Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 октября 2018 г. N 53-АПГ18-12
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Калининой Л.А.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим в части решение Красноярского городского Совета депутатов от 13 марта 2015 г. N 7-107 "О Генеральном плане городского округа города Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета" по апелляционной жалобе Федерального агентства лесного хозяйства на решение Красноярского краевого суда от 23 апреля 2018 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., представителя Федерального агентства лесного хозяйства Миятлиевой Д.М., представителя Красноярского городского Совета депутатов Макоенко О.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) обратилось в Красноярский краевой суд с заявлением о признании недействующим решения Красноярского городского Совета депутатов от 13 марта 2015 г. N 7-107 "О генеральном плане городского округа города Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета" в части включения в границы городского округа город Красноярск лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, а именно: Мининское лесничество Караульное участковое лесничество: квартал 2 выделы 12, 13, 15, 16, 17, 24, 25, 28, 30, части выделов 1-11, 14, 20-23, 26, 27, 31; квартал 43 выделы 11, 16, 17,18, части выделов 6, 7, 9, 12, 15; Емельяновское лесничество совхоз "Элита": квартал 12 выделы 25, 35, 36, 44, 45, 46, 53, часть выдела 52; Емельяновское лесничество совхоз "Солонцы": квартал 26 выделы 27, 39, 41, 48-50, 59, части выделов 64, 65.
По мнению административного истца, оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. N 178 "Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации".
Решением Красноярского краевого суда от 23 апреля 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Относительно апелляционной жалобы Глава города Красноярска, Красноярский городской Совет депутатов, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю и прокуратура Красноярского края представили возражения, отзыв и пояснения.
В судебное заседание представители Главы города Красноярска, Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, Министерства лесного хозяйства Красноярского края, прокуратуры Красноярского края, территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, ФГБУ "Рослесинфорг" "Востсиблеспроект", Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю", извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов и возражений на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно пункту 26 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
В соответствии с Законом Красноярского края от 25 февраля 2005 г. N 13-3148 "О наделении муниципального образования город Красноярск статусом городского округа" муниципальное образование город Красноярск, в состав которого входят городской населенный пункт город Красноярск и сельский населенный пункт деревня Песчанка, наделено статусом городского округа.
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 13 марта 2015 г. N 7-107 утвержден Генеральный план городского округа город Красноярск.
По результатам выполненного ФГБУ "Рослесинфорг" "Востсиблеспроект" в 2017 году картографического наложения материалов лесоустройства на границы населенного пункта, определенных основным чертежом Генерального плана, установлено включение лесных участков в границы городского округа города Красноярска, расположенных на землях лесного фонда, а именно: Мининское лесничество Караульное участковое лесничество: квартал 2 выделы 12, 13, 15, 16, 17, 24, 25, 28, 30, части выделов 1-11, 14, 20-23, 26, 27, 31; квартал 43 выделы 11, 16, 17, 18, части выделов 6, 7, 9, 12, 15; Емельяновское лесничество совхоз "Элита": квартал 12 выделы 25, 35, 36, 44, 45, 46, 53, часть выдела 52; Емельяновское лесничество совхоз "Солонцы": квартал 26 выделы 27, 39, 41, 48-50, 59, части выделов 64, 65.
Статьей 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли лесного фонда отнесены к федеральной собственности.
Отнесение указанных лесных участков к землям лесного фонда подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права на участки лесного фонда от 19 февраля 2010 г. N 511833 и от 20 февраля 2016 г. N 175696.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) все земли по целевому назначению подразделяются на категории, в частности, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В силу статьи 84 Земельного кодекса установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Согласно статье 25 названного Кодекса проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
На момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. N 178 "Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований" и приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 года N 69 "Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования" (далее - Порядок согласования).
Пунктом 2.1 Порядка согласования предусматривалось направление органам местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Министерстве регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России) в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 ГрК РФ.
На основании пункта 2.2 Порядка согласования Минрегион России обладал организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов, уполномоченных осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности.
Таким федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства, в силу Положения о федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 (далее - Положение), является Федеральное агентство лесного хозяйства.
В соответствии с Положением Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет рассмотрение проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 установлено, что Федеральное агентство лесного хозяйства до 1 января 2015 г. согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земельного фонда (за исключением случаев, если полномочия по распоряжению лесными участками переданы в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, органу государственной власти субъекта Российской Федерации).
При рассмотрении спора судом первой инстанции установлено, что 16 сентября 2014 г. проект генерального плана был размещен в федеральной государственной информационной системе территориального планирования, а 17 сентября 2014 г. Управлением архитектуры администрации города Красноярска в Минрегион России и в Правительство Красноярского края направлено уведомление об обеспечении доступа к проекту генерального плана с просьбой подготовить заключения о согласовании указанного проекта или об отказе в его согласовании.
Вышеуказанное уведомление получено Минрегионом России 3 октября 2014 г.
Правительством Красноярского края 31 декабря 2014 г. на основании положительных заключений уполномоченных отраслевых министерств Красноярского края подготовлено заключение о согласовании проекта генерального плана.
Согласно письму от 5 ноября 2014 г. N АП-11-32/13131 проект генерального плана городского округа города Красноярск был рассмотрен и согласован Рослесхозом в связи с тем, что проектом не предусматривалось увеличение границ земель населенных пунктов за счет земель лесного фонда.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что генеральный план утвержден Красноярским городским Советом депутатов с соблюдением процедуры его согласования, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 25 ГрК РФ и пунктом 2.1 Порядка согласования.
Вместе с тем, следует учитывать, что в соответствии с пунктом 9.12 Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных приказом Минрегиона России от 26 мая 2011 г. N 244, подлежащих применению в силу части 2 статьи 6.1 ГрК РФ, в целях утверждения генеральных планов городских округов, поселений осуществляется подготовка соответствующих материалов по обоснованию их проектов в текстовой форме и в виде карт - обосновывающая часть.
Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме в виде пояснительной записки содержат, в том числе перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.
Представленные на согласование Федеральному агентству лесного хозяйства (Рослесхозу) материалы по обоснованию генерального плана городского округа город Красноярск, в нарушение требований вышеуказанных норм законодательства, не содержали сведений о лесных участках, которые включаются в границы населенного пункта.
Таким образом, согласование генерального плана городского округа город Красноярск с названным федеральным органом фактически не обеспечено.
Учитывая изложенное, несоблюдение установленной процедуры согласования с собственником земель лесного фонда - Российской Федерации в лице Рослесхоза перевода этих земель в земли населенных пунктов при установлении либо изменении границ населенных пунктов влечет признание таких нормативных правовых актов недействующими.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Красноярского краевого суда от 23 апреля 2018 г. отменить. Административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) удовлетворить.
Решение Красноярского городского Совета депутатов от 13 марта 2015 г. N 7-107 "О Генеральном плане городского округа города Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета" в части включения в границы городского округа город Красноярск лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, а именно: Мининское лесничество Караульное участковое лесничество: квартал 2 выделы 12, 13, 15, 16, 17, 24, 25, 28, 30, части выделов 1-11, 14, 20-23, 26, 27, 31; квартал 43 выделы 11, 16, 17, 18, части выделов 6, 7, 9, 12, 15; Емельяновское лесничество совхоз "Элита": квартал 12 выделы 25, 35, 36, 44, 45, 46, 53, часть выдела 52; Емельяновское лесничество совхоз "Солонцы": квартал 26 выделы 27, 39, 41, 48-50, 59, части выделов 64, 65 признать недействующим с даты вступления в силу настоящего определения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 октября 2018 г. N 53-АПГ18-12
Текст определения официально опубликован не был