Правила
эксплуатации и пономерного учета собственных грузовых вагонов
(утв. на 68 заседании Совета по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ, Бишкек, 17-18 мая 2018 г.)
18 октября 2018 г.
1. Общие положения
Пункт 1.1 изменен с 19 октября 2018 г. - Протокол от 18 октября 2018 г.
1.1. Настоящие Правила регулируют порядок эксплуатации и пономерного учета грузовых вагонов восьмизначной нумерации, принадлежащих юридическому или физическому лицу на праве собственности или на ином законном основании, зарегистрированных в Автоматизированном банке данных парка грузовых вагонов с соответствующим признаком пользования вагоном (далее - собственные вагоны) и действуют на путях общего пользования железных дорог государств - участников Соглашения о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров собственности государств-участников Содружества, Азербайджанской Республики, Республики Грузии, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики (далее - Соглашение).
Железнодорожная администрация вправе для собственных вагонов своей приписки устанавливать дополнительные требования, не противоречащие Правилам.
1.2. Изменения и дополнения к настоящим Правилам производятся по решению Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (далее - Совет).
2. Общие требования к собственным вагонам
2.1. Собственные вагоны, выходящие на пути общего пользования, подлежат учету в картотеке железнодорожной администрации приписки вагона с последующей передачей необходимой информации в Информационный вычислительный центр железнодорожных администраций (далее - ИВЦ ЖА) для формирования Автоматизированного банка данных парка грузовых вагонов (далее - АБД ПВ).
2.2. Собственные вагоны, выходящие на пути общего пользования, должны быть зарегистрированы в АБД ПВ, иметь модель, учтенную в справочнике "Модели грузовых вагонов" (СЖА 2004 ХХ), документ подтверждения соответствия (для вагонов постройки с 1998 года) и по своему техническому состоянию соответствовать требованиям N 808-2017 ПКБ ЦВ "Инструкция по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (инструкция осмотрщику вагонов)", утвержденной на пятидесятом заседании Совета.
2.3. Собственные вагоны, не зарегистрированные в АБД ПВ, оформляются к перевозке только как груз на своих осях.
Пункт 2.4 изменен с 19 октября 2018 г. - Протокол от 18 октября 2018 г.
2.4. Собственные вагоны должны быть приписаны к железнодорожной станции. Железнодорожные станции приписки устанавливаются на основании обращения собственника вагонов в соответствии с порядком, действующим на железнодорожной администрации приписки.
Пункт 2.5 изменен с 19 октября 2018 г. - Протокол от 18 октября 2018 г.
2.5. Груженые собственные вагоны должны приниматься всеми железнодорожными администрациями государств - участников Соглашения в соответствии с согласованным планом перевозок грузов в международном сообщении без ограничений.
Порожние собственные вагоны должны приниматься всеми железнодорожными администрациями государств - участников Соглашения в соответствии с планом формирования грузовых поездов без ограничений.
Наименование изменено с 19 октября 2018 г. - Протокол от 18 октября 2018 г.
3. Порядок регистрации, перерегистрации и снятия с учета собственных вагонов в АБД ПВ
Пункт 3.1 изменен с 19 октября 2018 г. - Протокол от 18 октября 2018 г.
3.1. Для регистрации вагонов в АБД ПВ в адрес железнодорожной администрации собственником предоставляется заявка с указанием следующей информации: собственник вагона, станция приписки, причина регистрации, восьмизначный и/или заводской номер вагона, полигон обращения. Рекомендуемая форма заявки приведена в приложении 1 к настоящим Правилам.
К заявкам должны прилагаться:
- технический паспорт вагона формы ВУ-4 ЖА (ВУ-4 М);
- документ, подтверждающий право собственности;
- акт приема-передачи вагона;
- акт осмотра технического состояния собственных вагонов или иной документ, предусмотренный на железнодорожной администрации приписки. Рекомендуемая форма акта осмотра приведена в Приложении 2 к настоящим Правилам;
- при покупке вагона через юридическое/физическое лицо, не осуществлявшее регистрацию вагона в АБД ПВ, договор (договоры) купли-продажи и акт приема-передачи последовательно от завода-изготовителя до последнего собственника или другие документы, подтверждающие факт приобретения вагонов;
- сертификат соответствия для вагонов, подлежащих подтверждению соответствия;
- акт приема-передачи грузового вагона на баланс при приобретении вагонов инвентарного парка. Рекомендуемая форма акта ВУ-70 М приведена в Приложении 3 к настоящим Правилам.
Пункт 3.2 изменен с 19 октября 2018 г. - Протокол от 18 октября 2018 г.
3.2. Собственник вагонов должен перерегистрировать вагоны в АБД ПВ в следующих случаях:
- плановой перерегистрации;
- изменения собственника;
- изменения признака пользования вагона;
- изменения станции приписки;
- передачи/ возврата в/из аренды;
- изменения технических параметров вагонов;
- изменения конструкторской документации с введением новой модели или модификации;
- модернизации вагона;
- продления срока службы вагона;
- перенумерации вагона;
- изменения полигона обращения.
Перечень документов, прилагаемых собственником вагона к заявке на перерегистрацию в АБД ПВ, устанавливается железнодорожной администрацией приписки вагона.
Пункт 3.3 изменен с 19 октября 2018 г. - Протокол от 18 октября 2018 г.
3.3. Плановая перерегистрация в АБД ПВ собственных вагонов производится через пять лет через железнодорожные администрации.
Вагоны, не прошедшие плановую перерегистрацию в АБД ПВ, не допускаются к курсированию по путям общего пользования, их номера исключаются ИВЦ ЖА из АБД ПВ. При предъявлении собственником в течение трех лет с момента исключения из АБД ПВ номеров таких вагонов к выходу на пути общего пользования - вагоны подлежат перерегистрации в АБД ПВ установленным порядком с восстановлением старого номера.
Для собственных вагонов, переданных в Единый парк, срок плановой перерегистрации продлевается на время их нахождения в Едином парке. После изъятия собственного грузового вагона из Единого парка его перерегистрация производится порядком, установленным настоящими Правилами*.
*Дата ввода в действие будет определена решением Совета по железнодорожному транспорту.
Пункт 3.4 изменен с 19 октября 2018 г. - Протокол от 18 октября 2018 г.
3.4. При приобретении собственных вагонов с изменением железнодорожной администрации приписки, для их перерегистрации в АБД ПВ новый собственник вместе с заявкой и документами, указанными в п. 3.1., предоставляет подтверждение железнодорожной администрации предыдущей приписки о продаже вагонов другому собственнику. Железнодорожная администрация предыдущей приписки письменно информирует ИВЦ ЖА об изменении собственника.
По истечении двух месяцев с момента получения от железнодорожной администрации информации о факте продажи вагона в случае его не перерегистрации в АБД ПВ новым собственником, ИВЦ ЖА проставляет такому вагону в АБД ПВ признак "предстоят изменения", а по истечении одного месяца после проставления признака "предстоят изменения" в АБД ПВ - признак "запрет курсирования".
Пункт 3.5 изменен с 19 октября 2018 г. - Протокол от 18 октября 2018 г.
3.5. При передаче собственных вагонов в аренду резиденту другого государства, арендатор вместе с заявкой на регистрацию в АБД ПВ по месту временной приписки вагонов предъявляет:
- соответствующий договор с собственником о передаче вагонов в аренду с указанием срока аренды;
- согласие собственника на временное изменение станции приписки (при необходимости);
- акт приема-передачи вагона;
- подтверждение железнодорожной администрации приписки о передаче вагонов в аренду.
Информация в АБД ПВ о собственнике вагона сохраняется.
Железнодорожная администрация приписки собственного вагона письменно информирует ИВЦ ЖА о передаче вагонов в аренду.
При прекращении договора аренды собственник вагона должен подать заявку железнодорожной администрации приписки с приложением документов, подтверждающих прекращение договора аренды и акт приема-передачи вагона.
Пункт 3.6 изменен с 19 октября 2018 г. - Протокол от 18 октября 2018 г.
3.6. Для снятия собственного вагона с учета в АБД ПВ собственник обязан подать заявку в железнодорожную администрацию приписки с приложением документов, установленных железнодорожной администрацией приписки.
Пункт 3.7 изменен с 19 октября 2018 г. - Протокол от 18 октября 2018 г.
3.7. Документы, подаваемые заявителем для регистрации, перерегистрации и снятия с учета в АБД ПВ собственных вагонов, сохраняются железнодорожными администрациями на срок, установленный национальным законодательством, но не менее, чем до следующей перерегистрации в АБД ПВ, а в ИВЦ ЖА в электронном виде сохраняются приложения к заявкам железнодорожных администраций.
3.8. При внесении изменений в АБД ПВ или отказе на внесение изменений с указанием причины отказа ИВЦ ЖА направляет железнодорожной администрации результат обработки заявки в течение пяти дней со дня ее получения.
3.9. Железнодорожная администрация обеспечивает соответствие представляемых собственником (арендатором) данных по собственным вагонам, передаваемых в ИВЦ ЖА.
ИВЦ ЖА обеспечивает соответствие информации в АБД ПВ по полученным от железнодорожной администрации данным.
3.10. Спорные вопросы, возникающие при обработке заявок, рассматриваются железнодорожной администрацией, подавшей заявку, совместно c Дирекцией Совета, причастными железнодорожными администрациями и ИВЦ ЖА.
4. Нумерация собственных вагонов
4.1. Ведение системы нумерации собственных вагонов осуществляется ИВЦ ЖА в актуальном режиме.
Присвоение номеров собственным вагонам осуществляется ИВЦ ЖА на основании заявки железнодорожной администрации в соответствии со справочником "8-значная система нумерации грузовых вагонов колеи 1520 мм" (СЖА 2001 ХХ) с одновременным установлением в АБД ПВ признака пользования вагоном "собственный".
Присвоение номеров на цифру "5" не производится.
По заявке собственника вагон на цифру "5" может быть перенумерован в соответствии со справочником "8-значная система нумерации грузовых вагонов колеи 1520 мм" (СЖА 2001 ХХ).
4.2. При передаче в собственность юридическим или физическим лицам вагонов инвентарного парка железнодорожных администраций, существующий номер вагона сохраняется с одновременным установлением в АБД ПВ признака пользования вагоном в значении "собственный" в соответствии с классификатором "Признак пользования вагоном/контейнером" (КЖА 6115 ХХ).
4.3. При покупке вагонов у завода-изготовителя собственник вагонов может обратиться в железнодорожную администрацию приписки с просьбой о выделении восьмизначных номеров для нанесения их на вагоны в условиях завода.
4.4. Завод-изготовитель через железнодорожную администрацию может зарезервировать номера вагонов.
4.5. При регистрации нового вагона в АБД ПВ проставляется признак "предстоят изменения" (запрет курсирования по причине отсутствия данных о комплектации). В случае отсутствия информации о комплектации в течении 30 дней с момента регистрации, в АБД ПВ проставляется признак "запрет курсирования".
4.6. После получения от железнодорожной администрации информации о присвоенном номере собственник вагона обеспечивает нанесение его на вагон в соответствии с Альбомом - справочником "Знаки и надписи на вагонах грузового парка железных дорог колеи 1520 мм", утвержденным решением пятьдесят седьмого заседания Совета.
4.7. При смене собственника или передаче вагонов в аренду ранее присвоенные номера сохраняются в АБД ПВ.
4.8. Номер вагона, снятого с учета, может быть повторно использован ИВЦ ЖА.
5. Порядок ведения ИВЦ ЖА автоматизированного банка данных собственных вагонов
5.1. Автоматизированный банк данных собственных вагонов ведется ИВЦ ЖА в режиме реального времени и формируется на основе заявок железнодорожных администраций.
5.2. Заявки, подписанные уполномоченным представителем железнодорожной администрации, направляются в ИВЦ ЖА по факсимильной связи или электронной почте.
Приложения к заявкам установленной структуры в электронном виде передаются по электронной почте.
При проведении железнодорожной администрацией учетных операций с использованием WEB-технологии в ИВЦ ЖА направляются только приложения к заявкам.
5.3. ИВЦ ЖА регистрирует полученные заявки, программными комплексами производит проверку информации на соответствие предъявляемым требованиям и при положительном результате вносит изменения в АБД ПВ. Результат обработки не позднее пяти дней со дня получения заявки сообщается железнодорожной администрации заявителю по электронной почте или оперативно при использовании WEB-портала ЖА.
5.4. Снятие с учета собственных вагонов в АБД ПВ осуществляется ИВЦ ЖА по заявке железнодорожной администрации приписки на исключение собственных вагонов.
5.5. Изменение в АБД ПВ собственника вагонов осуществляется ИВЦ ЖА только по заявке железнодорожной администрации приписки.
5.6. АБД ПВ используется железнодорожными администрациями при обработке материалов сетевой переписи по методике, согласованной с Дирекцией Совета, ИВЦ ЖА и осуществляющей обработку результатов переписи железнодорожной администрацией.
5.7. При передаче собственных вагонов в аренду на основании заявки железнодорожной администрации приписки арендованного вагона в АБД ПВ делается отметка об арендаторе вагонов с сохранением записи о собственнике.
6. Условия эксплуатации собственных вагонов
6.1. Постановка собственных вагонов в поезда допускается после подтверждения их исправного технического состояния.
6.2. В собственных вагонах допускается перевозка только тех грузов, которые предусмотрены конструкторской или эксплуатационной документацией на модель вагона.
6.3. Техническое обслуживание и ремонт собственных вагонов осуществляется в соответствии с требованиями документов, утверждённых Советом. Железнодорожная администрация вправе устанавливать иные требования, не противоречащие требованиям документов, утверждённых Советом.
6.4. Плановые виды ремонта, текущий отцепочный ремонт, окраска вагонов, нанесение трафаретов проводятся за счет средств собственника вагона.
Пункт 6.5 изменен с 19 октября 2018 г. - Протокол от 18 октября 2018 г.
6.5. Ремонт собственных вагонов осуществляется предприятиями, имеющими условный номер клеймения, присвоенный в соответствии с Положением об условных номерах клеймения железнодорожного подвижного состава и его составных частей, утвержденным решением шестьдесят первого заседания Совета, и условный код, включенный в справочник "Условные коды предприятий" (СЖА 1001 ХХ), с передачей в ИВЦ ЖА информационных сообщений 1353, 1354.
Плановые виды ремонта собственных вагонов осуществляются в сроки и в порядке, установленные конструкторской или эксплуатационной документацией на вагон, в случае их отсутствия в конструкторской или эксплуатационной документации - в соответствии с "Положением о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожные пути общего пользования в международном сообщении", утвержденным на пятьдесят седьмом заседании Совета.
6.6. Перевод собственных вагонов на систему ремонта с учетом фактически выполненного объема работ (по пробегу) осуществляется по обращению собственника в железнодорожную администрацию приписки.
6.7. Собственные вагоны с восьмизначной нумерацией, выходящие на пути общего пользования, должны быть окрашены в соответствии с требованиями "Положения об окраске собственных грузовых вагонов", утвержденных решением шестидесятого заседания Совета.
На собственных вагонах должны быть нанесены трафареты, знаки и надписи в соответствии с Альбомом-справочником "Знаки и надписи на вагонах грузового парка железных дорог колеи 1520 мм", утвержденным решением пятьдесят седьмого заседания Совета.
На собственных вагонах, выходящих на железные дороги "третьих" стран, кроме того трафареты, знаки и надписи должны соответствовать положениям Договора о пользовании грузовыми вагонами в международном сообщении (ПГВ) и Приложению 2 к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС).
На цистерны, предназначенные для перевозки определенного груза, должен быть нанесен трафарет, соответствующий роду перевозимого груза, а на цистерны для перевозки опасных грузов - код цистерны и дата следующей периодической проверки (освидетельствования) котла цистерны или дата следующей промежуточной проверки (освидетельствования) котла цистерны.
7. Контроль за курсированием собственных вагонов
7.1. Курсирование собственных вагонов по путям общего пользования запрещается в случаях, когда по запросу железнодорожных администраций на выдачу справок-сообщений из НИС ЖА указываются признаки качества вагона:
1 КС - снят с учета (по причине)
2 КС - контрольный знак неверен
3 КС - запрет на курсирование
5 КС - нет технического паспорта
700 - номер вагона отсутствует в АБД ПВ
8 КС - вагон-двойник.
7.2. Железнодорожные администрации или уполномоченные ими лица, используя АБД ПВ, технологию автоматизированного пономерного учета перехода вагонов по межгосударственным стыковым пунктам и технологию учета наличия парка собственных вагонов, обеспечивают контроль пропуска собственных вагонов через межгосударственные стыковые пункты.
Пункт 7.3 изменен с 19 октября 2018 г. - Протокол от 18 октября 2018 г.
7.3. Железнодорожная администрация вправе устанавливать для собственных вагонов своей приписки определенный полигон обращения, если это не затрагивает интересы других железнодорожных администраций.
8. Утрата собственных вагонов
В соответствии с нормами СМГС право предъявления претензии и иска к железнодорожной администрации* (перевозчику) за утраченный собственный вагон принадлежит собственнику.
Претензия предъявляется железнодорожной администрации (перевозчику), в ведении которой находился собственный вагон в момент его утраты. Собственник обязан приложить к претензии документы, обосновывающие претензию.
Утраченными собственными вагонами считаются:
- подлежащие снятию с учета в АБД ПВ из-за тяжелого повреждения, в результате которого они не могут быть восстановлены;
- по которым, железнодорожная администрация (перевозчик) не в состоянии предоставить собственнику информацию о месте их нахождения в течение 30 дней после поступления заявления о розыске.
Заявление от собственника вагона железнодорожной администрацией (перевозчиком) о его розыске принимается не ранее 10 суток по истечении срока доставки.
Проведение расчетов с собственником вагона по компенсации за утрату собственного вагона осуществляется железнодорожной администрацией (перевозчиком), в ведении которой находился собственный вагон в момент его утраты.
Компенсация за утраченный собственный вагон может быть произведена как в натуральном, так и в стоимостном выражении, в размере, установленном для вагонов инвентарного парка.
9. Учет собственных вагонов
9.1. Находящиеся на путях общего пользования собственные вагоны учитываются в наличии парка грузовых вагонов железных дорог в порядке, установленном разделом 3 Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств (утвержденные решением совещания уполномоченных представителей железнодорожных администраций 24 мая 1996 года).
9.2. Для снятия собственного вагона с учета (списание, разделка в металлолом, включение во внутритехнологические перевозки) собственник вагона обязан подать заявку в железнодорожную администрацию приписки с предоставлением акта комиссионной проверки об уничтожении (закраске, снятии) номера на вагоне. Железнодорожная администрация приписки сообщает об этом в ИВЦ ЖА.
9.3. Железнодорожные администрации ведут учет наличия собственных вагонов на железных дорогах своего государства в соответствии c национальным законодательством.
10. Заключительные положения
В случаях, не оговоренных настоящими Правилами, следует руководствоваться иными нормативными документами, утвержденными в рамках Совета.
------------------------------
* - настоящий пункт применяется к железнодорожной администрации, если она является перевозчиком.
------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правила эксплуатации и пономерного учета собственных грузовых вагонов (утв. на 68 заседании Совета по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ, Бишкек, 17-18 мая 2018 г.)
Текст правил официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Протокол восьмидесятого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (Москва, 10 июня 2024 г.)
Изменения вступают в силу с 10 июня 2024 г.
Протокол семьдесят седьмого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (Москва, 8 декабря 2022 г.)
Изменения вступают в силу с 8 декабря 2022 г.
Протокол семьдесят пятого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (Москва, 22 ноября 2021 г.)
Изменения вступают в силу с 22 ноября 2021 г.
Протокол семидесятого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (Хельсинки, 14-15 мая 2019 г.)
Изменения вступают в силу с 15 мая 2019 г.
Протокол шестьдесят девятого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (Москва, 18-19 октября 2018 г.)
Изменения вступают в силу с 19 октября 2018 г.