Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 1 ноября 2018 г. N 03-07-07/78612
Вопрос: 1.) С 01.07.2017 г. в соответствии с Федеральным законом N 25-ФЗ от 07.03.2017 г. подпункт 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ действует в новой редакции.
В соответствии с указанной нормой для целей освобождения от налогообложения НДС наличие регистрационного удостоверения на медицинское изделие (на изделие медицинского назначения) является необходимым в целом для медицинских изделий.
Однако ряд медицинских изделий в указанной норме Налогового кодекса выделен в самостоятельные абзацы (протезно-ортопедические изделия, очки корригирующие, линзы для коррекции зрения, оправы для очков корригирующих).
Из буквального прочтения абзаца второго подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ следует, что его обязательное условие о наличии у медицинского изделия регистрационного удостоверения не распространяется на абзацы того же подпункта, в которых говорится о таких медицинских изделиях, как протезно-ортопедические изделия, очки корригирующие, линзы для коррекции зрения, оправы для очков корригирующих.
Правильно ли что, так как в данном случае Налоговым кодексом выделены из общего числа медицинских изделий в отдельную группу, протезно-ортопедические изделия, очки корригирующие, линзы для коррекции зрения, оправы для очков корригирующих, то для целей освобождения от налогообложения НДС реализации этих товаров наличие у них регистрационного удостоверения не требуется?
2.) Правильно ли, что в целях освобождения от обложения НДС реализации протезно-ортопедических изделий, очков корригирующих, линз для коррекции зрения, оправ для очков корригирующих следует руководствоваться Перечнем медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 г. N 1042)?
В соответствии с Примечанием 1 к указанному Перечню государственная регистрация медицинских изделий в установленном порядке является обязательной для целей применения раздела I Перечня.
В пункте 10 раздела I Перечня указаны "Очки корригирующие (для коррекции зрения)".
Примечанием 2 к указанному Перечню для целей применения разделов II-IV Перечня не предусмотрена государственная регистрация медицинских изделий в установленном порядке.
В разделе II Перечня перечислены линзы для коррекции зрения, оправы для очков корригирующих (для коррекции зрения). То есть, государственная регистрация предусмотрена для готовых изделий (очков), а не для комплектующих материалов (линзы и оправы), из которых в дальнейшем будут под заказ изготавливаться готовые медицинские изделия (очки).
При этом в Примечании 2 указано, что для целей применения разделов II-IV Перечня необходимо руководствоваться кодом ТН ВЭД ЕАЭС, наименованием товара с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции ОК 034-2014 (ОКПД2).
Следует ли из этого, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ (в действующей с 01.07.2017 г. редакции), и в соответствии с Перечнем медицинских товаров, реализация которых на территории РФ и ввоз которых на территорию РФ не подлежат обложению (освобождаются от обложения) НДС, не предусмотрено обязательное наличие регистрационных удостоверений для линз для коррекции зрения, для оправ для очков корригирующих (для коррекции зрения)?
Следует ли из этого, что для освобождения от НДС реализации линз для коррекции зрения и оправ для очков корригирующих в соответствии с подпунктом 1 пунктом 2 статьи 149 НК РФ налогоплательщику достаточно иметь на эти товары подтверждающие документы, к которым кроме регистрационных удостоверений могут быть отнесены сертификаты соответствия Госстандарта России и прочие документы, позволяющие отнести реализованные товары к изделиям медицинского назначения в соответствии с Общероссийским классификатором ОК 034-2014 (ОКПД2)?
Ответ: В связи с письмом о применении освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении протезно-ортопедических изделий, очков корригирующих и линз для коррекции зрения Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость реализация на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе:
- медицинских изделий при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 года регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним;
- очков корригирующих (для коррекции зрения), линз для коррекции зрения, оправ для очков корригирующих (для коррекции зрения).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2015 г. N 1042 утвержден перечень кодов вышеуказанных товаров, освобождаемых от налогообложения данным налогом, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) (далее - Перечень).
Учитывая изложенное, в целях применения освобождения от налога на добавленную стоимость при реализации протезно-ортопедических изделий, очков корригирующих и линз для коррекции зрения следует руководствоваться Перечнем. При этом требования о представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации, при реализации протезно-ортопедических изделий, а также очков корригирующих (для коррекции зрения), линз для коррекции зрения, оправ для очков корригирующих (для коррекции зрения) в целях применения указанного освобождения Кодексом не установлено.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенной политики |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 1 ноября 2018 г. N 03-07-07/78612
Текст письма официально опубликован не был