Passenger cars. Windscreen wiper and washer systems. Technical requirements and test methods
МКС 43.040.60
Дата введения - 1 февраля 2018 г.
Введен впервые
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ)
2 Внесен Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 "Дорожный транспорт"
3 Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25 октября 2016 г. N 92-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения |
AM |
Минэкономики Республики Армения |
Беларусь |
BY |
Госстандарт Республики Беларусь |
Грузия |
GE |
Грузстандарт |
Киргизия |
KG |
Кыргызстандарт |
Россия |
RU |
Росстандарт |
Таджикистан |
TJ |
Таджикстандарт |
Узбекистан |
UZ |
Узстандарт |
Украина |
UA |
Минэкономразвития Украины |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 июня 2017 г. N 551-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33993-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 февраля 2018 г.
5 Введен впервые
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на транспортные средства категории М1 по [1].
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 автоматическая система очистки ветрового стекла: Система, которая при работающем двигателе транспортного средства способна функционировать без какого-либо воздействия водителя, иного чем включение и выключение.
2.2 зона очистки: Зона наружной поверхности ветрового стекла, с которой контактирует щетка стеклоочистителя при работе на влажном стекле.
Примечание - Зона, по которой осуществляется движение щетки в положении остановки (парковочном положении), не входит в зону очистки.
2.3 моющий раствор: Жидкость, используемая в системе омывания, состоящая из воды и, в необходимых случаях, - специальных добавок.
2.4 насос: Устройство для подачи моющего раствора из резервуара через систему омывания на поверхность ветрового стекла.
2.5 орган управления системой омывания ветрового стекла: Устройство или приспособление для включения и выключения системы омывания ветрового стекла.
2.6 прерывистый режим работы: Автоматический режим работы системы стеклоочистки, не являющийся непрерывным, в течение которого после каждого цикла очистки щетки некоторое время находятся в неподвижном состоянии в одном из конструктивно определенных положений остановки.
2.7 резервуар: Контейнер для хранения моющего раствора в системе омывания ветрового стекла.
2.8 система омывания ветрового стекла: Система, состоящая из устройства для хранения моющего раствора и нанесения его на поверхность ветрового стекла.
Примечание - Включение и выключение могут быть скоординированы с включением системы очистки ветрового стекла или быть независимыми от него.
2.9 система очистки ветрового стекла: Система, состоящая из устройства для очистки наружной поверхности ветрового стекла, а также дополнительных приспособлений и органов управления для приведения в действие постановки устройства.
2.10 форсунка: Устройство, которое направляет моющий раствор на поверхность ветрового стекла.
2.11 цикл очистки: Движение щетки системы очистки ветрового стекла, которое требуется для совершения хода очистки и возврата в исходное положение.
2.12 эффективность работы системы омывания ветрового стекла: Способность системы подавать жидкость в предусмотренную зону ветрового стекла без утечек и рассоединения трубопроводов системы в процессе ее нормального функционирования.
Примечание - Дополнительное движение щетки в положение остановки (парковочное положение) не входит в цикл очистки.
2.13 главное коммутационное устройство транспортного средства: Устройство, посредством которого бортовые электронные системы переводятся из выключенного состояния, соответствующего стоянке транспортного средства без водителя на борту, в состояние для нормальной работы и обратно.
Примечание - Функцию главного коммутационного устройства может выполнять замок зажигания или система бесключевого доступа/запуска.
3 Технические требования
3.1 Система очистки ветрового стекла
3.1.1 Каждое транспортное средство должно быть оснащено по крайней мере одной автоматической системой очистки ветрового стекла.
3.1.2 Зона очистки должна составлять не менее 80 % площади зоны В и не менее 98 % площади зоны А, размеры и расположение которых определяют в соответствии с приложением 18 к [2].
3.1.3 Зона очистки ветрового стекла должна удовлетворять минимальным требованиям, установленным в 3.1.2, при испытаниях стеклоочистителя с частотой, соответствующей требованиям 3.1.4.2, в условиях, описанных в 4.1.11.
3.1.4 Механизм стеклоочистителя должен обеспечивать не менее двух рабочих частот движения.
3.1.4.1 Первая частота - не менее 10 и не более 55 циклов очистки в минуту.
3.1.4.2 Вторая частота - не менее 45 циклов очистки в минуту.
3.1.5 Разница между наибольшей и одной из наименьших частот движения должна быть не менее 15 циклов очистки в минуту.
3.1.6 Частоты, указанные в 3.1.4, следует проверять в условиях, описанных в 4.1.1-4.1.6 и 4.1.8.
3.1.7 Прерывистый режим работы системы может быть использован для выполнения требований 3.1.4, при условии, что одна из частот отвечает требованиям 3.1.4.1, а другая частота, полученная прерыванием главной частоты, составляет не менее 10 циклов очистки в минуту.
3.1.8 Когда система очистки ветрового стекла выключена с помощью органа управления, рычаги и щетки должны автоматически вернуться в положение остановки (парковочное положение).
3.1.9 Система должна выдерживать принудительную остановку в течение 15 с. Допускается использование автоматических предохранителей, при условии, что для возврата в рабочее состояние не потребуется воздействий ни на какие другие органы управления, кроме органа управления стеклоочистителем. Условия и метод испытаний приведены в 5.1.7.
3.1.10 Влияние аэродинамических эффектов, обусловленных размерами и формой ветрового стекла на эффективность работы системы, следует определять при следующих условиях.
3.1.10.1 При воздействии потока воздуха, движущегося со скоростью, равной 80 % максимальной скорости транспортного средства, но не превышающей 160 км/ч (выбирается меньшее значение), и при максимальной частоте движения щеток система очистки должна продолжать очищать зону А, в соответствии с требованиями 3.1.2, без снижения эффективности. Перед испытаниями зона А ветрового стекла должна быть обработана в соответствии с 4.1.8 и 4.1.9. В процессе испытаний чистящая кромка щетки (щеток) должна оставаться в контакте с ветровым стеклом. Полный отрыв чистящей кромки от поверхности ветрового стекла не допускается. Чистящая кромка щетки (щеток) должна оставаться в полном контакте с поверхностью ветрового стекла в пределах размеров зоны А, оговоренных в 3.1.2, в период каждого полного цикла очистки. Любой частичный отрыв чистящей кромки щетки как при прямом, так и при ходе не допускается.
3.1.11 Если в положении остановки (парковочном положении) поводок щетки (щеток) или чистящая кромка (кромки) щеток не находятся снаружи от границы зоны В, оговоренной в 3.1.2, должна быть обеспечена возможность ручного отведения щетки от поверхности ветрового стекла для его ручной очистки.
3.1.12 Система очистки ветрового стекла должна быть работоспособной в течение 2 мин при сухом ветровом стекле и температуре окружающего воздуха минус (18 3) °С без снижения частоты работы системы. Условия испытаний описаны в 4.1.13.
3.2 Система омывания ветрового стекла
3.2.1 Каждое транспортное средство должно быть оснащено системой омывания ветрового стекла, рабочее состояние которой должно быть связано с активацией главного коммутационного устройства транспортного средства. Система омывания должна выдерживать режим, когда форсунки заблокированы и система функционирует в соответствии с процедурой, описанной в 4.2.1.2-4.2.1.5.
3.2.2 Эффективность работы системы не должна снижаться при воздействии температурных циклов, описанных в 4.2.3 и 4.2.4.
3.2.3 Система омывания ветрового стекла должна обеспечивать распыление жидкости на заданные участки ветрового стекла без каких-либо следов утечек, рассоединения трубопроводов и нарушения функционирования при нормальных условиях эксплуатации при температуре окружающего воздуха от минус (18 3) °С до 80 °С. Кроме того, при блокировании форсунок в системе должны отсутствовать следы утечек и рассоединения любых трубопроводов.
3.2.4 Система должна обеспечивать подачу жидкости в объеме, достаточном для очистки 60 % зоны А, оговоренной в 3.1.2, при условиях, приведенных в 4.2.5.
3.2.5 Включение системы омывания ветрового стекла должно происходить путем ручного воздействия на ее орган управления. Дополнительно, включение и выключение системы омывания может быть скоординировано с любой иной системой транспортного средства.
3.2.6 Вместимость резервуара для моющего раствора должна быть не менее 1 л.
4 Методы испытаний
4.1 Система очистки ветрового стекла
4.1.1 Испытания проводят в условиях, описанных в 4.1.2-4.1.5, если не оговорено иное.
4.1.2 Температура окружающего воздуха должна быть не менее 5 °С и не более 40 °С.
4.1.3 Поверхность ветрового стекла должна постоянно быть влажной.
4.1.4 Для стеклоочистителя с электроприводом должны быть соблюдены следующие дополнительные условия:
- все аккумуляторные батареи должны быть полностью заряжены;
- в случае применения на транспортном средстве двигателя внутреннего сгорания частота его вращения должна составлять не более 30 % частоты вращения при максимальной мощности. Однако, если будет доказано, что выполнение данного условия не совместимо со стратегией управления двигателем, например в случае гибридного транспортного средства с электроприводом, должны быть определены реальные условия функционирования, учитывающие диапазон частоты вращения двигателя, периодическое или полное отключение двигателя при нормальном режиме движения. Если система очистки ветрового стекла может обеспечить выполнение требований при неработающем двигателе, испытания проводятся именно в таких условиях;
- должен быть включен ближний свет фар;
- системы отопления, вентиляции, очистки ветрового стекла от обледенения и запотевания, независимо от места их расположения в транспортном средстве, должны работать с максимальным потреблением электроэнергии.
4.1.5 Системы с приводом от сжатого воздуха или от вакуумной магистрали должны обеспечивать постоянную работу при предписанных частотах вне зависимости от частоты вращения и нагрузки двигателя и от степени заряженности или разряженности аккумуляторной батареи.
4.1.6 Частоты работы стеклоочистителя должны соответствовать требованиям 3.1.4 после предварительной работы по влажной поверхности в течение 20 мин.
4.1.7 Требования 3.1.9 должны быть выполнены, когда рычаг стеклоочистителя удерживается в середине цикла очистки в течение 15 с, а орган управления стеклоочистителем находится в положении, соответствующем максимальной частоте.
4.1.8 Перед началом испытаний наружную поверхность ветрового стекла полностью обезжиривают протиранием с применением этилового спирта или эквивалентного средства.
После того как стекло высохнет, его поверхность протирают раствором аммиака концентрацией от 3 % до 10 %. Затем поверхность вторично оставляют до полного высыхания, после чего ее протирают сухой хлопчатобумажной безворсовой тканью.
4.1.9 Наружную поверхность ветрового стекла равномерно покрывают испытательной смесью в соответствии с приложением А и оставляют до полного высыхания.
4.1.10 В случае, когда наружная поверхность ветрового стекла обработана в соответствии с 4.1.8 и 4.1.9, система омывания ветрового стекла может быть использована в соответствии с требованиями испытаний. Систему омывания включают не позднее чем через 1 ч после полного высыхания состава.
4.1.11 Размеры зоны очистки в соответствии с 3.1.3 определяют следующим образом:
- наружную поверхность ветрового стекла обрабатывают в соответствии 4.1.8 и 4.1.9;
- для определения выполнения требований 3.1.2 стеклоочиститель включают и, с учетом условий 4.1.10, контуры и площади зон, очищаемых щетками, сравнивают с размерами зон видимости А и В, оговоренными в 3.1.2.
4.1.12 В качестве альтернативы описанной процедуре испытаний по согласованию с испытательной лабораторией могут быть представлены результаты компьютерной симуляции, включая расчеты, подтверждающие выполнение требований, изложенных в 3.1.2.
4.1.13 Требования 3.1.12 должны быть выполнены после выдержки транспортного средства при температуре окружающего воздуха минус (18 3) °С не менее 4 ч. Стеклоочиститель должен работать при условиях, указанных в 4.1.4 и 4.1.5, а орган управления должен находиться в положении, соответствующем максимальной частоте. При этом не предъявляют требования, относящиеся к зоне очистки.
4.2 Система омывания ветрового стекла
4.2.1 Испытание N 1
4.2.1.1 Систему омывания полностью заполняют водой, прокач
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 33993-2016 "Автомобили легковые. Системы очистки и омывания ветрового стекла. Технические требования и методы испытаний" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 июня 2017 г. N 551-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2017 г.
Дата введения - 1 февраля 2018 г.
Текст ГОСТа приводится с учетом поправки, опубликованной в ИУС "Национальные стандарты", 2020 г., N 2
Настоящий документ применяется в рамках ЕАЭС
Включен в Перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011)
Включен в Перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования