Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 5 октября 2018 г. N 03-03-06/2/71662
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
В связи с обращением Евразийского банка развития (далее - ЕАБР) по вопросу применения статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и определения статуса ЕАБР для целей налогообложения, Департамент налоговой и таможенной политики, учитывая положения статьи 11 НК РФ, направил запрос в Банк России о допустимости признания указанной организации в качестве юридического лица, обладающего статусом кредитной организации.
В соответствии с полученной позицией Банка России (письмо от 28.09.2018 N 14-2-9/11144) при рассмотрении данного вопроса следует принимать во внимание следующее.
Исходя из содержания части первой статьи 1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 03.02.1996 N 17-ФЗ, с изменениями) (далее - Закон о банках), кредитной организацией признается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом о банках.
Согласно части 1 статьи 12 Закона о банках кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного Законам о банках специального порядка государственной регистрации кредитных организаций. Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации (часть 6 статьи 12 Закона о банках).
Банком России не принималось решение о государственной регистрации кредитной организации с наименованием Евразийский банк развития и о выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций.
Таким образом, ЕАБР не является кредитной организацией в значении, установленном Законом о банках.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что ЕАБР действует на основании Соглашения об учреждении Евразийского банка развития, заключенного Российской Федерацией и Республикой Казахстан 12.01.2006, ратифицированного Федеральным законом от 03.06.2006 N 69-ФЗ "О ратификации Соглашения об учреждении Евразийского банка развития" (далее - Соглашение об учреждении).
На территории Российской Федерации ЕАБР действует на основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Евразийским банком развития об условиях пребывания Евразийского банка развития на территории Российской Федерации, заключенного 07.10.2008 и ратифицированного Федеральным законом от 27.12.2009 N 355-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Евразийским банком развития об условиях пребывания Евразийского банка развития на территории Российской Федерации" (далее - Соглашение об условиях пребывания).
Из содержания абзаца 2 пункта 5 статьи 3 Устава ЕАБР (является приложением к Соглашению об учреждении), пункта 4 статьи 2 Соглашения об условиях пребывания следует, что положения законодательства Российской Федерации, устанавливающие порядок создания, лицензирования, регулирования и прекращения деятельности организаций, на ЕАБР не распространяются.
Согласно пункту 5 статьи 2 Соглашения об условиях пребывания в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляемые ЕАБР виды деятельности или операции и сделки требуют наличия статуса кредитной организации, ЕАБР применительно к таким видам деятельности или операциям и сделкам будет считаться обладающим статусом кредитной организации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Учитывая изложенное, по мнению Банка России, вопрос о применении к ЕАБР норм НК РФ, касающихся деятельности юридических лиц со статусом кредитной организации, должен решаться с учетом вышеизложенных правовых норм.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 5 октября 2018 г. N 03-03-06/2/71662
Текст письма официально опубликован не был