Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 6.
Создание условий для развития культуры и формирование новой модели культурной политики
6.1. Повышение зарплаты работникам учреждений культуры
В 2017 году Минкультуры России отчиталось о выполнении всех пунктов "майских указов" Президента Российской Федерации Владимира Путина, связанных с реализацией государственной культурной политики. Одним из главных поручений в рамках Указа N 597, подписанного в 2012 году, стало повышение средней заработной платы работников учреждений культуры, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников.
За период с 2011 по 2017 год средняя заработная плата работников учреждений культуры в целом по стране выросла в 2,6 раза, в том числе: по учреждениям культуры федерального уровня - в 3 раза, регионального уровня - в 2,4 раза, муниципального уровня - в 2,6 раза. Примечательно, что рост зарплат в федеральных учреждениях происходил не только за счет дополнительных средств, но и за счет увеличения их внебюджетных доходов.
По данным Росстата за 2017 год среднемесячная заработная плата работников учреждений культуры по сравнению с 2012 годом выросла на 121,2% (с 2011 годом - на 156,2%) и составила 32 466 рублей (или 93,9% к среднемесячному доходу от трудовой деятельности за 2017 год - 34 574 руб.), в том числе: по федеральным учреждениям культуры - 59 562 рублей (или 172,3%), по учреждениям культуры субъектов Российской Федерации - 37 818 рублей (или 109,4%), по муниципальным учреждениям - 25 330 рублей (или 73,3%).
Средняя заработная плата работников культуры по РФ (тыс. руб.)
Средняя заработная плата в 2017 году
При этом показатель соотношения средней заработной платы работников учреждений культуры к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации на 2017 год установлен на уровне 90%, на 2018 год - 100%. Это значение закреплено планом деятельности Минкультуры России на 2016-2021 годы*(51).
Достижение установленного на 2017 год показателя обеспечили 57 регионов, из них 7 - на уровне более 100%. Регионами лидерами стали Санкт-Петербург (119,3% к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в регионе), Севастополь (107,8%), Москва (106,6%), Приморский край (102,5%), Владимирская область (102,4%), Свердловская область (100,7%), Республика Крым (100,2%).
Повышение оплаты труда работникам учреждений культуры осуществляется установленными темпами, что в свою очередь, способствует повышению качества предоставляемых услуг, развитию кадрового потенциала путем привлечения в сферу культуры квалифицированных кадров, созданию благоприятных условий устойчивого развития сферы культуры.
6.2. Государственная поддержка деятелей культуры
В 2017 году Минкультуры России продолжило оказывать поддержку выдающимся деятелям культуры и талантливым молодым авторам литературных, музыкальных и художественных произведений.
Ежегодно, начиная с 2005, наиболее знаковые проекты во всех областях искусства, а также просветительская деятельность отмечаются премиями Правительства Российской Федерации в области культуры. В 2017 году лауреатами стали 25 человек.
Также проведена индексация средств, предназначенных на выплату президентских грантов в области культуры и искусства. Всего предоставлено грантов на 7 млрд рублей, получателями стали 99 творческих коллективов (средняя сумма одного гранта - 70,7 млн руб.). Для сравнения: в 2016 году предоставлено 83 гранта на общую сумму 5,3 млрд рублей (средняя сумма одного гранта - 63,85 млн руб.).
Президентские гранты
В 2017 году сумма грантов Минкультуры России для молодых режиссеров и драматургов была увеличена по сравнению с 2016 годом вдвое - с 15 до 30 млн рублей. С 2018 года решено треть грантов выделять на детские пьесы. Несмотря на то, что суммы сравнительно небольшие, подобные поощрения крайне важны для молодых режиссеров и драматургов, особенно в региональных театрах.
Согласно решению Экспертного совета на поддержку молодой режиссуры и современной драматургии было направлено более 23 млн рублей. В номинации "современная драматургия" были отобраны 12 победителей, а в категории "молодая режиссура" - 19. Среди лауреатов - театры более чем 20 регионов России, от Читы до Петрозаводска, включая Москву и Санкт-Петербург. В экспертный совет конкурсов вошли известные деятели театра и культуры, а также представители Минкультуры России: писатель Юрий Поляков, профессор школы-студии МХАТ, театральный критик Ольга Егошина, ректор ГИТИСа, критик Григорий Заславский, директор Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Андрей Малышев, его заместитель Эдита Исаакян и другие.
Всего за время проведения конкурсов в Департамент государственной поддержки искусства и народного творчества Минкультуры России поступили 32 заявки от театров и театральных организаций, включивших произведения современных российских авторов в план своей постановочной деятельности, а также 52 заявки от театров, планирующих реализацию спектаклей в постановке режиссеров, возраст которых не превышает 35 лет. При голосовании в номинации "современная драматургия" Экспертный совет отдал предпочтение пьесам, написанным за последние годы и никогда ранее не публиковавшимся. В номинации "молодая режиссура" в приоритетном порядке рассматривались пьесы современных национальных авторов и произведения, адресованные детской и юношеской аудитории, а также дебютные постановки, осуществляемые в региональных театрах, театрах малых городов и закрытых административно-территориальных образований. Творческие проекты, получившие денежные премии, были реализованы до конца 2017 года и публично представлены в регионах.
Материалы о проектах победителей, комментарии экспертов, а также дополнительные материалы были размещены на сайтах современнаядраматургия.рф и молодаярежиссура.рф.
В 2017 году Минкультуры России совместно с АНО "Дирекция Санкт-Петербургского международного культурного форума" и ФГБУК "Роскультпроект" впервые был создан портал, содержащий информацию о видах и порядке предоставления федеральных, региональных, муниципальных и частных грантов для поддержки творческих проектов в области культуры и искусства*(52). На нем была размещена информация о 227 конкурсах; 6971 федеральных, региональных и частных грантах; презентационные страницы 128 грантодателей из 85 субъектов Российской Федерации. По итогам года на портале зарегистрировано 616 пользователей. В 2018 году планируется дополнить портал грантами муниципального уровня, данными мониторинга реализации проектов-победителей конкурсов, аналитическими материалами.
6.3. Кадровое обеспечение государственных учреждений культуры
В 2017 году количество учреждений культуры составило 21 335 учреждений, из них на федеральном уровне - 350 учреждений, региональном - 2 282 учреждения, муниципальном - 18 703 учреждения.
Среднесписочная численность работников учреждений культуры за 2017 год составила 529 346 человек, из них: в учреждениях федерального уровня - 49 649 человек, регионального уровня - 166 389 человек, муниципального - 313 308 человек.
В рамках методической поддержки разработаны и направлены в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендации по введению типовых отраслевых норм труда на работы в организациях кинематографии.
Продолжается работа по внедрению государственными учреждениями культуры профессиональных стандартов в соответствии с методическими рекомендациями, подготовленными Минкультуры России. Согласно итогам проведенного Министерством мониторинга, по состоянию на декабрь 2017 года подведомственными организациями (всего 204 организации) утверждено 198 планов-графиков внедрения профессиональных стандартов, остальные организации планируют завершить их разработку в 2018 году.
С целью повышения качества подготовки специалистов в сфере культуры было сокращено 11 филиалов подведомственных вузов и количество обучающихся на заочной форме обучения (в 2017 году - 10 874 человек, в 2016 году - 11 969 человек), а также по непрофильным специальностям (в 2017 - 367 человек, в 2016 году - 435 человек).
В рамках обеспечения региональных и муниципальных учреждений культуры и образовательных учреждений отрасли культуры профессиональными кадрами вузы увеличивают количество студентов, принятых по целевому приему. В 2017 году от 65 субъектов Российской Федерации поступила 971 заявка на подготовку специалистов сферы культуры (для сравнения: в 2014 году - 491 заявка из 28 регионов). С 2014 года целевой прием увеличился почти в 3 раза: в 2017 году на 1 курс был принят 651 человек (в 2014 году - 240, в 2015 - 360, в 2016 - 438).
Самыми популярными направления среди студентов стали "Социально-культурная деятельность" (91 человек), "Библиотечно-информационная деятельность" (84 человека), "Народная художественная культура" (75 человек). Всего в подведомственных вузах по программам высшего образования обучаются 1860 студентов, принятых по целевому приему.
6.4. Информатизация в сфере культуры
Одной из приоритетных задач государственной культурной политики является использование информационных технологий, в том числе для обеспечения доступа граждан к культурным ценностям независимо от места проживания.
Использование информационных технологий в сфере культуры предоставляет широкие возможности для преодоления неравенства в степени доступности культурных благ, вызванного географическими особенностями страны и экономическими факторами. Широкое внедрение новых технологических решений, повышение доступности культурных благ позволяют сделать культурную среду более насыщенной, отвечающей растущим потребностям личности и общества в XXI веке.
В 2017 году системная работа в рамках внедрения информационных технологий осуществлялась по следующим направлениям: ведение различных реестров и оказание государственных услуг; цифровая трансформация механизмов государственного управления в сфере культуры; популяризация культурного наследия и повышение доступности культурных благ.
Продолжилось развитие и совершенствование автоматизированной информационной системы "Учет продажи билетов" (АИС УПБ). Данная система позволяет автоматически получать сведения о деятельности учреждений культуры, подведомственных Минкультуры России, на основе данных билетных систем, установленных в учреждениях культуры. В 2017 году к АИС УБП были подключены подведомственные Минкультуры России музеи (56), театры (17), филармонии (2).
В целях объективизации процессов управления в отрасли культуры, обеспечения оперативного доступа ко всему многообразию сведений о состоянии отрасли культуры Министерством в 2016 году было инициировано создание Единой аналитической системы. В настоящее время она дает возможность мгновенного доступа к разнообразным сведениям о деятельности подведомственных учреждений культуры, а также показателям состояния отрасли культуры в субъектах Российской Федерации.
Общероссийской информационной площадкой в сфере культуры является портал "Культура.РФ", на котором в свободном доступе представлено все многообразие культурного наследия и традиций народов России в оцифрованном виде.
В 2017 году была презентована новая версия портала. Основной задачей при её создании стала разработка удобного, понятного, интересного для читателей и полезного для учреждений культуры формата предоставления информации. В структуре сайта появились новые глобальные разделы, созвучные новой концепции развития, - "Читать, смотреть, посетить".
Во многом благодаря новой концепции развития число посещений интернет-портала в течение 2017 года составило 10 млн, что в 1,6 раза больше, чем годом ранее (средняя ежедневная посещаемость - 26 тыс. уникальных посетителей). Число просмотров страниц увеличилось в 1,5 раза относительно 2016 года до 25 млн. Число подписчиков в социальных сетях составило 803 тыс. человек.
Была обновлена и расширена контентная база портала, которая по итогам года составила 1 390 фильмов (художественных, документальных, мультипликационных), 896 лекций на различные тематики, 654 видеоверсии спектаклей, 137 видеозаписей концертов классической и академической музыки, 439 объектов нематериального культурного наследия, 1 145 объектов архитектуры, 87 виртуальных музеев, 536 книг в формате ePub, 1 063 объекта религиозного наследия, 385 объектов из серии "Образы России". В каталогах портала появилась база из 4 726 домов культуры и клубов, 391 объект в новом каталоге зарубежного наследия.
На портале все учреждения культуры страны могут размещать и актуализировать информацию о своей деятельности, а также публиковать анонсы мероприятий. Сделать это можно через личный кабинет в информационной системе "Единое информационное пространство в сфере культуры" (https://all.culture.ru). За 2017 год на сайте опубликована информация о более чем 90 тыс. событий.
Кроме того, интерактивная афиша "Культурная жизнь региона", основанная на материалах "Культуры.РФ", размещена на портале государственных услуг (gosuslugi.ru/category/culture).
В 2013 году был запущен портал популяризации отечественной истории "История. РФ". За пять лет его посетило 11,5 млн человек. В 2017 году по сравнению с 2016-м количество пользователей сайта выросло практически в два раза с 2,2 до 4,2 млн. В данный момент на нем размещено свыше 30 тыс. материалов, в том числе учебных.
Интернет-порталы
В рамках мероприятий по раскрытию сведений в форме открытых данных, обеспечено размещение информации о 143,5 тыс. объектах культурного наследия, что создает возможность использования информации картографическими и навигационными сервисами, а также другими интернет-ресурсами.
Системный характер имеет разработка платформенных решений, которыми могут воспользоваться все учреждения культуры. Ярким примером является "Артефакт" - мобильный мультимедийный гид по музеям с применением технологии дополненной реальности. Публичный запуск проекта состоялся на фестивале "Интермузей" в мае 2017 года.
Посетители музеев, один раз установив мобильное приложение на смартфон, могут скачивать материалы выставок и получать возможность узнавать интересную информацию об экспонатах, всего лишь наведя камеру устройства на предмет. Приложение распознает экспонат и рассказывает о нем в деталях.
В 2017 году к платформе подключились 8 музеев, в том числе Государственная Третьяковская галерея, ГМИИ им. А.С. Пушкина, РОСФОТО, Музей военной формы одежды. Более чем в двадцати музеях велись работы в тестовом режиме. Примечательно, что использование технологии возможно во всех российских музеях и не требует дополнительных затрат на привлечение дорогостоящих специалистов. При этом объем информации не ограничен и определяется самим учреждением.
6.5. Финансирование культуры
В соответствии с Федеральным законом от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" объем финансовых расходов на культуру и кинематографию в 2017 году составил 99,78 млрд рублей, или 0,6% от общего объема расходов федерального бюджета (в 2016 г. - 0,55%).
На реализацию государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013-2020 годы в 2017 году было предусмотрено 93 347,9 млн рублей, из них Минкультуры России - 79 463,7 млн рублей.
6.6. Документы стратегического планирования
Приоритетной задачей по разработке документов стратегического планирования является гармонизация соответствующих документов с Основами государственной культурной политики и Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года.
В частности, Минкультуры России был разработан проект распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Стратегию государственной культурной политики на период до 2030 года*(53).
В соответствии с документом приоритетные направления Стратегии ГКП предусматривается дополнить направлением "формирование информационного пространства знаний". Оно включает в себя дальнейшее формирование и развитие Национальной электронной библиотеки и других государственных информационных систем, а также доступ к ним максимально широкого круга пользователей.
В 2017 году продолжилась работа по координации внесения изменений в документы стратегического планирования субъектов Российской Федерации с целью обеспечения их соответствия положениям федеральных документов стратегического планирования в сфере культуры - Основ ГКП и Стратегии ГКП*(54). В течение 2017 года с учетом рекомендаций Минкультуры России внесены изменения в региональные документы стратегического планирования 15 субъектов Российской Федерации*(55) и Концепцию стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2025 года.
На 31 декабря 2017 года гармонизация региональных документов стратегического планирования с Основами ГКП и Стратегией ГКП была завершена на 55%. Соответствующее исследование было проведено "Роскультпроектом" и Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре.
6.7. Совершенствование нормативно-правовой базы
На протяжении последних лет (2012-2017 гг.) активно совершенствуется законодательная база в сфере культуры. За минувший год принято 13 федеральных законов, всего за 2012-2017 годы - 44 федеральных закона. Для сравнения: в течение 2004-2011 годов (т.е. за 8 лет) было принято 6 федеральных законов.
Законотворческая деятельность в области культуры
Принятые в 2017 году законы касались самых разных сфер, в том числе кинематографа, интеллектуальной собственности, развития туризма, охраны культурного наследия, ввоза и вывоза культурных ценностей.
От НДС был освобожден ввоз в Российскую Федерацию любых культурных ценностей*(56), а не только ввозимых государственными или муниципальными учреждениями. Для получения льготы необходимо, чтобы предмет относился к культурным ценностям в соответствии с законодательством Российски Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей.
Льгота применяется при условии представления в таможенные органы экспертного заключения, оформленного в соответствии с законодательством Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей, содержащего вывод об отнесении исследуемого движимого предмета к культурным ценностям.
Был принят закон о курортном сборе*(57), пилотными регионами стали Республика Крым, Алтайский, Краснодарский и Ставропольский край. Сбор взимается в целях развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации с 1 мая 2018 года. Кроме того, в целях развития туризма на территории Дальневосточного федерального круга, организации, осуществляющие там туристско-рекреационную деятельность освобождены от уплаты налогов с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года.
Кроме того, музеям, архивам, дворцам культуры, библиотекам и образовательным организациями разрешили осуществлять некоммерческий показ отечественных фильмов, перешедших в общественное достояние, без прокатного удостоверения*(58). Также были созданы благоприятные условия для доступа инвалидов к субтитрированным и тифлокомментированным национальным фильмам. Теперь все подобные ленты, получающие господдержку на производство или прокат, подлежат обязательному субтитрированию и тифлокоментированию за счёт полученных на производство или прокат средств*(59).
Также в целях формирования в Российской Федерации безбарьерной среды в 2017 году было ратифицировано присоединение России к Марракешскому договору*(60). Документом установлен ряд ограничений и исключений из авторского права в интересах слепых и лиц с нарушениями зрения. Например, разрешается без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения: переводить произведения в формат, доступный для слепых; распространять, в том числе через интернет, переведенные в специальный формат произведения; осуществлять трансграничный обмен произведениями в форматах, доступных для слепых.
В рамках работы по сохранению объектов культурного наследия в регионах Российской Федерации был принят закон*(61), позволяющий органам местного самоуправления устанавливать льготную арендную плату для объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, относящихся к муниципальной собственности самостоятельно, без учета положений законодательства субъектов Российской Федерации.
Целый ряд законопроектов был посвящен защите интеллектуальных прав. В частности, была усилена охрана смежных прав театральных режиссеров-постановщиков*(62). Режиссер-постановщик спектакля наделяется правом на защиту своей постановки от любого искажения, изменений, приводящих к извращению смысла или нарушению целостности восприятия постановки как при ее публичном исполнении, так и в записи.
Помимо этого организации по управлению правами на коллективной основе обязали проводить обязательный аудит бухгалтерской отчетности*(63). За уклонение от раскрытия аккредитованной организацией отчетности и аудиторского заключения установлена административная ответственность в виде штрафа от 100 до 200 тыс. рублей*(64). Эти нововведения призваны сделать деятельность авторских обществ более прозрачной.
В 2017 году продолжилась работа над совершенствованием законодательства в области культуры и туризма. Помимо принятых, в разработке находилось еще 19 проектов федеральных законов.
Это, в частности, инициатива, направленная на уточнение целого ряда положений Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и устранение в нем некоторых правовых пробелов. Они касаются, в первую очередь, недобросовестных туроператоров. Например, устанавливается право Ростуризма принимать решение об исключении из реестра туроператора, прекратившего свою деятельность, даже в случае, если недобросовестный туроператор публично не заявил о прекращении своей деятельности, при этом датой страхового случая считается день, когда Ростуризм принял решение об его исключении из реестра туроператоров.
Также в числе приоритетов на 2018 год - принятие нового федерального закона о культуре.
Ключевые положения, которые должны найти отражение в проекте федерального закона:
а) культура - общественное благо, культура в регулировании и бюджетировании имеет специфику;
б) культура не может быть приравнена в регулировании к традиционным отраслям социальной сферы;
в) фиксация бюджетного приоритета культуры - минимум удвоение расходов федерального бюджета на культуру (довести до 1% от объема расходов федерального бюджета, сейчас эта доля около 0,5%);
г) стимулирование создания целевых капиталов (эндаументов) в сфере культуры (в качестве примеров - успешно созданные целевые капиталы РВИО, проекта "Русских сезонов"/РФК).
Кроме того, в числе первоочередных инициатив внесение изменений в 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", учитывающих специфику в сфере культуры; принятие законопроекта о поддержке меценатской деятельности; совершенствование правил реализации и возврата билетов; принятие законопроекта об обязательной аттестации экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов проводников; принятие законопроекта, предусматривающего возможность передачи объектов культурного наследия по концессионному соглашению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.