Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 31 октября 2018 г. N 93-АПГ18-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Полигон твердых бытовых отходов "Магаданский" об оспаривании приказа департамента цен и тарифов Магаданской области от 20 декабря 2017 г. N 2-ЖКК/101 "Об установлении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для потребителей ООО "Полигон ТБО "Магаданский" на 2018 год" по апелляционной жалобе административного истца на решение Магаданского областного суда от 14 июня 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя департамента цен и тарифов Магаданской области Святитской С.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
департамент цен и тарифов Магаданской области (далее также - Департамент, регулирующий орган) приказом от 20 декабря 2017 г. N 2-ЖКК/101 (далее также - Приказ N 2-ЖКК/101) установил предельные тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Полигон ТБО "Магаданский" (далее - Общество, ООО "Полигон ТБО "Магаданский") на 2018 г. согласно приложению N 1 к названному нормативному правовому акту.
ООО "Полигон ТБО "Магаданский" обратилось в Магаданский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим Приказа N 2-ЖКК/101 в части пункта 1 и приложения N 1 к приказу, указав, что регулирующий орган необоснованно не учел в оспариваемых тарифах затраты Общества по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду по причине отсутствия на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта нормативов накопления коммунальных отходов.
Решением Магаданского областного суда от 14 июня 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Полигон ТБО "Магаданский", ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, не полное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Общество полагает неверным вывод суда о том, что отсутствие нормативов накопления коммунальных отходов является основанием для отказа включения в тариф расходов по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, и ссылается на то, что суд не исследовал обстоятельства, подтверждающие, что у регулирующего органа имелась на дату принятия оспариваемого акта отчетность Общества о размещении отходов за 2016 г.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокуратурой Магаданской области и Департаментом представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Захоронение твердых коммунальных отходов относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, для которой органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают предельные тарифы (статья 6, пункты 1 и 4 статьи 24.8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Тарифы в сфере обращения с отходами производства и потребления устанавливаются в соответствии с Законом N 89-ФЗ, Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. N 484.
Как установлено судом и не оспаривается лицами, участвующими в деле, оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом при наличии необходимого кворума коллегиального органа (пункты 1.1, 3.15.3 и 4.5 Положения о департаменте цен и тарифов Магаданской области, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 9 января 2014 г. N 3-пп) и официально опубликован 23 января 2018 г. в приложении к газете "Магаданская правда" N 5 (21066) в соответствии с пунктом 62 регламента Правительства Магаданской области, утвержденного постановлением губернатора Магаданской области от 25 декабря 2013 г. N 183-п.
ООО "Полигон ТБО "Магаданский", являясь оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, обратилось в Департамент с заявлением об установлении тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов на 2018 г., заявив при этом среди прочих расходов затраты на внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 1,36 тыс. руб. в отношении собственных отходов и 510 66,4 тыс. руб. в отношении отходов сторонних потребителей.
Регулирующий орган методом экономически обоснованных расходов (затрат) установил тариф на захоронение твердых коммунальных отходов на 2018 г., при этом исключив из расчетов расходы Общества на внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в полном объеме. Согласно выписке из протокола заседания правления Департамента от 20 декабря 2017 г. исключение данных расходов обусловлено отсутствием сведений о дифференциации отходов по виду, с указанием класса опасности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что ООО "Полигон ТБО "Магаданский" в нарушение требований пункта 29 Основ ценообразования в обоснование оспариваемых затрат не представил документы, подтверждающие, что планируемый к размещению объем твердых коммунальных отходов не превышает установленные нормативы и (или) лимиты.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда ввиду следующего.
Согласно пункту 6 статьи 24.9 Закона N 89-ФЗ тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами должны компенсировать экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами инвестированного капитала.
Расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора в порядке, установленном Основами ценообразования (пункт 9 статьи 23 Закона N 89-ФЗ).
Тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, которая определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности (пункты 16 и 18 Основ ценообразования).
Орган регулирования проводит экспертизу предложения организации об установлении тарифов и приложенных документов, в частности расчета расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов) и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, и указывает в экспертном заключении обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых из расчета тарифов исключаются экономически не обоснованные расходы, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов (подпункт "е" пункта 8, пункт 17, подпункт "г" пункта 18 Правил регулирования тарифов).
В соответствии с подпунктом "л" пункта 29 Основ ценообразования в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта, при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) в необходимую валовую выручку регулируемой организации включаются планируемые расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой определяется исходя из того, что размещение твердых коммунальных отходов осуществляется в пределах установленных нормативов и (или) лимитов.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается в том числе за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению (пункт 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных названной статьей, и суммирования полученных величин (пункт 1 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ).
Как следует из пунктов 1, 2 и 4 статьи 16 Закона N 7-ФЗ, платежной базой для исчисления названной платы является масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления, которая определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля с учетом лимитов на размещение отходов производства и потребления и их превышения.
Предусмотренные пунктом 2 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов производства и потребления на дату принятия Приказа N 2-ЖКК/101 установлены по классу их опасности постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016 г. N 913 (далее - Постановление N 913).
Как следует из положений статей 1, 6, 24.10 Закона N 89-ФЗ, норматив накопления твердых коммунальных отходов представляет собой среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени, и устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) и в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, используются для определения объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.
Исходя из изложенных нормативных положений региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами не освобождаются от обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов других организаций и индивидуальных предпринимателей в отсутствие утвержденных нормативов и лимитов.
В материалах тарифного дела МУП "Полигон ТБО" представлены: расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления по ставке, утвержденной Постановлением N 913 на 2018 г. для отходов IV класса опасности; копии расчета объема и массы твердых коммунальных отходов, планируемых к размещению; лицензия на осуществление деятельности по размещению отходов IV класса опасности, выданная 5 февраля 2013 г. Управлением федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Магаданской области (далее - Управление Росприроднадзора по Магаданской области); список основных видов отходов, размещаемых Обществом, с указанием их номера по федеральному классификационному каталогу отходов; письмо Управления Росприроднадзора по Магаданской области от 12 октября 2017 г., которым признан верным расчет истца размера платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2018 г.
Кроме того, в судебном заседании суда первой инстанции 24 мая 2018 г. представитель административного ответчика подтвердил, что регулирующий орган располагал данными об объеме и массе отходов, планируемых к размещению, отсутствие информации о дифференциации объемов отходов не повлияло на расчет размера платы за негативное воздействие на окружающую среду, исключение заявленных Обществом расходов на внесение указанной платы осуществлено исключительно по причине отсутствия нормативов твердых коммунальных отходов, утвержденных на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Судебная коллегия также полагает необходимым отметить, что постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2018 г. N 758 из подпункта "л" пункта 29 Основ ценообразования исключено условие о необходимости учитывать расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов исходя из нормативов и (или) лимитов. Кроме того, Основы ценообразования дополнены пунктом 43(1), согласно которому расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов определяются исходя из установленных Правительством Российской Федерации ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом применяемых к ним коэффициентов и расчетного объема и (или) массы размещения твердых коммунальных отходов по классам опасности. Согласно пункту 4 данного постановления Правительства Российской Федерации оно применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2018 г.
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, не соответствуют обстоятельствам административного дела, что согласно статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь положениями пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и принимая во внимание разъяснения пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена", а также учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченное действие во времени, Судебная коллегия полагает, что пункт 1 Приказа N 2-ЖКК/101 и приложение N 1 к названному приказу подлежат признанию не действующими с даты принятия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Магаданского областного суда от 14 июня 2018 г. отменить.
Признать не действующим с даты принятия пункт 1 приказа департамента цен и тарифов Магаданской области от 20 декабря 2017 г. N 2-ЖКК/101 "Об установлении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для потребителей ООО "Полигон ТБО "Магаданский" на 2018 год" и приложение N 1 к названному приказу.
Возложить на департамент цен и тарифов Магаданской области обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий приказ от 20 декабря 2017 г. N 2-ЖКК/101 в отмененной части.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 31 октября 2018 г. N 93-АПГ18-4
Текст определения официально опубликован не был