной данной нормой.
Однако состоявшиеся по делу судебные акты законными признать нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Частью 1 статьи 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно материалам дела при осуществлении ООО "АВК" предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом по вышеуказанному адресу на основании договора управления многоквартирным домом директором общества Петровым С.П. допущены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
При этом данный вид деятельности осуществляется на основании лицензии от 8 апреля 2015 г. N 028000013, выданной обществу Государственной жилищной инспекцией Амурской области.
Оказание услуг и (или) выполнение работ по управлению многоквартирным домом, а также по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией, предполагающее и соблюдение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, является лицензионным требованием.
Административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, должностное лицо общества, допустившее в рамках осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами нарушение лицензионных требований, выразившихся в несоблюдении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, могло быть привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являющейся в рассматриваемом случае специальной по отношению к части 1 статьи 7.23.3 названного Кодекса.
Переквалификация действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, допустима при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также при пересмотре постановления или решения по такому делу при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Данная правовая позиция выражена в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Составы административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 7.23.3 и частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеют различные родовые объекты посягательства: общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Данное обстоятельство исключает возможность переквалификации вмененного директору ООО "АВК" Петрову С.П. деяния с части 1 статьи 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 2 статьи 14.1.3 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку N 7 от 24 марта 2017 г., решение судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 15 сентября 2017 г. и постановление заместителя председателя Амурского областного суда от 26 февраля 2018 г., вынесенные в отношении директора ООО "АВК" Петрова С.П. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в деянии директора ООО "АВК" Петрова С.П. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.3 названного Кодекса.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
жалобу защитника Сенина А.В., действующего на основании доверенности в интересах директора ООО "АВК" Петрова С.П., удовлетворить.
Постановление мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку N 7 от 24 марта 2017 г., решение судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 15 сентября 2017 г. и постановление заместителя председателя Амурского областного суда от 26 февраля 2018 г., вынесенные в отношении директора ООО "АВК" Петрова С.П. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.Б. Никифоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 3 октября 2018 г. N 59-АД18-6
Текст постановления официально опубликован не был