Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 октября 2018 г. N 26-КГ18-46
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Калининой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 19 октября 2017 года по делу по административному исковому заявлению Хашагульгова Уматгирея Бекмурзаевича, Хашагульговой Радимхан Шабаз-Гиреевны, Хашагульгова Ибрагима Уматгиреевича, Хашагульгова Руслана Уматгиреевича и Хашагульговой Фатимы Уматгиреевны о признании незаконными действий управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия Торгушиной Н.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения против удовлетворения кассационной жалобы Хашагульгова У.Б., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Хашагульгов У.Б., Хашагульгова Р.Ш.-Г., Хашагульгов И.У., Хашагульгов Р.У., Хашагульгова Ф.У. обратились в суд с административным иском о признании незаконными действий управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия (далее также - УВМ МВД по Республике Ингушетия), выразившихся в отказе продлить им срок действия статуса вынужденного переселенца, просили возложить на уполномоченный орган обязанность продлить срок действия данного статуса.
В обоснование своих требований заявители указали на то, что до 1995 года постоянно проживали по адресу: Чеченская Республика, г. ... ул. ... В результате разрешения кризиса в Чеченской Республике временно обосновались в Республике Ингушетия, им был предоставлен статус вынужденного переселенца, срок действия которого регулярно продлевался, в том числе на основании судебных решений. 26 декабря 2016 года УВМ МВД по Республике Ингушетия сообщило административным истцам об отказе в продлении им срока действия статуса вынужденного переселенца в связи с получением в 1999 году компенсации за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике. Заявители полагали, что данный отказ административного ответчика является незаконным и нарушает их права и законные интересы.
Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 28 февраля 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 25 мая 2017 года, в удовлетворении административного иска отказано.
Постановлением президиума Верховного Суда Республики Ингушетия от 6 сентября 2017 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 25 мая 2017 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 19 октября 2017 года решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 28 февраля 2017 года отменено, по делу принято новое решение, которым действия УВМ МВД по Республике Ингушетия, выразившиеся в отказе продлить административным истцам срок действия статуса вынужденного переселенца, признаны неправомерными; на УВМ МВД по Республике Ингушетия возложена обязанность продлить административным истцам срок действия статуса вынужденного переселенца на один год со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением судьи Верховного Суда Республики Ингушетия от 28 декабря 2017 года УВМ МВД по Республике Ингушетия отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Министерство внутренних дел по Республике Ингушетия просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 19 октября 2017 года.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, определением от 12 сентября 2018 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела допущены такого рода нарушения.
Из материалов дела следует, что Хашагульгову У.Б., Хашагульговой Р.Ш.-Г., Хашагульгову И.У., Хашагульгову Р.У., Хашагульговой Ф.У. был предоставлен статус вынужденного переселенца, срок его действия в очередной раз был продлен до 29 сентября 2016 года.
Решением УВМ МВД по Республике Ингушетия, изложенным в письме от 26 декабря 2016 года N 57/1966, Хашагульгову У.Б., Хашагульговой Р.Ш.-Г., Хашагульгову И.У., Хашагульгову Р.У., Хашагульговой Ф.У. отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в связи с получением в 1999 году денежной компенсации за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике в размере 134 190 руб. на основании постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997 года N 510 "О Порядке выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно".
Считая указанное выше решение УВМ МВД по Республике Ингушетия не соответствующим закону и нарушающим их права, заявители обратились в суд с административным иском.
Разрешая дело и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из правомерности оспариваемых Хашагульговым У.Б., Хашагульговой Р.Ш.-Г., Хашагульговым И.У., Хашагульговым Р.У., Хашагульговой Ф.У. действий административного ответчика.
Отменяя решение районного суда и удовлетворяя административное исковое заявление, суд апелляционной инстанции исходил из того, что выплата истцам денежной компенсации за утраченное жилье в размере 134 190 руб. не может служить основанием для отказа в продлении им статуса вынужденного переселенца, поскольку ее размер не соответствует стоимости утраченного жилья и имущества в Чеченской Республике.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации такой вывод суда апелляционной инстанции находит ошибочным и основанным на неправильном применении норм материального права.
Статус вынужденных переселенцев определен Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-I "О вынужденных переселенцах" (далее - Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-I, Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах"), им же установлены экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации.
Согласно названному закону вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка (пункт 1 статьи 1).
В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-I решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных данным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 2).
Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 указанного закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 5 названной статьи предусмотрено, что срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно следующих оснований:
1) вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации;
2) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье;
3) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья до 1 января 2003 года;
4) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья до 16 октября 2010 года;
5) не получение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, социальной выплаты на приобретение (строительство, восстановление) жилого помещения;
6) не получение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, в установленном законодательством Российской Федерации порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на строительство (приобретение) жилого помещения;
7) не предоставление вынужденному переселенцу и (или) членам семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющим статуса вынужденного переселенца, в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 9 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с пунктом 4 статьи 5 данного закона.
Таким образом, приведенные законоположения, устанавливающие пятилетний срок действия статуса вынужденного переселенца с правом последующего его ежегодного продления, а также основания его утраты, обусловливают временный характер данного статуса, признаваемого за гражданином, покинувшим свое место жительства вследствие стечения крайне тяжелых жизненных обстоятельств, и предполагающего в связи с этим необходимость предоставления государственной поддержки, способствующей его обустройству на новом месте жительства.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-I федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий в том числе осуществляют постановку вынужденного переселенца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации независимо от срока проживания в соответствующей местности; оказывают вынужденному переселенцу помощь при вступлении в жилищный, жилищно-строительный или иной специализированный потребительский кооператив, помощь в индивидуальном жилищном строительстве, включая предоставление (приобретение) земельного участка и приобретение строительных материалов в установленном порядке; предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение (указанные социальные выплаты за счет средств федерального бюджета предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации).
Правительство Российской Федерации постановлением от 30 апреля 1997 года N 510 утвердило Порядок выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно (далее - Порядок).
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что административным истцам за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике в соответствии с Порядком была определена и получена ими денежная компенсация, что послужило основанием для отказа уполномоченного органа в продлении заявителям срока действия статуса вынужденного переселенца.
Несогласие административных истцов с размером полученной суммы денежной компенсации за утраченное жилье не имеет правового значения для рассмотрения настоящего административного дела, в рамках которого разрешается вопрос о правомерности отказа им в продлении статуса вынужденного переселенца.
При таком положении у судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия не имелось оснований для отмены решения Магасского районного суда Республики Ингушетия от 28 февраля 2017 года и признания оспариваемых истцами действий УВМ МВД по Республике Ингушетия, выразившихся в отказе продлить Хашагульгову У.Б., Хашагульговой Р.Ш.-Г., Хашагульгову И.У., Хашагульгову Р.У., Хашагульговой Ф.У. срок действия статуса вынужденного переселенца, незаконными и нарушающими права заявителей.
С учетом того, что судом апелляционной инстанции допущены ошибки в применении и толковании норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход рассмотрения дела, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 19 октября 2017 года подлежит отмене.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 19 октября 2017 года отменить и оставить в силе решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 28 февраля 2017 года.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 октября 2018 г. N 26-КГ18-46
Текст определения официально опубликован не был