Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 октября 2018 г. N 5-КГ18-193
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
в составе председательствующего Хаменкова В.Б., судей Калининой Л.А. и Зинченко И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шкурат Юлии Валерьевны на определение Лефортовского районного суда г. Москвы от 29 сентября 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 6 декабря 2017 года по материалу по административному иску Шкурат Ю.В. к Префектуре Юго-Восточного административного округа г. Москвы об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения Шкурат Ю.В., её представителя Алимина Н.С., поддержавших доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Шкурат Ю.В. обратилась в суд с административным заявлением о возложении на Префектуру Юго-Восточного административного округа г. Москвы обязанности включить её, как лицо, имеющее преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков в отдельный список граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков в г. Москве или Московской и сопредельных областях по льготной категории.
Определением судьи Лефортовского районного суда г. Москвы от 29 сентября 2017 года в принятии административного искового заявления отказано по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 6 декабря 2017 года определение Лефортовского районного суда г. Москвы от 29 сентября 2017 года оставлено без изменения.
Определением судьи Московского городского суда от 21 марта 2018 года отказано в передаче кассационной жалобы Шкурат Ю.В. для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В кассационной жалобе, поданной Шкурат Ю.В. в Верховный Суд Российской Федерации, ставится вопрос об отмене принятых судебных постановлений.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года материал истребован в Верховный Суд Российской Федерации и 30 августа 2018 года передан для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив представленные материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия приходит к выводу о незаконности обжалуемых судебных постановлений ввиду неправильного применения норм процессуального права.
В соответствии со статьёй 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Отказывая Шкурат Ю.В. в принятии административного искового заявления на основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья пришел к выводу о том, что в данном случае имеется спор о праве, подлежащий рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявленные Шкурат Ю.В. требования являются требованиями о разрешении права Шкурат Ю.В. на получение земельного участка.
С таким выводом суда согласиться нельзя.
Как следует из представленных материалов, Шкурат Ю.В., вдова умершего ветерана боевых действий, обратилась в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением о предоставлении земельного участка.
15 июня 2015 года Шкурат Ю.В. был получен ответ из Департамента городского имущества г. Москвы, а впоследствии ответ заместителя Префекта ЮВАО г. Москвы от 26 июня 2017 года, согласно которым ей было отказано в оказании содействия по регистрации и постановке на учет граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков.
Принимая такое решение, Префектура ЮВАО г. Москвы, действовала как орган, наделённый публичными функциями в силу положений законодательства.
Право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, в том числе органа местного самоуправления, если лицо полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, предусмотрено частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно положениям пункта 2 части 2 статьи 1 поименованного кодекса суды в порядке административного судопроизводства рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснил в пункте 1, что к административным делам, рассматриваемым по правилам названного выше кодекса, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
С учетом изложенного, избранный Шкурат Ю.В. способ защиты нарушенного права является правильным, заявленные требования ошибочно расценены судом как спор о праве.
При таком положении определение Лефортовского районного суда г. Москвы от 29 сентября 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 6 декабря 2017 года нельзя признать законными, в связи с чем, они подлежат отмене, а заявление - направлению в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
определение Лефортовского районного суда г. Москвы от 29 сентября 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 6 декабря 2017 года - отменить, административное исковое заявление Шкурат Ю.В. к Префектуре Юго-Восточного административного округа г. Москвы об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих - направить в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 октября 2018 г. N 5-КГ18-193
Текст определения официально опубликован не был