Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 517657-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения требований и снижения затрат субъектов малого и среднего предпринимательства при прохождении добровольной сертификации", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроект наделяет Правительство Российской Федерации полномочием по установлению особенностей проведения работ по добровольному подтверждению соответствия товаров, работ, услуг, поставляемых (выполняемых, оказываемых) субъектами малого и среднего предпринимательства, в целях их участия в закупках, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Для обеспечения такого участия Правительство Российской Федерации устанавливает также случаи, в которых размер платы для субъекта малого и среднего предпринимательства за проведение таких работ не может превышать сумму затрат на их проведение.
В связи с этим необходимо уточнить, как должен подтверждаться факт того, что проведение работ по добровольному подтверждению соответствия осуществляется именно в целях участия субъекта малого или среднего предпринимательства в указанных закупках. При этом отмечаем, что в качестве органа по сертификации, проводящего такие работы, выступают в том числе коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли, однако в проекте отсутствуют положения о порядке компенсации разницы между действительной стоимостью выполненных ими работ и суммой, которая была уплачена за эти работы субъектом малого или среднего предпринимательства. Кроме того, из проекта неясно, учитывается ли возможность применения организациями и индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения, при которой указанные налогоплательщики уменьшают полученные доходы на расходы на подтверждение соответствия продукции и иных объектов требованиям стандартов, или условиям договора (подпункт 26 пункта 1 статьи 316.16 НК РФ, статья 18 Федерального закона "О техническом регулировании").
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "подпункт 26 пункта 1 статьи 316.16 НК РФ" следует читать "подпункт 26 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ"
В проектируемом пункте 1.1 статьи 21 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" следует уточнить, что речь идет об установлении Правительством Российской Федерации именно тех особенностей порядка оплаты субъектами малого и среднего предпринимательства работ по добровольному подтверждению соответствия, которые указаны в предлагаемом дополнении пункта 2 данной статьи.
Законопроект предусматривает осуществление федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации мониторинга за деятельностью систем добровольной сертификации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае выявления по результатам мониторинга "нарушений, перечисленных в порядке осуществления мониторинга", указанный федеральный орган вправе в том числе исключить систему добровольной сертификации из единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации.
В связи с этим отмечаем, что если под мониторингом понимается мероприятие по контролю, осуществляемое без взаимодействия с проверяемым лицом в рамках осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований (см. пункт 1 статьи 2, статью 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"), то следует учитывать положение части 5 указанной статьи 8.3, согласно которому по итогам проведения таких мероприятий органом государственного контроля (надзора) в случае выявления нарушений обязательных требований принимаются меры по пресечению таких нарушений, а также проводится внеплановая проверка юридического лица, индивидуального предпринимателя. Только после проведения такой проверки, в случае подтверждения сведений о нарушении обязательных требований, применяются соответствующие меры воздействия (например, исключение из реестра).
Кроме того, в указанном положении проекта необходимо уточнить, о каких выявленных по результатам мониторинга нарушениях (кем совершенных) идет речь, учитывая предлагаемое дополнение пункта 4 статьи 21 Федерального закона "О техническом регулировании", согласно которому соответствие самой системы добровольной сертификации является предметом проверки при ее регистрации. Нарушение же правил осуществления деятельности в сфере добровольной сертификации отдельными органами по сертификации влечет их персональную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации (в том числе прекращение действия аккредитации).
В законопроекте предусматривается создание федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации системы добровольной сертификации для целей подтверждения соответствия национальным стандартам Российской Федерации (национальная система сертификации), при этом знаком национальной системы стандартизации будет маркироваться исключительно та продукция, соответствие которой национальному стандарту Российской Федерации подтверждено в национальной системе сертификации. В связи с этим следует внести соответствующее изменение в пункт 2 статьи 21 Федерального закона "О техническом регулировании" и указать федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации в числе лиц, имеющих право создать систему добровольной сертификации.
При этом в соответствии с рядом положений законопроекта федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации будет одновременно выступать в качестве создателя системы добровольной сертификации, а также в качестве государственного органа, который осуществляет регистрацию этой
системы, и государственного органа, осуществляющего мониторинг за ее деятельностью.
Содержащийся в предлагаемой редакции абзаца первого пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О техническом регулировании" перечень документов по стандартизации, для установления соответствия которым может осуществляться добровольное подтверждение соответствия, следует согласовать с предусмотренными статьей 2 данного Федерального закона определениями понятий "подтверждение соответствия", "сертификация", "сертификат соответствия", "форма подтверждения соответствия" и положениями пунктов 1 и 2 статьи 16.1 данного Федерального закона, из содержания которых следует, что в качестве таких документов по стандартизации могут выступать и любые другие документы по стандартизации (в том числе региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств).
Наименование законопроекта необходимо изложить следующим образом:
О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "О техническом регулировании" и статьи 9 и 31 Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации"
Иные замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.