Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 августа 2018 г. N 13-АПГ18-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Нефедова О.Н., Меркулова В.П.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Гордова Д.С. о признании недействующим пункта 4.6 приложения к Положению о порядке определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Тамбовского района Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Тамбовского района Тамбовской области, утвержденного решением Тамбовского районного Совета народных депутатов N 488 от 30 марта 2017 г., в части установления для земель с видом разрешенного использования "Объекты общественного питания", находящихся на территории Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, процента от кадастровой стоимости земельных участков в размере 110,2 по апелляционной жалобе Гордова Д.С. на решение Тамбовского областного суда от 5 апреля 2018 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Гордов Д.С. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 4.6 приложения к Положению о порядке определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Тамбовского района Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Тамбовского района Тамбовской области, утвержденного решением Тамбовского районного Совета народных депутатов N 488 от 30 марта 2017 г., в части установления для земель с видом разрешенного использования "Объекты общественного питания", находящихся на территории Пинского сельсовета Тамбовского района, Тамбовской области процента от кадастровой стоимости земельных участков в размере 110,2.
В обоснование заявленного требования административный истец указал, что арендная плата за пользование земельным участком начисляется с применением оспариваемого нормативного правового акта, который противоречит основным принципам определения арендной платы при расчете аренды земельных участков, находящих в государственной или муниципальной собственности, чем нарушаются его права.
Решением Тамбовского областного суда от 5 апреля 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено, нормативный акт признан недействующим в оспариваемой части с момента вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с решением суда в части признания нормативного акта недействующим с момента вступления решения суда в законную силу административный истец обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт изменить, признав нормативный акт недействующим с 30 марта 2017 г.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Тамбовской области представлены возражения.
В судебное заседание представители административного истца, Тамбовского районного Совета народных депутатов, администрации Тамбовского района Тамбовской области, администрации Цнинского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области, прокуратуры Тамбовской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) если иное не установлено Земельным кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно материалам дела Гордов Д.С. является арендатором земельного участка с 8 июля 2014 г. на основании договора аренды заключенного с администрацией Тамбовского района, расположенного на территории Тамбовского района Тамбовской области сроком на 3 года из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования под строительство летнего кафе с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ... площадью 441 кв.м. В силу договора аренды размер арендной платы рассчитывает исходя из кадастровой стоимости земельного участка умноженной на процент, применяемый к кадастровой стоимости.
В 2015 году внесены изменения в договор аренды в связи со сменой арендодателя с администрации Тамбовской области на администрацию Цнинского сельского совета Тамбовской области.
На момент заключения договора аренды земельного участка размер арендной платы рассчитывался на основании решения Тамбовского районного Совета народных депутатов Тамбовской области от 26 ноября 2009 г. N 203, согласно которому процент от кадастровой стоимости для земель населенных пунктов на период строительства объектов определен в размере 2.
Решением Тамбовского районного Совета народных депутатов N 488 от 30 марта 2017 г. утверждено Положение о порядке определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Тамбовского района Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Тамбовского района Тамбовской области (далее - Положение), которое опубликовано на сайте Тамбовского областного портала в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.top68.ru 31 марта 2017 г.
Указанным Положением предусмотрен расчет арендной платы по формуле, согласно которой она рассчитывается путем умножения кадастровой стоимости земельного участка на процент, устанавливаемый органами местного самоуправления.
Пунктом 4.6 приложения к Положению для земель, расположенных на территории Цинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, с видом разрешенного использования "Объекты общественного питания", установлен процент от кадастровой стоимости земельных участков в размере 110,2.
Таким образом, годовая арендная плата за земельный участок административного истца с 1 апреля 2017 г. рассчитывается путем умножения кадастровой стоимости на 110,2% на основании пункта 4.6 приложения.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что применение установленной формулы при расчете арендной платы противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление N 582).
Оспариваемой нормой установлен размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Тамбовского района и за земельные участки государственная собственность на которые не разграничена.
В связи с тем, что указанный земельный участок находится в государственной не разграниченной собственности, то расчет арендной платы должен быть произведен исходя из принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К числу таких принципов, содержащихся в постановлении N 582, относится принцип экономической обоснованности, который предусматривает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке.
Исходя из указанного принципа, соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, т.е. основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
При принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должен проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Указанных документов административным ответчиком не представлено.
В обоснование соответствия оспариваемого решения принципу экономической обоснованности административный ответчик представил пояснительную записку к проекту решения, заключение об оценке регулирующего воздействия проекта нормативного акта, экономическое обоснование коэффициентов по арендной плате на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, по Тамбовскому району.
Между тем, представленное административным ответчиком экономическое обоснование составлено с нарушениями, а именно не подписано лицом его составившим, без даты его составления, списка литературы, нет сведений о заказчике. Приведенные в нем формулы при определении доходности земельных участков: одна из которой рассчитывается как произведение определенных коэффициентов, вторая - как сумма безрисковой ставки и премий за риск, и их элементы одни приведены в процентах, другие - в коэффициентах.
Анализа характеристик земельных участков, в том числе климата, экологии, рельефа местности, социально-экономического положения, функционально-планировочной структуры, финансовых результатов деятельности предприятий, тенденции развития промышленности, строительства, торговли, состояние жилищного фонда Тамбовского района и отдельных сельсоветов и расчетов величины коэффициентов по арендной плате экономическое обоснование не содержит. Расчет процента от кадастровой стоимости земельного участка истца с помощью любой из формул, представленных в экономическом обосновании не дают результата 110,2.
С учетом изложенного, оспариваемое решение принято без надлежащего экономического обоснования, что противоречит основным принципам определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и собственность на которые не разграничена, установленные в постановлении Правительства Российской Федерации N 582.
Вместе с тем, Тамбовским районным Советом народных депутатов Тамбовской области принято новое решение N 609 от 29 марта 2018 г., которым Приложение к оспариваемому решению изложено в новой редакции. Так согласно пункту 4.6 Приложения в новой редакции размер процента от кадастровой стоимости земельных участков с видом разрешенного использования "Объекты общественного питания", находящихся на территории Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, стал равен 44,8.
В соответствии с пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд этот нормативный правовой акт признает недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку на момент принятия судом первой инстанции решения оспариваемый нормативный акт утратил силу и с учетом пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48, Судебная коллегия с целью восстановления нарушенных прав административного истца полагает, что оспариваемый пункт приложения к нормативному акту подлежит признанию недействующим с даты его принятия.
Руководствуясь статьями 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Тамбовского областного суда от 5 апреля 2018 г. изменить.
Признать недействующим пункт 4.6 приложения к Положению о порядке определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Тамбовского района Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Тамбовского района Тамбовской области, утвержденного решением Тамбовского районного Совета народных депутатов N 488 от 30 марта 2017 г., в части установления для земель с видом разрешенного использования "Объекты общественного питания", находящихся на территории Цинского сельсовета Тамбовского района, Тамбовской области процента от кадастровой стоимости земельных участков в размере 110,2, с даты его принятия.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Нефедов О.Н. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 августа 2018 г. N 13-АПГ18-4
Текст определения официально опубликован не был