Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 1 ноября 2018 г. N 03-07-11/78614
Вопрос: АНО "Оргкомитет "Россия - 2018" (далее - Оргкомитет) в соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 108-ФЗ) просит предоставить разъяснение по вопросу налогообложения деятельности Оргкомитета налогом на прибыль и налогом на добавленную стоимость при отчуждении третьим лицам (продажа третьим лицам, дарение (пожертвование)) имущества, высвобождаемого в связи с окончанием чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и предстоящей ликвидацией Оргкомитета.
К настоящему моменту окончание чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года обусловило необходимость поэтапного прекращения деятельности Оргкомитета, связанной с его подготовкой и проведением, и подготовки к предстоящей ликвидации организации.
Поскольку использование Оргкомитетом высвобождаемого имущества для осуществления другой деятельности в соответствии с Законом N 108-ФЗ невозможно, в настоящее время рассматривается вопрос о возможной передачи имущества в собственность третьих лиц на возмездных и безвозмездных основаниях.
Законом N 108-ФЗ в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) внесены специальные нормы, в соответствии с которыми деятельность Оргкомитета, связанная с подготовкой и проведением Соревнований, не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль (пп. 13 п. 2 ст. 146 и пп. 45 п. 1 ст. 251 НК РФ соответственно).
Как следует из п. 12 ст. 2 Закона N 108-ФЗ под мероприятиями по подготовке и проведению Соревнований понимаются Соревнования, а также деятельность, связанная с их подготовкой и проведением, организованная или одобренная FIFA, Российским футбольным союзом либо Оргкомитетом "Россия-2018" (далее - Мероприятия).
При этом законодательство Российской Федерации не устанавливает каких-либо ограничений для применения указанных выше положений НК РФ в зависимости от характера связей между совершенными операциями (полученными доходами) и предусмотренными Законом N 108-ФЗ Мероприятиями, периода совершения соответствующих операций (получения доходов) и иных обстоятельств.
Следовательно, исходя из буквального толкования ст. ст. 146 (пп. 13 п. 2), 251 (пп. 45 п. 1) НК РФ, предусмотренное данными нормами права освобождение от налогообложения распространяется на любые операции (доходы) Оргкомитета, если они прямо или косвенно связаны с подготовкой или проведением Мероприятий.
Вместе с тем, с учетом отсутствия сложившейся правоприменительной практики или официальных разъяснений компетентных органов государственной власти просим подтвердить возможность применения положений ст. ст. 146 (пп. 13 п. 2), 251 (пп. 45 п. 1) НК РФ при налогообложении операций по передаче имущества Оргкомитетом третьим лицам в описанной выше ситуации.
Ответ: В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и налога на прибыль организаций при осуществлении Организационным комитетом "Россия-2018" (далее - Оргкомитет "Россия-2018") операций по отчуждению (продаже, дарению, пожертвованию) третьим лицам имущества, высвобождаемого в связи с окончанием чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и предстоящей ликвидацией Оргкомитета "Россия-2018", Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.
Согласно подпункту 13 пункта 2 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не признаются объектом налогообложения НДС связанные с осуществлением мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от июня 2013 г. N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 108-ФЗ), операции по реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав Оргкомитетом "Россия-2018").
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "7 июня 2013 г."
Статьей 2 Федерального закона N 108-ФЗ установлено, что мероприятиями по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года являются спортивные соревнования, а также деятельность, связанная с их подготовкой и проведением в Российской Федерации, организованная или одобренная FIFA, Российским футбольным союзом либо Оргкомитетом "Россия-2018".
Таким образом, осуществляемые Оргкомитетом "Россия-2018" операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав не подлежат налогообложению НДС в случае, если указанные операции связаны со спортивными соревнованиями, а также деятельностью по их подготовке и проведению в Российской Федерации, организованными или одобренными FIFA, Российским футбольным союзом либо Оргкомитетом "Россия-2018".
Что касается налога на прибыль организаций, то согласно подпункту 45 пункта 1 статьи 251 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса при определении налоговой базы по данному налогу не учитываются доходы, полученные, в частности, Оргкомитетом "Россия-2018", в связи с осуществлением мероприятий, предусмотренных Федеральным законом N 108-ФЗ, в том числе, от размещения временно свободных денежных средств, в виде курсовых разниц, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение обязательств по договорам, а также в виде сумм возмещения убытков или ущерба от любого использования стадионов, тренировочных баз и иных объектов спорта, предназначенных для подготовки и проведения спортивных соревнований, в виде безвозмездно полученного имущества (имущественных прав).
Учитывая изложенное, при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы Оргкомитета "Россия-2018", полученные в связи с осуществлением мероприятий, предусмотренных Федеральным законом N 108-ФЗ. Иные доходы, полученные Оргкомитетом "Россия-2018", подлежат учету при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Врио директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.