Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 октября 2018 г. N 51-АПГ18-12
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Калининой Л.А.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному заявлению Наумова М.А. о признании недействующим приложения N 1 к решению Тальменского районного Совета народных депутатов Алтайского края от 26 февраля 2016 г. N 354 "Об утверждении коэффициента К, устанавливаемого в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, применяемого при расчете арендной платы за использование земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предоставляемого без проведения торгов" в части установления коэффициента, применяемого в отношении земельных участков, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения, занятых зданиями, строениями и сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции в размере 0,79 по апелляционной жалобе Тальменского районного Совета народных депутатов на решение Алтайского краевого суда от 02 марта 2018 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Наумов М.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приложения N 1 к решению Тальменского районного Совета народных депутатов Алтайского края от 26 февраля 2016 г. N 354 "Об утверждении коэффициента К, устанавливаемого в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, применяемого при расчете арендной платы за использование земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предоставляемого без проведения торгов" в части установления коэффициента, применяемого в отношении земельных участков, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения, занятых зданиями, строениями и сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции в размере 0,79.
Решением Алтайского краевого суда от 02 марта 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Тальменский районный Совет народных депутатов обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права, регулирующих данные правоотношения, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом и прокуратурой Алтайского края представлены отзыв и возражения.
В судебное заседание представители административного истца, Тальменского районного Совета народных депутатов Алтайского края, администрации Тальменского района Алтайского края, прокуратуры Алтайского края, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 3 статьи 39.7 Земельного кодекса порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные без торгов устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Правительство Алтайского края (ранее - администрация Алтайского края) является органом государственной власти Алтайского края, осуществляющим регулирование земельных отношений в Алтайском крае, в том числе устанавливающим порядок определения размера арендной платы за земельные участки.
Постановлением администрации Алтайского края от 24 декабря 2007 г. N 603 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения.
Согласно пункту 2.2 указанного постановления размер годовой арендной платы за использование земельного участка (А), предоставляемого без торгов, определяется путем умножения общей площади земельного участка (S) на удельный показатель кадастровой стоимости (КС) на коэффициент, устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка (К) на коэффициент, устанавливаемый в зависимости от категории, к которой относятся арендаторы (К1). Коэффициенты К и К1 утверждаются решением представительного органа муниципального района или городского округа.
Тальменский районный Совет народных депутатов Алтайского края является представительным органом муниципального района в соответствии со статьей 20 Устава муниципального образования Тальменский район Алтайского края.
Тальменским районным Советом народных депутатов Алтайского края 26 февраля 2016 г. принято решение N 354 "Об утверждении коэффициента К, устанавливаемого в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, применяемого при расчете арендной платы за использование земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предоставляемого без проведения торгов".
В соответствии с приложением N 1 в разделе "Земли сельскохозяйственного назначения" в строке 6 определен коэффициент К, применяемый при расчете арендной платы за использование земельных участков, находящихся на территории Тальменского района, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков, в отношении земель сельскохозяйственного назначения, занятыми зданиями, строениями сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в размере 0,79.
Согласно материалам дела Наумову М.А. на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, используемые для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 09 октября 2014 г, которые расположены на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ... находящемся примерно в 3,4 км по направлению на юго-восток от села Луговое Тальменского района Алтайского края.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что представленное административным ответчиком экономическое обоснование не является доказательством экономической обоснованности коэффициента К, применение которого при расчете арендной платы противоречит принципам установленным в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление N 582).
В связи с тем, что собственность на указанный земельный участок не разграничена, то расчет арендной платы должен быть произведен исходя из принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К числу таких принципов, содержащихся в постановлении N 582, относится принцип экономической обоснованности, который предусматривает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке.
Исходя из указанного принципа, соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
При принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должен проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Административным ответчиком, в подтверждение экономической обоснованности установленного коэффициента представлено экономическое обоснование его размера, подготовленное ООО "Информационно-аналитическое бюро" по муниципальному контракту с администрацией Тальменского района Алтайского края от 25 декабря 2015 г.
В целях установления правомерности представленного экономического обоснования, судом первой инстанции по ходатайству административного истца в рамках рассмотрения дела назначена судебная экспертиза проведенная ООО "Центр независимой профессиональной экспертизы "Алтай-Эксперт", на разрешение которой поставлены вопросы о соответствии представленного ответчиком экономического обоснования принципу экономической обоснованности в части размера коэффициента К, а также определение размера указанного коэффициента.
Согласно экспертного заключения от 10 января 2018 г. N 501Б/17 представленное экономическое обоснование не соответствует принципу экономической обоснованности, установленному постановлением N 582, а именно при составлении документа не учтены все необходимые факторы, влияющие на доходность земельных участков, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения, занятых зданиями строениями, сооружениями используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции на территории муниципального образования. Определение размера коэффициента К произведено с учетом некорректно принятых исходных данных.
Экспертом установлено, что в экономическом обосновании отсутствует надлежащая оценка местоположения и градостроительной ценности исследуемой группы земельных участков, отсутствует анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, отсутствует обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик.
Экспертом определен усредненный размер коэффициента К по исследуемой группе земельных участков который составил в размере 0,064.
Кроме того, в суде первой инстанции допрошен в качестве свидетеля Малахов Р.Г. - специалист в области оценки стоимости предприятий (бизнеса), который подтвердил, что представленный ответчиком документ составлен в нарушении общепринятых методик, используемых при подготовке экономического обоснования.
Также суд первой инстанции установил, что при определении оспариваемого размера коэффициента нарушен принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
В нарушение указанного принципа значение рассматриваемого коэффициента применяемого в отношении земельных участков, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения, занятых зданиями строениями, сооружениями используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции на территории муниципального образования составляет 0,79, для аналогичной категории земель находящихся в государственной собственности Алтайского края коэффициент К составляет 0,012, что отличается более чем в 65 раз.
Довод, заявителя апелляционной жалобы о том, что административный истец от использования строений получал доход, который значительно выше расходов за пользование земельным участком, не подтверждает правомерность принятого Тальменским районным Советом народных депутатов оспариваемого в части решения.
На основании изложенного судом первой инстанции правомерно сделан вывод о том, что значение коэффициента К не соответствует принципам установленных постановлением N 582, в связи с чем оснований для отмены решение суда не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Алтайского краевого суда от 02 марта 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Тальменского районного Совета народных депутатов - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 октября 2018 г. N 51-АПГ18-12
Текст определения официально опубликован не был