Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению Парламентского Собрания
Союза Беларуси и России
от 18 июня 2018 года N LIV-9
О деятельности Парламентского Собрания Союза Беларуси и России в 2017 году
Общие Положения
В 2017 году Парламентское Собрание провело 40 регламентных мероприятий, в том числе пятьдесят вторую и пятьдесят третью сессии Парламентского Собрания (15 июня, г. Минск и 16 декабря, г. Брянск, рассмотрено в общей сложности 22 вопроса), два заседания Совета Парламентского Собрания (14 июня, г. Минск и 16 декабря, г. Брянск, 23 вопроса) и 35 заседаний комиссий Парламентского Собрания (321 вопрос).
В отчетном году впервые, в дополнение к апробированным формам парламентской деятельности, были проведены парламентские слушания "Сближение законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации по вопросам обеспечения равных прав граждан Союзного государства" (16 декабря, г. Брянск).
В ходе слушаний участниками было высказано предложение о необходимости обеспечения идентичного или сопоставимого правового регулирования на всей территории Союзного государства, то есть перехода от предоставления национального режима для граждан другого государства-участника к более полному и комплексному регулированию прав граждан путем формирования единого правового пространства. Предложено проработать вопрос об установлении единого (наднационального) правового регулирования, в том числе посредством формирования союзного законодательства. Обсуждался вопрос об обязательной экспертизе национальных законопроектов на соответствие международным обязательствам и требованиям унификации в рамках интеграционных объединений.
Участники слушаний пришли к заключению о необходимости проведения мониторинга исполнения положений Договора о создании Союзного государства и сравнительно-правового анализа действующей договорно-правовой базы в рамках Союзного государства и национального законодательства государств-участников. Итогом такой деятельности, по мнению участников, должна стать подготовка Концепции сближения законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь, включающей в себя программу поэтапного сближения.
В целях вовлечения молодежи Беларуси и России в процесс строительства Союзного государства, приобщения ее к парламентской деятельности, формирования правовой и политической культуры, социальной и гражданской активности Парламентское Собрание приняло решение о создании Молодежной палаты при Парламентском Собрании и поручило Совету Парламентского Собрания утвердить Положение о Молодежной палате.
В отчетном году дважды заседал президиум Научно-консультативного совета Парламентского Собрания (25 мая и 28 ноября в г. Минске).
Как и в предшествующем году, на заседаниях комиссий регулярно рассматривались ход и результаты реализации Приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства на среднесрочную перспективу (2014 - 2017 годы). Кроме того, на пятьдесят третьей сессии был рассмотрен проект Приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства на 2018 - 2022 годы.
В 2017 году состоялось четыре заседания постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании по вопросам строительства Союзного государства (далее - постоянно действующий семинар):
сорок восьмое заседание, тема заседания - "Приоритетные направления развития Союзного государства в области здравоохранения" (28 - 29 марта, г. Белгород);
сорок девятое заседание, тема заседания - "Обеспечение равных прав граждан Союзного государства" (23 - 24 октября, г. Псков);
пятидесятое заседание, тема заседания - "Актуальные проблемы и приоритеты экологической политики России и Беларуси в рамках Союзного государства" (1-2 ноября, г. Брянск);
пятьдесят первое заседание, тема заседания - "Формирование единого научно-технологического пространства Союзного государства: проблемы, перспективы, инновации" (28 - 29 ноября, г. Минск).
Нормотворческая деятельность
В 2017 году комиссии Парламентского Собрания (при ведущей роли Комиссии по законодательству и Регламенту) продолжили работу по развитию правовой системы Союзного государства.
Приоритетными явились вопросы сближения законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации в области обеспечения равных прав граждан и урегулирования вопросов собственности Союзного государства, создания Молодежной палаты при Парламентском Собрании.
В целях обеспечения равных прав граждан Комиссией по законодательству и Регламенту в течение года были рассмотрены вопросы гармонизации законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации в сфере образования, в торгово-экономической сфере, в сфере миграции, анализировался ход формирования единого миграционного пространства и единого визового пространства. В связи с активизацией деятельности по вопросам сближения законодательства Беларуси и России количество заседаний комиссии возросло с двух - четырех в предыдущие годы до семи заседаний в 2017 году.
Обсуждение равных прав граждан продолжилось в рамках сорок девятого заседания постоянно действующего семинара и затем - в ходе парламентских слушаний. Подготовленные комиссией рекомендации данных мероприятий содержат предложения по развитию правовой системы Союзного государства, по формам и направлениям сближения законодательства, а также включают перечень проблемных и перспективных вопросов в следующих областях права: трудоустройство, пенсионное, социальное и медицинское обеспечение, образование, спорт, свобода передвижения, малое и среднее предпринимательство. С этой целью были проработаны следующие проблемные вопросы:
о повышенных тарифах на медицинские услуги и на услуги санаторно-курортных учреждений для граждан Российской Федерации по сравнению с тарифами для граждан Республики Беларусь;
о необходимости корректировки Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2016 года в связи со вступлением в силу с 1 января 2015 года изменений в пенсионном законодательстве Российской Федерации (поэтапное повышение страхового стажа и введение индивидуального пенсионного коэффициента);
об отсутствии паритета в вопросе оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации, временно пребывающим в Республике Беларусь;
о реализации Федерального закона от 29 июня 2015 года N 202-ФЗ (устанавливает особенности участия спортсменов, не имеющих права выступать за спортивные сборные команды Российской Федерации, в международных спортивных соревнованиях и (или) во всероссийских спортивных соревнованиях по командным игровым видам спорта) применительно к спортсменам из Республики Беларусь, осуществляющим профессиональную деятельность в российских спортивных организациях;
о ходе формирования единого миграционного пространства в рамках Союзного государства;
об отсутствии у граждан Российской Федерации права на приобретение в собственность земельных участков на территории Республики Беларусь;
о замене водительского удостоверения российского образца на белорусское водительское удостоверение при переезде гражданина Российской Федерации на постоянное место жительства в Республику Беларусь;
об уголовном преследовании граждан Российской Федерации, ввозящих на территорию Республики Беларусь травматическое оружие при наличии российских разрешительных документов (в связи с тем, что оборот травматического оружия в Республике Беларусь полностью запрещен);
о недопуске граждан одного государства-участника к осуществлению адвокатской деятельности на территории другого государства-участника в связи с требованием получения специальных разрешений в соответствии с законодательством государства пребывания.
Как уже было упомянуто выше, в целях обеспечения равных прав граждан Беларуси и России комиссией выработаны предложения по переходу от предоставления гражданам другого государства-участника национального режима к установлению наднационального регулирования путем принятия на уровне Союзного государства обязательных правовых актов. Комиссия также пришла к выводу о необходимости проведения анализа действующей договорно-правовой базы в рамках Союзного государства и национального законодательства государств-участников (в том числе по вопросам обеспечения равных прав граждан), а также мониторинга правоприменительной практики указанных актов. Впоследствии указанное предложение было реализовано путем включения в проект Приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства на 2018 - 2022 годы.
Комиссия предложила также возможные формы осуществления экспертизы проектов законов на предмет учета международных обязательств, принятых Республикой Беларусь и Российской Федерацией в рамках их участия в интеграционных объединениях. В 2018 году предполагается разработка соответствующих изменений в Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Помимо перечисленного, одним из важных результатов работы комиссии является принятие Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации Федерального закона от 26 июля 2017 года N 204-ФЗ "О внесении изменений в статью 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения". Указанным законом в отношении граждан Республики Беларусь исключено требование о замене национального водительского удостоверения на водительское удостоверение российского образца для устройства на работу по найму.
В отчетном году работа по формированию нормативно-правовой базы Союзного государства велась и в ряде других комиссий Парламентского Собрания.
Так, Комиссией по экономической политике рассматривались вопросы, связанные с подготовкой и утверждением новой редакции Порядка разработки и реализации программ Союзного государства. Депутаты - члены комиссии единогласно поддержали предложение рабочей группы по внесению изменений в действующий Порядок с целью определения предельных сроков согласования концепций и проектов программ Союзного государства отраслевыми министерствами и ведомствами Беларуси и России.
Кроме того, депутатами - членами комиссии всесторонне изучался вопрос законодательного обеспечения таможенного регулирования в рамках Союзного государства. Было отмечено, что заинтересованные республиканские органы государственного управления Республики Беларусь выразили озабоченность тем, что одобренный в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" может создать барьеры и ограничения для свободного перемещения товаров в рамках Союзного государства, а также в ЕАЭС в целом. Была отмечена необходимость дальнейшего повышения эффективности регулирования экономических процессов в Российской Федерации и Республике Беларусь, в том числе недопущение создания барьеров и ограничений во взаимной торговле товарами как в рамках Союзного государства, так и в рамках ЕАЭС.
Депутатами - членами Комиссии по бюджету и финансам была рассмотрена деятельность созданной в 2015 году рабочей группы по разработке нормативных документов, регулирующих бюджетный процесс Союзного государства. За время существования группы с целью совершенствования бюджетного процесса было подготовлено и утверждено 12 документов. В настоящее время ведется работа по рассмотрению нормативных актов, связанных с финансированием программ и проектов Союзного государства и учетом бюджетных средств.
Депутаты - члены Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью в течение года рассмотрели и поддержали следующие законодательные инициативы:
предложение Министерства внутренних дел Российской Федерации о проведении совместного с заинтересованными министерствами и ведомствами Республики Беларусь и Российской Федерации научного исследования, включающего сравнительный анализ законодательной базы, регулирующей борьбу с преступностью, и мониторинг правоприменения указанных нормативных актов при реализации оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел государств-участников;
заключение Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о взаимодействии в области обеспечения транспортной безопасности;
разработку и утверждение проекта Военной доктрины Союзного государства (соответствующий пункт был включен в проект Приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства на 2018 - 2022 годы).
Интеграция в экономической сфере
В 2017 году деятельность Парламентского Собрания в сфере союзной экономической интеграции была нацелена на формирование соответствующей нормативно-правовой базы Союзного государства, всемерную поддержку процессов формирования единого союзного научно-технологического пространства, контроль за ходом разработки, реализации и финансирования программ Союзного государства экономической направленности, содействие дальнейшему развитию межрегионального сотрудничества Беларуси и России. Наиболее активная роль на данном направлении союзной интеграции традиционно отводится Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике.
В отчетном году депутаты - члены комиссии вели последовательную работу по реализации Основных направлений по формированию и функционированию единого научно-технологического пространства Союзного государства. Указанная деятельность включала одобрение Примерного перечня приоритетных научно-технологических и инновационных программ Союзного государства для их дальнейшей разработки, утверждения и реализации. Кроме того, осуществлялся постоянный контроль за ходом реализации программ Союзного государства и подготовкой проектов новых программ, являющихся важнейшим фактором, стимулирующим инновационное, высокотехнологичное производство в ходе экономической интеграции Беларуси и России, велся мониторинг процесса реализации программ экономического профиля, а также хода согласования проектов концепций следующих научно-технических программ Союзного государства:
"Разработка технологий изготовления мобильных цифровых оптико-электронных локаторов нового поколения для перспективных информационно-измерительных систем двойного назначения";
"Разработка технических средств предупреждения природных и техногенных катастроф, обеспечения экологической и других видов безопасности на основе инновационных технологий радиоэлектроники и микросистемотехники двойного назначения";
"Разработка средств проектирования и оборудования для создания сверхбольших интегральных схем специального и двойного применения технологического уровня 90 - 65 нм" со сроком реализации 2017 - 2021 годы;
"Разработка, модернизация и гармонизация нормативного, организационно-методического и аппаратно-программного обеспечения целевого применения космических систем дистанционного зондирования Земли России и Беларуси" со сроком реализации 2017 - 2021 годы.
Отметив отсутствие проблем в ходе выполнения программ Союзного государства, депутаты - члены комиссии тем не менее сочли необходимым обратить внимание Постоянного Комитета Союзного государства на организацию действенного контроля за полнотой и своевременностью принятия на учет в государствах - участниках Союзного государства объектов собственности Союзного государства, созданных и (или) приобретенных исполнителями в ходе реализации союзных программ.
Депутаты также обратили внимание министерств и ведомств Беларуси и России, в компетенцию которых входит согласование концепций программ Союзного государства, на негативные последствия затягивания процессов согласования концепций, в результате чего в бюджете Союзного государства ежегодно по различным причинам аккумулируются неиспользованные на реализацию программ остатки средств бюджета Союзного государства. Депутаты предложили разработчикам концепций программ Союзного государства сосредоточить внимание на качестве подготавливаемых расчетов и обоснований потребности в материальных и финансовых ресурсах, в объемах, реально покрывающих потребность их реализации.
Анализируя ход выполнения Плана мероприятий по формированию и реализации единой структурной промышленной политики в рамках Союзного государства, депутаты - члены комиссии пришли к выводу о необходимости проведения министерствами и ведомствами государств-участников экспертизы с целью выработки предложений по гармонизации национального законодательства.
Деятельность по созданию единого научно-технологического пространства получила продолжение в ходе проведения пятьдесят первого заседания постоянно действующего семинара. Его участники обсудили пути развития правовых основ формирования единого научно-технологического пространства Союзного государства, роль инновационных программ в реализации социально-экономической политики Союзного государства, зарубежный опыт организации и реализации инновационных прорывов, формы и механизмы развития инновационной инфраструктуры в России и Беларуси, направления сотрудничества в области коммерциализации результатов научных исследований и трансфера технологий, инструменты и механизмы активизации инвестиционной деятельности в рамках Союзного государства, проблемы стратегического управления инновациями в Союзном государстве, проблемы и направления интеграции национальных и региональных инновационных систем России и Беларуси и другие вопросы.
В течение всего года комиссия уделяла большое внимание развитию межрегионального сотрудничества. В частности, был рассмотрен вопрос о сотрудничестве и совместной деятельности предприятий Беларуси и России по производству и продаже велосипедной продукции и о намерении ООО "Веломоторс" (г. Брянск) и ООО "МотоВелоЗавод" (г. Минск) заключить Соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности. Заключение данного соглашения обеспечит долгосрочное и взаимовыгодное сотрудничество в области развития производства и сбыта велосипедной продукции предприятий государств-участников. По итогам рассмотрения вопроса в Правительство Российской Федерации и Совет Министров Республики Беларусь была направлена просьба поручить профильным министерствам и ведомствам Российской Федерации и Республики Беларусь проработку вопроса о включении наименований товаров "велосипеды" и "велосипедные рамы" в перечень товаров, подлежащих маркировке.
На протяжении 2017 года результаты выполнения союзных программ систематически анализировались и другими комиссиями Парламентского Собрания (в соответствии с предметом ведения), предлагались меры по устранению государственными заказчиками недостатков, выявленных в процессе реализации программ. Кроме того, депутаты Парламентского Собрания оценивали целесообразность и необходимость разработки проектов новых союзных программ.
Так, Комиссия по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий рассматривала ход согласования проекта Концепции Программы совместной деятельности России и Беларуси в рамках Союзного государства по защите населения и реабилитации территорий, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, на период до 2021 года.
Комиссия по безопасности, обороне и борьбе с преступностью сопровождала выполнение программы Союзного государства "Развитие и совершенствование единой системы технического прикрытия железных дорог региона" на период 2016 - 2020 годов.
Также депутаты - члены комиссии заслушивали информацию представителей профильных министерств и ведомств о ходе разработки программ Союзного государства:
"Совершенствование пограничной безопасности Союзного государства на период 2017 - 2021 годов",
"Совершенствование объектов военной инфраструктуры, планируемых к совместному использованию в интересах региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации" на период 2018 - 2021 годов",
"Совершенствование системы защиты информационных ресурсов Союзного государства и государств - участников Договора о создании Союзного государства в условиях нарастания угроз в информационной сфере" на 2018 - 2022 годы ("Паритет"),
о подготовке проекта концепции программы Союзного государства "Совершенствование инфраструктуры пенитенциарных учреждений Беларуси и России, социального и медицинского обеспечения спецконтингента, включая улучшение условий содержания несовершеннолетних правонарушителей" на 2018 - 2021 годы.
Организация и совершенствование бюджетного процесса
На протяжении 2017 года комиссии Парламентского Собрания в рамках своей компетенции рассматривали вопросы финансирования и хода выполнения программ и мероприятий Союзного государства (в части, касающейся предмета ведения каждой из комиссий), осуществляли контроль за ходом исполнения бюджета Союзного государства на 2017 год, а также анализировали исполнение бюджета Союзного государства в 2016 году. Депутаты анализировали материалы, предоставляемые Счетной палатой Российской Федерации и Комитетом государственного контроля Республики Беларусь, и принимали решения, направленные на устранение выявленных контрольными органами недостатков. Они также участвовали в определении параметров проекта бюджета Союзного государства на 2018 год, рассмотренного и принятого на пятьдесят третьей сессии Парламентского Собрания.
Ведущая роль на этом направлении парламентской деятельности отводится Комиссии Парламентского Собрания по бюджету и финансам. Анализируя ход исполнения бюджета Союзного государства в 2017 году и организацию работы по формированию проекта бюджета Союзного государства на 2018 год, комиссия признала исполнение бюджета в целом удовлетворительным и поддержала комплекс мер, принимаемых Постоянным Комитетом по исполнению бюджетных назначений текущего года.
Пристальное внимание депутаты - члены комиссии уделили рассмотрению вопроса о программах, завершенных в период с 2012 по 2016 год, и результатах их реализации. Счетной палате Российской Федерации, Комитету государственного контроля Республики Беларусь и Национальной академии наук Беларуси было предложено представить в комиссию аналитическую информацию по данному вопросу, с предложениями по повышению эффективности использования указанных результатов.
Комиссия поддержала инициативу Постоянного Комитета по привлечению уполномоченных банков к участию в бюджетном процессе Союзного государства с целью коммерциализации результатов выполнения программ, проектов и мероприятий Союзного государства и поиска новых источников пополнения доходной части бюджета Союзного государства.
Депутаты - члены комиссии рекомендовали Постоянному Комитету в целях более эффективного использования средств бюджета Союзного государства предусмотреть в новой редакции Порядка разработки и реализации программ Союзного государства механизм распоряжения объектами собственности, созданными в ходе реализации программ, а также сроки и содержание представляемой в Постоянный Комитет информации о внедрении полученных в ходе их реализации результатов.
Комиссией проводилась работа с государственными заказчиками программ Союзного государства - с приглашением на заседание комиссии представителей государственных заказчиков программ, кассовое исполнение по которым составило 80 процентов.
За отчетный период было проведено одно заседание согласительной комиссии по бюджету Союзного государства на 2018 год, а также проведены согласительные процедуры и приняты три решения согласительной комиссии по бюджету Союзного государства на 2017 год от Парламентского Собрания в рабочем порядке. Во исполнение статьи 22 Декрета Высшего Государственного Совета Союзного государства "О бюджете Союзного государства на 2017 год" и на основании соответствующих решений Совета Министров Союзного государства согласительной комиссией было одобрено финансирование в 2017 году трех новых программ Союзного государства на сумму 242,9 млн рублей:
"Разработка новых спинальных систем с использованием технологий прототипирования в хирургическом лечении детей с тяжелыми врожденными деформациями и повреждениями позвоночника";
"Разработка инновационных геногеографических и геномных технологий идентификации личности и индивидуальных особенностей человека на основе изучения генофондов регионов Союзного государства";
"Развитие системы гидрометеорологической безопасности Союзного государства" на 2017 - 2021 годы.
Социальная политика
На протяжении отчетного года депутаты Парламентского Собрания (при ведущей роли Комиссии Парламентского Собрания по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам) продолжали заниматься проблемами обеспечения в рамках Союзного государства равных прав граждан Республики Беларусь и Российской Федерации, отслеживали ход реализации Приоритетных направлений и первоочередных задач развития Союзного государства на среднесрочную перспективу (2014 - 2017 годы) по широкому спектру вопросов социальной политики, а также разработку проекта Приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства на 2018 - 2022 годы, контролировали процесс финансирования мероприятий социальной направленности.
В центре внимания Комиссии по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам в отчетный период были два взаимоувязанных вопроса - молодежная политика в Союзном государстве и формирование Молодежной палаты.
В течение отчетного года на заседаниях комиссии рассматривались проблемы профилактики социального сиротства и пути их преодоления, состояние и перспективы развития физической культуры и спорта в России и Беларуси в рамках Союзного государства, вопросы развития государственного учреждения высшего профессионального образования "Белорусско-российский университет".
По инициативе комиссии было проведено сорок восьмое заседание постоянно действующего семинара. Его основной целью и задачей явилась выработка предложений по развитию взаимодействия и сотрудничества в рамках Союзного государства в области здравоохранения. Участники заседания обсудили задачи и проблемы приоритетных направлений развития Союзного государства в этой области, развития и внедрения инновационных технологий, методов диагностики, профилактики и лечения различных заболеваний, обратили внимание на целенаправленные решения в обеспечении государственных гарантий доступности и равных возможностей для получения гражданами Беларуси и России качественного медицинского обслуживания.
За отчетный период депутаты - члены комиссии активно участвовали в различных мероприятиях социальной направленности, вручали их участникам дипломы, сувениры и специальные призы, учрежденные Парламентским Собранием.
По инициативе Комиссии по безопасности, обороне и борьбе с преступностью ежегодно проводится мероприятие Союзного государства "Военно-патриотическая смена учащихся суворовских военных (нахимовского военно-морского) и кадетских училищ Беларуси и России". С 2016 года военно-патриотическую смену принимает Всероссийский детский центр "Орлёнок" (г. Туапсе Краснодарского края). В отчетном году смена под общим названием "Отечества достойные сыны" проводилась с 9 по 29 августа, в ней приняли участие более 380 воспитанников из 15 специализированных военно-учебных заведений Союзного государства. В церемониях открытия и закрытия военно-патриотической смены приняли участие представители Парламентского Собрания Союза Беларуси и России и Минобороны России. Программа проведения смены включает мероприятия, способствующие формированию у подростков гражданской позиции, патриотизма, морально-психологических качеств, навыков и умений, необходимых будущему защитнику Отчества.
В 2017 году Комиссией Парламентского Собрания по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий была проделана большая работа по организации оказания в лечебно-оздоровительных центрах Беларуси и России оздоровительных и реабилитационных услуг детям из районов Беларуси и России, наиболее пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Депутаты - члены комиссии констатировали, что в настоящее время системы оздоровления и реабилитации детей в Российской Федерации и Республике Беларусь нуждаются в совершенствовании, так как в законодательстве наших стран нет общих подходов к решению этих вопросов. Они также пришли к выводу, что для совершенствования системы оздоровления и реабилитации детей, проживающих в регионах Беларуси и России, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, последствий других аварий и техногенных катастроф, целесообразно рассматривать возможность решения данного вопроса в рамках отдельного мероприятия (программы) Союзного государства. Депутаты выразили озабоченность тем обстоятельством, что в 2017 году наметилась тенденция к уменьшению количества путевок, выделяемых для лечения и оздоровления детей за счет бюджета Союзного государства, и рекомендовали Постоянному Комитету при формировании бюджетной заявки на 2018 год сохранить общее число детей школьного возраста, направляемых на лечение и оздоровление, - 2000 человек в год в возрасте от шести до 16 лет.
При обсуждении путей совершенствования системы комплексного оказания оздоровительных и реабилитационных услуг детям из районов Беларуси и России, проживающим на загрязненных радионуклидами территориях, депутаты - члены комиссии пришли к выводу о целесообразности создания многопрофильного реабилитационно-оздоровительного центра в рамках проекта Союзного государства. С этой целью министерствам здравоохранения Российской Федерации и Республики Беларусь, МЧС России и МЧС Республики Беларусь, Постоянному Комитету Союзного государства было предложено определить возможных государственных заказчиков данного проекта с учетом:
современной материально-технической базы, а также природных и лечебных факторов экологически благоприятных районов для расположения многопрофильного реабилитационно-оздоровительного центра;
совершенствования нормативно-правовой базы системы оздоровления и реабилитации детей и структуры управления данной системой;
существующих инновационных и экспериментальных программ и проектов, новейших методов и протоколов реабилитации и оздоровления детей, внедрения в практику эффективных методов диагностики и реабилитации радиационно-индуцированных заболеваний (включая высокие технологии), основанных на доказательной медицине и клинико-экспертном анализе;
необходимости расширения перечня медицинских услуг, возможного увеличения охвата оздоровлением детей и детей-инвалидов, нуждающихся в современной диагностике, с использованием специального медицинского оборудования для своевременного выявления патологии, а также профилактики заболеваний;
создания на базе многопрофильного реабилитационно-оздоровительного центра ресурсного отделения для организации профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов медицинского, психологического, педагогического и физкультурно-оздоровительного профилей, работающих в системе оздоровления и реабилитации детей.
В дальнейшем депутаты - члены комиссии согласились с предложением Министерства здравоохранения Республики Беларусь о создании многопрофильного реабилитационно-оздоровительного центра на территории Республики Беларусь на базе филиала "Реабилитационный центр "Зеленый бор" государственного учреждения "Республиканская больница спелеолечения" Министерства здравоохранения Республики Беларусь. Создание аналогичного центра на территории Российской Федерации планируется на базе Медицинского центра "Юность" (филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Северо-Кавказский федеральный научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства", г. Ессентуки) и Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Санаторий для детей и детей с родителями "Здравница" (г. Евпатория).
Министерству здравоохранения Российской Федерации, Федеральному медико-биологическому агентству и Министерству здравоохранения Республики Беларусь было предложено определить потребности и возможности данных лечебных учреждений, включая определение ориентировочной потребности финансирования, после чего подготовить и направить в установленном порядке в Постоянный Комитет бюджетную заявку для получения средств на указанные цели из бюджета Союзного государства на 2019 год.
Большое внимание в течение отчетного года комиссия уделяла ходу реализации мероприятия Союзного государства "Оказание комплексной медицинской помощи отдельным категориям граждан Беларуси и России, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Комиссия рекомендовала государственным заказчикам мероприятия проработать вопрос о целесообразности и необходимости придания ему статуса ежегодно проводимого.
Деятельность по обеспечению безопасности и обороны
В 2017 году депутаты - члены Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью регулярно рассматривали вопросы, касающиеся обеспечения безопасности Союзного государства и повышения его обороноспособности, в частности, вопросы функционирования региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации, пограничной и миграционной политики, координации деятельности в области военного строительства, военно-технического сотрудничества, оборонного заказа, совместного использования военной инфраструктуры и другие.
В отчетный период внимание депутатов - членов комиссии было сосредоточено на реализации программы "Развитие и совершенствование единой системы технического прикрытия железных дорог региона" на период 2016 - 2020 годов, а также мероприятий Союзного государства: "План совместных мероприятий по противодействию терроризму на территории Союзного государства в 2017 году", "План совместных мероприятий по обеспечению функционирования региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации на 2017 год" и научно-практическая конференция "Комплексная защита информации". Кроме того, депутаты - члены комиссии заслушивали информацию представителей профильных министерств и ведомств о ходе выполнения раздела 9 "Углубление военного и военно-технического сотрудничества и взаимодействие в сфере защиты информационных ресурсов" Приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства на среднесрочную перспективу (2014 - 2017 годы).
В поле зрения депутатов - членов комиссии постоянно находились вопросы:
состояния и направлений сближения законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации в области национальной безопасности с целью нормативно-правового регулирования сферы безопасности Союзного государства;
состояния и направлений совершенствования транспортной безопасности на территории Союзного государства;
организации и направлений дальнейшего развития взаимодействия пограничных, таможенных и миграционных ведомств Республики Беларусь и Российской Федерации на границе Союзного государства со странами Европейского Союза;
хода разработки Военной доктрины Союзного государства.
В отчетный период депутаты - члены комиссии принимали участие в ряде мероприятий, целью которых является выработка теоретических и практических предложений в сфере обеспечения обороны и безопасности Союзного государства. К их числу относится, в частности, XXII научно-практическая конференция "Комплексная защита информации" (16 -19 мая, г. Полоцк).
Первое пленарное заседание научно-практической конференции открыл председатель комиссии. В рамках работы конференции прошли шесть секционных заседаний, посвященных актуальным вопросам защиты информации, противодействия киберпреступности, подготовки профессиональных кадров, формирования трансграничного пространства доверия Союзного государства и другим.
Как и на прошлогодней конференции, была организована Школа молодых ученых, в которой приняли участие студенты и молодые специалисты, проводящие исследования в сфере информационных технологий.
Как было отмечено ранее, в отчетный период комиссия контролировала ход подготовки и проведения мероприятия Союзного государства "Военно-патриотическая смена учащихся суворовских военных (нахимовского военно-морского) и кадетских училищ Беларуси и России".
Деятельность в сфере экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий
Отчетный год, объявленный в Российской Федерации Годом экологии, а также Годом особо охраняемых природных территорий, ознаменовался рядом значимых мероприятий по линии Комиссии Парламентского Собрания по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий.
25 - 26 мая в г. Санкт-Петербурге депутаты - члены комиссии приняли участие в VIII Невском международном экологическом конгрессе "Экологическое просвещение - чистая страна", посвященном вопросам экологически ответственного поведения, развития "зеленой" экономики, культуры производства и потребления, здорового образа жизни.
Основной целью конгресса был обмен информацией и опытом по вопросам формирования системы экологического образования как залога экологической безопасности, сохранения здоровья населения, реализации успешных стратегий и программ совершенствования системы обращения с отходами, внедрения наилучших доступных технологий.
В рамках проведения конгресса депутаты приняли участие в заседании "круглого стола" на тему "Развитие системы особо охраняемых природных территорий как эффективный механизм сохранения и развития биологического разнообразия", в ходе которого были рассмотрены следующие вопросы:
роль особо охраняемых природных территорий в сохранении природного наследия государств - участников СНГ;
государственное управление данными территориями;
развитие экологического туризма;
состояние научных исследований и эколого-просветительской деятельности.
Целями организованного комиссией пятидесятого заседания постоянно действующего семинара стали реализация единой политики в области охраны окружающей среды, развитие общего природоохранного пространства для улучшения условий проживания населения Беларуси и России, обеспечение экологической безопасности нынешнего и будущих поколений.
Работа семинара велась по следующим направлениям:
экологическая политика Союзного государства и правовые аспекты создания общего правового пространства в природоохранной деятельности Беларуси и России;
устойчивое использование природно-ресурсного потенциала и сохранение биоразнообразия на территории Союзного государства;
проблемы изменения климата, загрязнения воздуха и воды, управления утилизацией отходов и пути их решения;
энергосберегающие природоохранные технологии, развитие "зеленой" экономики;
проблемы здоровья и жизнедеятельности населения в экологически неблагоприятных регионах Беларуси и России, включая территории радиоактивного загрязнения;
экологическая культура и эколого-ориентированное образование.
На семинаре проанализированы возможности Союзного государства в разработке стратегических направлений, обеспечивающих переход экономик Беларуси и России к модели устойчивого экологического развития и эффективного использования природных ресурсов.
В ходе заседания были определены актуальные для Союзного государства экологические проблемы, требующие совместных усилий в их преодолении: последствия аварии на Чернобыльской АЭС, деградация природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, ухудшение здоровья населения, глобальное изменение климата, которым подвержены территории государств-участников.
Было отмечено, что для загрязненных радионуклидами территорий влияние экологического фактора на экономику и здоровье населения весьма ощутимо.
Участники семинара:
пришли к мнению, что охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются приоритетными направлениями развития Союзного государства в целях реализации национальных интересов Республики Беларусь и Российской Федерации в современных условиях;
отметили важность проведения исследований по разработке стратегических документов, направленных на обеспечение перехода экономик Беларуси и России к модели устойчивого экологического развития, позволяющей обеспечить в долгосрочной перспективе эффективное использование природных ресурсов;
подчеркнули актуальность разработки системы критериев устойчивого развития, важность определения путей достижения целей и поэтапного решения задач устойчивого развития Беларуси и России на долгосрочную перспективу;
посчитали целесообразной в рамках деятельности Парламентского Собрания Союза Беларуси и России разработку проекта Концепции перехода стран на принципы "зеленой" экономики;
признали в качестве первоочередной задачи решение социально значимой проблемы возврата территорий и населения, подвергшихся радиационному воздействию, к условиям нормальной жизнедеятельности без ограничений по радиационному фактору;
подчеркнули, что программы Союзного государства по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС доказали свою эффективность.
Международная деятельность
В отчетном году в Парламентском Собрании продолжилась работа (прежде всего по линии Комиссии по вопросам внешней политики), направленная на установление и дальнейшее развитие связей с международными парламентскими организациями и национальными парламентами государств ближнего и дальнего зарубежья, решение вопросов евразийской экономической интеграции, развитие института наблюдения за выборами в высшие органы законодательной и исполнительной власти государств - участников Договора о создании Союзного государства и других государств.
Как и в предшествующие годы, реализуя статус постоянного наблюдателя, предоставленный Парламентскому Собранию, союзные парламентарии принимали участие в мероприятиях, проводимых Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ); Парламентской Ассамблеей Организации Договора о коллективной безопасности (ПА ОДКБ); Межпарламентским Союзом (МПС); Парламентской Ассамблеей Черноморского экономического сотрудничества (ПАЧЭС); Межпарламентской Ассамблеей Православия (МАП). Депутаты Парламентского Собрания активно участвовали в работе по подготовке модельных законопроектов в рамках профильных комиссий ПА ОДКБ и МПА СНГ.
В течение отчетного года делегации Парламентского Собрания приняли участие в следующих мероприятиях:
заседание Совета ПА ОДКБ (26 марта, г. Санкт-Петербург);
заседание Совета и сорок шестое пленарное заседание МПА СНГ (27 марта, г. Санкт-Петербург);
заседание Совета и десятое пленарное заседание ПА ОДКБ (13 октября, г. Санкт-Петербург);
сорок девятое пленарное заседание Генеральной Ассамблеи ПАЧЭС (5-6 июля, г. Стамбул). После перехода председательства в ПАЧЭС к Украине Парламентское Собрание не получило от украинских организаторов приглашение на очередное пленарное заседание Генеральной Ассамблеи ПАЧЭС, которое прошло в ноябре 2017 года в г. Киеве;
136-я (1-5 апреля, г. Дакка, Народная Республика Бангладеш) и 137-я ассамблеи Межпарламентского Союза (14-18 октября, г. Санкт-Петербург).
В рамках каждого из перечисленных мероприятий депутаты Парламентского Собрания выступали активными проводниками согласованной внешней политики государств - участников Договора о создании Союзного государства.
Так, на состоявшемся в октябре заседании Совета ПА ОДКБ председатель Комиссии Парламентского Собрания по вопросам внешней политики выступил с докладом о реализации приоритетных направлений председательства Республики Беларусь в ОДКБ.
Союзные парламентарии выступали на пленарных заседаниях ассамблеи Межпарламентского Союза, участвовали в заседаниях постоянных комитетов по вопросам устойчивого развития, финансов и торговли, по вопросам мира и международной безопасности, по вопросам демократии и правам человека, по делам ООН, а также в работе группы "Евразия", куда входят представители России, Беларуси, Казахстана, Армении, Таджикистана, Киргизии, Узбекистана и Туркмении.
Значительным событием 136-й ассамблеи стало рассмотрение Постоянным комитетом по вопросам мира и международной безопасности представленного Российской Федерацией и Республикой Кипр проекта резолюции "Роль парламентов в соблюдении принципа невмешательства во внутренние дела суверенных государств". Ключевым тезисом стала констатация недопустимости под предлогами так называемых "гуманитарных интервенций" насильственной смены законных правительств государств. Группа "12+" (основные западноевропейские страны плюс Турция и Украина) сначала попыталась снять с обсуждения данный проект резолюции как недостаточно подготовленный, а затем организовать кампанию против него. Глава делегации Парламентского Собрания по просьбе коллег из Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации провел большую работу по поддержке указанной резолюции, а затем и обеспечению необходимого кворума для ее принятия.
137-я ассамблея МПС стала одним из знаковых событий в истории этой организации, развеяв миф о международной изоляции России. В ней приняли участие парламентские делегации из 152 стран, 98 из которых возглавляли председатели парламентов. По политическим мотивам на ассамблею не прибыли лишь делегации Украины и Литвы. Ряды членов МПС пополнили парламентарии Узбекистана, Туркмении и Вануату. Делегация Парламентского Собрания приняла участие в общей дискуссии на тему продвижения культурного плюрализма и мира через межрелигиозный и межэтнический диалог.
На полях ассамблеи МПС председатель Комиссии Парламентского Собрания по вопросам внешней политики провел ряд встреч с парламентариями Китая, Сербии, Пакистана, Туркмении, Египта, Вьетнама, Австралии и Таиланда. Состоялась встреча с генеральным секретарем Латиноамериканского парламента (ПАРЛАТИНО) Роландо Гонсалесом Ульоа, на которой обсуждался вопрос предоставления Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России статуса наблюдателя при этой организации. Соответствующее письмо в ноябре 2017 года на имя Р. Гонсалеса Ульоа направил Ответственный секретарь Парламентского Собрания.
Значимой составляющей международной деятельности Парламентского Собрания является участие его представителей в наблюдении за выборами и референдумами (как правило, в составе Миссии наблюдателей от СНГ) в странах СНГ. В отчетном году депутаты Парламентского Собрания наблюдали за проведением выборов:
Президента Туркменистана (12 февраля, г. Ашхабад);
депутатов Народного Собрания - Парламента Республики Абхазия (12 марта, г. Сухум);
депутатов Национального Собрания Республики Армения (2 апреля, г. Ереван);
Президента Республики Южная Осетия (9 апреля, г. Цхинвал);
депутатов Сената Парламента Республики Казахстан (28 июня, г. Астана);
Президента Киргизской Республики (15 октября, г. Бишкек).
Информационная политика
В 2017 году в Парламентском Собрании при ведущей роли Комиссии по информационной политике продолжилась работа по формированию общего информационного пространства Союзного государства, совершенствованию деятельности союзных средств массовой информации. Эта деятельность осуществлялась в тесном взаимодействии с профильными министерствами и ведомствами России и Беларуси, Постоянным Комитетом Союзного государства, Телерадиовещательной организацией Союзного государства (ТРО Союза), редакцией периодического издания Парламентского Собрания - газеты "Союзное вече", редакцией журнала "Союзное государство".
В связи с тем, что новое руководство ТРО Союза в течение года занималось выработкой комплекса мер по изменению контентного наполнения программ и передач, а также переводом телевизионного канала и радиопередач в новый формат вещания, деятельность ТРО Союза регулярно становилась предметом обсуждения депутатов - членов комиссии. Был отмечен существенный вклад, вносимый ТРО Союза в процесс информационного обеспечения строительства Союзного государства и формирование его общего информационного пространства.
Депутатами - членами комиссии был одобрен проект концепции развития ТРО Союза на 2017 - 2019 годы. Согласно концепции Союзное государство на современном этапе развития остро нуждается в мощном медийном ресурсе в силу следующих причин:
непризнания международной правосубъектности Союзного государства;
активной информационной работы со стороны геополитических конкурентов по его дискредитации, по девальвации образа Союзного государства как самого продвинутого и успешного на постсоветском пространстве примера интеграции, ставшего основой для развития других подобных сообществ в Евразии - ЕАЭС, ОДКБ, ШОС, Экономического пояса Шелкового пути;
наличия настроений в социальном пространстве как России, так и Беларуси, носители которых пессимистично, а порой и негативно относятся к существующему формату Союзного государства, отрицают реальные достижения и перспективы интеграции, делают упор на ее стагнацию, а не на динамику роста.
Поддержанный депутатами - членами комиссии проект концепции определяет следующие задачи союзного телевидения в современных условиях:
медийная поддержка политических, социальных, идеологических, патриотических и культурных процессов в Союзном государстве;
создание приоритетно позитивной повестки с успешными примерами в промышленной, энергетической, инфраструктурной, технологической, социокультурной сферах, в межрегиональном и приграничном сотрудничестве - на фоне активных информационных атак и кампаний;
развитие человеческого капитала Союзного государства;
укрепление исторической и духовной общности народов на современном этапе.
В течение отчетного года депутаты - члены комиссии обсуждали ход выполнения Приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства на среднесрочную перспективу (2014 - 2017 гг.) в части формирования общего информационного пространства Союзного государства. Озабоченность депутатов вызвало то обстоятельство, что утверждение постановлением Совета Министров Союзного государства Плана мероприятий по созданию общего информационного пространства Союзного государства на 2016 - 2020 годы прошло без согласования с Парламентским Собранием Союза Беларуси и России в части, касающейся его деятельности. В результате состоявшегося обсуждения предложено ежегодно заслушивать отчет Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства информации Республики Беларусь о результатах выполнения указанного Плана.
В отчетном году депутаты - члены комиссии проанализировали представленную руководством редакции журнала "Союзное государство" и АО "Издательский дом "Комсомольская правда" информацию о местах и формах распространения журнала на территории Российской Федерации и территории Республики Беларусь. Была выражена озабоченность нарушениями в распространении журнала "Союзное государство", выявленными контрольными органами Российской Федерации и Республики Беларусь в результате проверки исполнения бюджета Союзного государства за 2015 год. Комиссия одобрила меры, принятые Постоянным Комитетом Союзного государства по устранению выявленных нарушений, в том числе - включение в конкурсную документацию утвержденных Государственным секретарем Союзного государства Единых подходов к распространению журнала Союзное государство. Постоянному Комитету предложено также рассмотреть возможность принятия финансовых и административных мер при возникновении аналогичных нарушений в будущем.
Депутаты - члены комиссии поддержали предложение редакции газеты "Союзное вече" по стратегическому развитию сайта газеты и приняли решение считать целесообразным дальнейшее развитие и совершенствование работы интернет-сайта газеты как перспективного информационного направления деятельности издания. Главному редактору газеты было предложено включить вопрос о развитии сайта газеты в повестку очередного заседания редакционного совета.
Острым и сложным вопросом, рассматривавшимся комиссией в отчетном году, является отмена роуминга между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. На заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства, прошедшем в июне 2017 года, президенты Республики Беларусь и Российской Федерации поручили министерствам связи двух стран проработать с операторами мобильной связи вопрос об отмене повышенных тарифов на международную сотовую связь на территории Союзного государства. Поставленная задача до сих пор не выполнена, так как профильные ведомства пока не выработали совместную конструктивную позицию по этой проблеме и в официальных письмах уведомили Постоянный Комитет, что условия для отмены роуминга в Союзном государстве в настоящее время отсутствуют. Представители министерств России и Беларуси также сослались на опыт Евросоюза, в котором для отмены роуминга понадобилось десять лет. Высказанная позиция не устроила депутатов - членов комиссии. Вместе с тем Постоянный Комитет предложил предпринять определенные шаги по решению данной проблемы: разработать "дорожную карту", провести экспертные совещания. Отчет о проделанной работе планируется заслушать на ближайшем заседании Совета Министров Союзного государства.
Мероприятия с участием депутатов Парламентского Собрания
В 2017 году депутаты Парламентского Собрания традиционно участвовали в значительном числе мероприятий интеграционной направленности, проводимых Парламентским Собранием и иными органами и организациями.
Наиболее значимыми, помимо уже упомянутых выше, были следующие мероприятия:
торжественные собрания, посвященные Дню единения народов Беларуси и России (2 апреля, гг. Москва, Минск);
четвертый Форум регионов России и Беларуси (29 - 30 июня, г. Москва);
XXVI Международный фестиваль искусств "Славянский базар в Витебске" (13 - 17 июля);
65-е заседание совместной коллегии Комитета Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды (29 июля, г. Могилев);
XII фестиваль Союзного государства "Творчество юных" (20 - 24 августа, г. Анапа);
Дни Союзного государства под девизом "Мы вместе" в пансионате отдыха санаторного типа "Шахтинский текстильщик" (6 - 7 сентября, с. Ольгинка, Туапсинский район Краснодарского края);
XII фестиваль "Молодежь - за Союзное государство" (13 - 18 сентября, г. Ростов-на-Дону);
День Союзного государства в рамках проведения гражданско-патриотической кадетской смены для учащихся Союзного государства "За честь Отчизны" (28 сентября, Национальный детский образовательно-оздоровительный центр "Зубрёнок");
олимпиада школьников "Россия и Беларусь: историческая и духовная общность" (29 октября - 3 ноября, г. Минск);
церемония закрытия XXIV Минского международного кинофестиваля "Лicтапад" (10 ноября, г. Минск);
экспертно-медийный семинар "Актуальные вопросы обеспечения экологической безопасности в Союзном государстве. Сотрудничество Беларуси и России в природоохранной сфере" (29 - 30 ноября, г. Минск, Национальный пресс-центр).
О задачах на 2018 год
Деятельность Парламентского Собрания в 2018 году во многом будет определяться ориентирами, установленными в отчетном году.
В основу деятельности парламентских комиссий положен проделанный входе парламентских слушаний "Сближение законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации по вопросам обеспечения равных прав граждан Союзного государства" анализ направлений развития правовой системы Союзного государства, форм и направлений сближения законодательства, проблемных и перспективных вопросов, требующих нормативного урегулирования. Как уже упоминалось, речь идет о совершенствовании бюджетного процесса, об укреплении безопасности Союзного государства, а также о совершенствовании нормативно-правовой базы по вопросам собственности Союзного государства.
В 2018 году продолжится начатая в отчетном году работа по еще двум направлениям.
Депутаты Парламентского Собрания примут участие в реализации Приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства на 2018 - 2022 годы, сосредоточив усилия на формировании способствующей решению этих задач нормативно-правовой базы (по предметам ведения комиссий).
Продолжится работа по созданию и функционированию Молодежной палаты при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России. В настоящее время идут проработка и согласование вопросов, связанных с порядком делегирования палатами парламентов Республики Беларусь и Российской Федерации представителей в состав Молодежной палаты (данный процесс предполагается завершить в период до пятьдесят четвертой сессии Парламентского Собрания).
Не менее важными задачами представляются информирование граждан Союзного государства о деятельности Парламентского Собрания, формирование позитивного общественного мнения по вопросам строительства Союзного государства, активизация работы с обращениями граждан.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Парламентского Собрания Союза Беларуси и России от 18 июня 2018 г. N LIV-9 "О деятельности Парламентского... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.