Письмо Верховного Суда РФ от 15 октября 2018 г. N 4-ВС-7287/18
Досье на проект федерального закона
В Верховном Суде Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона N 548974-7 "О внесении изменений в статью 169 Семейного кодекса Российской Федерации" (в части права женщин, достигших пятидесяти пяти лет, и мужчин, достигших шестидесяти лет, на получение алиментов), внесенный депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации П.В. Крашенинниковым, Р.А. Баталовой, А.В. Жарковым, З.Я. Рахматуллиной, Н.А. Черняевой и другими.
Полагаем возможным обратить внимание на следующее обстоятельство.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, его разработка обусловлена проведением реформы пенсионного законодательства, в рамках которой предусматривается повышение пенсионного возраста. В пояснительной записке также указано, что повышение возраста приобретения права на трудовую пенсию не должно повлиять на алиментное обеспечение лиц, которые по действующему законодательству имеют право на алименты.
В этих целях статья 169 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) дополняется пунктом восьмым, согласно которому "право нетрудоспособных совершеннолетних лиц на алименты (статьи 85, 87, 89, 90, 93 - 97 Семейного кодекса Российской Федерации) распространяется, в том числе на женщин, достигших пятидесяти пятилетнего и мужчин - шестидесятилетнего возраста".
Указанная редакция, по нашему мнению, не учитывает особенности регулирования права бывшего супруга на получение алиментов после расторжения брака, закрепленное в статье 90 СК РФ, которая устанавливает круг лиц (бывших супругов), имеющих такое право при наличии определенных законом оснований.
Так, в отличие от абзаца четвертого пункта 1 статьи 90 СК РФ, в котором закреплено, что право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеет "нетрудоспособный нуждающийся бывший супруг, ставший нетрудоспособным до расторжения брака или в течение года с момента расторжения брака", в абзаце пятом пункта 1 данной нормы указано, что такое же право имеет "нуждающийся бывший супруг, достигший пенсионного возраста не позднее чем через пять лет с момента расторжения брака, если супруги состояли в браке длительное время".
Применительно к последней категории граждан в пункте 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 56 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов" разъяснено, что под указанным в абзаце пятом пункта 1 статьи 90 СК РФ пенсионным возрастом следует понимать достижение истцом общеустановленного пенсионного возраста.
Таким образом, как представляется, из буквального прочтения пункта восьмого статьи 169 СК РФ в предлагаемой законопроектом редакции не следует, что его положения будут также распространяться и на лиц, указанных в абзаце пятом пункта 1 статьи 90 СК РФ.
|
В.И. Нечаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Верховного Суда РФ от 15 октября 2018 г. N 4-ВС-7287/18
Текст письма официально опубликован не был