В целях организации наставничества в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации для оказания помощи федеральным государственным гражданским служащим, впервые поступившим на федеральную государственную гражданскую службу, с целью их профессиональной и социальной адаптации на федеральной государственной гражданской службе, развития способностей самостоятельно и надлежаще исполнять должностные обязанности в соответствии с их должностными регламентами по замещаемым должностям федеральной государственной гражданской службы в Минприроды России:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации об организации наставничества в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
2. Департаменту управления делами и кадров (Чернов) организовать работу по внедрению в практическую деятельность прилагаемых Методических рекомендаций об организации наставничества в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
3. Руководителям структурных подразделений и Специального отдела центрального аппарата Минприроды России организовывать наставничество, определяя федеральных государственных гражданских служащих, в отношении которых осуществляется наставничество, и назначая им наставников.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Министр |
Д.Н. Кобылкин |
Утверждены
распоряжением Министерства
природных ресурсов и экологии
Российской Федерации
от 09.06.2018 N 14-р
Методические рекомендации
об организации наставничества в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации
I. Общие положения
1. Методические рекомендации об организации наставничества в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Министерство) разработаны с целью оказания помощи федеральным государственным гражданским служащим (далее - гражданские служащие), впервые поступившим на федеральную государственную гражданскую службу, в профессиональной адаптации, реализации профессиональных знаний и навыков, соблюдении служебной дисциплины, а также повышения мотивации и заинтересованности в высокой результативности профессиональной служебной деятельности, дальнейшем профессиональном росте.
2. Наставничество рассматривается как целенаправленная деятельность непосредственных руководителей и высококвалифицированных гражданских служащих Министерства по оказанию практической помощи в профессиональном становлении гражданского служащего, назначенного на соответствующую должность федеральной государственной гражданской службы (далее - гражданская служба) в Министерстве.
II. Основные задачи наставничества
3. Основными задачами наставничества являются:
оказание помощи в адаптации гражданских служащих к условиям осуществления профессиональной служебной деятельности, развитие способности самостоятельно и надлежаще исполнять возложенные на них должностные обязанности;
содействие выработке навыков служебного поведения гражданских служащих, соответствующего профессионально-этическим правилам;
содействие в успешном овладении гражданскими служащими профессиональными знаниями, навыками и умениями;
приобретение гражданскими служащими опыта работы по специальности, формирование у них практических знаний и навыков;
формирование активной гражданской и жизненной позиции гражданских служащих, развитие ответственного и сознательного отношения к гражданской службе;
изучение с гражданскими служащими нормативных правовых актов, которые необходимы для исполнения им должностных обязанностей;
оказание моральной и психологической поддержки гражданским служащим в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при исполнении должностных обязанностей;
развитие у гражданских служащих интереса к профессиональной служебной деятельности, к профессиональному развитию для принятия им собственного решения на продолжении гражданской службы в Министерстве.
III. Организация наставничества
4. Наставничество организуется руководителями структурных подразделений и Специального отдела Министерства.
5. Наставничество рекомендуется устанавливать для гражданских служащих, впервые назначенных на должности гражданской службы в Министерство категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей (за исключением должности "заместитель начальника отдела") и категории "обеспечивающие специалисты" всех групп должностей.
6. Наставничество устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года в зависимости от уровня профессиональной подготовки нового гражданского служащего, его индивидуальных способностей к накоплению и обновлению профессионального опыта.
По рекомендации наставника и по согласованию с руководителем структурного подразделения (Специального отдела) период продолжительности наставничества может быть увеличен или сокращен.
7. Для осуществления наставничества за гражданским служащим в течение месяца со дня его назначения на должность гражданской службы закрепляется наставник.
Назначение гражданского служащего в качестве наставника осуществляется с его письменного личного согласия приказом Министерства на основании докладной записки руководителя структурного подразделения (Специального отдела) на имя Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
8. Наставником может быть гражданский служащий из числа гражданских служащих структурного подразделения (Специального отдела), куда впервые назначен гражданский служащий, замещающий должность не ниже должности обучаемого, имеющий заслуги в профессиональной служебной деятельности, обладающий высокими профессиональными и деловыми качествами, и способный по своим деловым качествам оказывать квалифицированную помощь в гражданской службе в Министерстве.
9. В случае расторжения служебного контракта и увольнении с государственной гражданской службы гражданского служащего, являющегося наставником, его перевода на другую работу, временной нетрудоспособности наставника или привлечения к дисциплинарной ответственности на основании приказа Министерства производится замена наставника.
Замена наставника оформляется приказом Министерства на основании докладной записки руководителя структурного подразделения (Специального отдела) на имя Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
10. По окончании срока наставничества наставник готовит отчет об осуществлении наставничества по рекомендуемому образцу (приложение N 1 к настоящим Методическим рекомендациям), который представляется в Департамент управления делами и кадров в течение пяти рабочих дней.
IV. Рекомендации наставнику
11. Наставнику рекомендуется:
разработать совместно с гражданским служащим, в отношении которого установлено наставничество, индивидуальный план по проведению наставничества с гражданским служащим по рекомендуемому образцу (приложению N 2 к настоящим Методическим рекомендациям);
содействовать гражданскому служащему в детальном изучении его должностных обязанностей, изучении положений нормативных правовых актов, необходимых для исполнения им должностных обязанностей, передавать накопленный профессиональный опыт, обучать наиболее рациональным практическим приемам и передовым методам надлежащего исполнения служебных задач и поручений соответствующих руководителей, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
оказывать практическую помощь гражданскому служащему в форме совета, разъяснения, совместного исполнения отдельных поручений, предупреждение возможных неправильных действий;
всесторонне изучать деловые качества гражданского служащего, в отношении которого установлено наставничество, позитивно влиять на их укрепление и развитие, формировать ответственное отношение к гражданской службе, корректность и внимательность в общении с гражданами и гражданскими служащими Министерства;
отчитываться по результатам деятельности в качестве наставника.
12. Наставник может:
участвовать в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством и его результатами;
вносить предложения гражданскому служащему, в отношении которого установлено наставничество, направленные на развитие его профессиональной служебной деятельности;
обращаться с предложением о досрочном прекращении наставничества в связи с успешной его адаптацией.
V. Рекомендации гражданскому служащему, в отношении которого осуществляется наставничество
13. Гражданскому служащему, в отношении которого осуществляется наставничество, рекомендуется:
соблюдать рекомендации наставника, связанные с исполнением им должностных обязанностей;
сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением должностных обязанностей;
представлять наставнику при его запросе письменные отчеты об исполнении тех или иных должностных обязанностей.
14. Гражданский служащий, в отношении которого осуществляется наставничество, может:
участвовать в составлении и корректировке индивидуального плана по проведению наставничества;
обращаться к наставнику за помощью по вопросам исполнения должностных обязанностей, а также по иным вопросам;
обращаться к непосредственному руководителю или к руководителю структурного подразделения (Специального отдела) с ходатайством о замене наставника либо досрочном прекращении наставничества в связи с успешной адаптацией.
VI. Руководство наставничеством
15. Руководитель структурного подразделения (Специального отдела) при назначении наставника:
конкретизирует обязанности наставника по осуществлению наставничества;
осуществляет контроль за деятельностью наставника и соответствующего гражданского служащего, вносит необходимые изменения или дополнения в процесс работы по наставничеству.
VII. Завершение наставничества
16. Деятельность наставника оценивается руководителем структурного подразделения (Специального отдела) по следующим критериям:
уровень исполнения гражданским служащим, в отношении которого осуществлялось наставничество, должностных обязанностей;
уровень профессиональных знаний, развития навыков и умений гражданского служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество;
способность гражданского служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество, самостоятельно, добросовестно и надлежаще исполнять должностные обязанности;
умение гражданского служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество, готовить руководству структурного подразделения (отдела) предложения по установлению оптимальных путей и методов реализации поставленных служебных задач;
умение гражданского служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество, подготавливать проекты документы при исполнении должностных обязанностей в пределах компетенции Министерства.
Приложение N 1
к Методическим рекомендациям
об организации наставничества
в Министерстве природных ресурсов и
экологии Российской Федерации,
утвержденным распоряжением
Минприроды России
от 09.06.2018 N 14-р
Рекомендуемый образец
Отчет об осуществлении наставничества
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
(Ф.И.О. и должность гражданского служащего, прошедшего наставничество)
Год рождения
________________________________________________________________________
Образование
________________________________________________________________________
Проходил(а) наставничество с __________________ по _____________________
Общий трудовой стаж
________________________________________________________________________
Стаж государственной гражданской службы
________________________________________________________________________
Краткая характеристика
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Вывод
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Гражданский служащий, осуществляющий наставничество
________________________________________________________________________
(должность и Ф.И.О., подпись)
"____" ____________ 20____ г.
С выводом
ознакомлен(а)
________________________________________________________________________
(должность и Ф.И.О. гражданского служащего, прошедшего наставничество,
подпись)
"__" _______ 20__ г.
Приложение N 2
к Методическим рекомендациям
об организации наставничества
в Министерстве природных ресурсов и
экологии Российской Федерации,
утвержденным распоряжением
Минприроды России
от 09.06.2018 N 14-р
Рекомендуемый образец
Утверждаю:
Директор департамента
(начальник Специального отдела)
___________________________________
(подпись) (Ф.И.О.)
"_____" ________________ 20_____ г.
Индивидуальный план по проведению наставничества с гражданским служащим
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
(наименование отдела)
На период с "____" _________ 20____ г. по "____" ________ 20____ г.
________________________________________________________________________
(Ф.И.О.)
1. Планируемые мероприятия.
1.1. Теоретическая работа.
1.3. Изучение должностных обязанностей.
1.4. Изучение основных правовых и методических документов, касающихся
должностных обязанностей.
1.5. Изучение требований инструкции по делопроизводству, действующей в Министерстве, и ознакомление с организацией делопроизводства в отделе.
1.6. Порядок и основы работы на персональном компьютере, с программным продуктом.
2. Иные мероприятия.
Наставник
________________________________________________________________________
(должность, Ф.И.О., подпись)
"_____" ______________ 20__ г.
Государственный гражданский служащий, в отношении которого проводилось наставничество
________________________________________________________________________
(должность, Ф.И.О., подпись)
"_____" ______________ 20__ г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 9 июня 2018 г. N 14-р "Об утверждении Методических рекомендаций об организации наставничества в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации"
Текст распоряжения официально опубликован не был