Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 октября 2018 г. N 51-АПГ18-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Сметаниной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Ростелеком" о признании не действующим в части решения Собрания депутатов Алейского района Алтайского края от 23 июня 2010 г. N 39 "О внесении изменений и дополнений в решение от 14 марта 2008 года N 10-РСД "Об утверждении коэффициентов для определения размера годовой арендной платы за использование находящихся на территории Алейского района земельных участков, предоставляемых без проведения торгов", по апелляционной жалобе Собрания депутатов Алейского района Алтайского края на решение Алтайского краевого суда от 17 мая 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что решение суда не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
решением Собрания депутатов Алейского района Алтайского края от 14 марта 2008 г. N 20 (N 10-РСД) утверждены коэффициенты для определения размера годовой арендной платы за использование находящихся на территории Алейского района земельных участков, предоставляемых без проведения торгов.
Решением Собрания депутатов Алейского района Алтайского края от 23 июня 2010 г. N 39 "О внесении изменений и дополнений в решение от 14 марта 2008 года N 10-РСД "Об утверждении коэффициентов для определения размера годовой арендной платы за использование находящихся на территории Алейского района земельных участков, предоставляемых без проведения торгов" (далее также - Решение N 39) коэффициент (К) вида разрешенного использования земельного участка для исчисления арендной платы за земельные участки под объектами связи установлен в размере 23,5.
Публичное акционерное общество "Ростелеком" (далее - Общество, ПАО "Ростелеком"), являющееся арендатором пяти расположенных в Алейском районе Алтайского края земельных участков с разрешенным использованием "для размещения сооружения контейнерного типа под АТС", "для размещения АТС контейнерного типа", обратилось в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующим с даты издания решения Собрания депутатов Алейского района Алтайского края от 23 июня 2010 г. N 39 "О внесении изменений и дополнений в решение от 14 марта 2008 года N 10-РСД "Об утверждении коэффициентов для определения размера годовой арендной платы за использование находящихся на территории Алейского района земельных участков, предоставляемых без проведения торгов" в части установленного в строке "и" пункта 2 указанного решения коэффициента для исчисления арендной платы за земельные участки под объектами связи.
Требования мотивированы тем, что установленное значение коэффициента не согласуется с принципами экономической обоснованности и запрета необоснованных предпочтений, закрепленными в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее также - постановление Правительства РФ N 582), а размер исчисленной арендной платы, в нарушение пункта 4 статьи 39 Земельного кодекса Российской Федерации, превышает размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Решением Алтайского краевого суда от 17 мая 2018 г. административный иск удовлетворен: строка "и" пункта 2 решения Собрания депутатов Алейского района Алтайского края от 23 июня 2010 г. N 39 "О внесении изменений и дополнений в решение от 14 марта 2008 года N 10-РСД "Об утверждении коэффициентов для определения размера годовой арендной платы за использование находящихся на территории Алейского района земельных участков, предоставляемых без проведения торгов" в части коэффициента (К), установленного для исчисления арендной платы за земельные участки под объектами связи в размере 23,5, признана не действующей с момента вступления решения в законную силу.
В апелляционной жалобе Собрание депутатов Алейского района Алтайского края просит изменить судебный акт в части выводов суда об отнесении объектов связи ПАО "Ростелеком" к объектам связи федерального значения, как принятый с нарушением норм материального права, и принять новое решение.
ПАО "Ростелеком" и прокуратура Алтайского края представили возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании и во исполнение Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (пункт 4 статьи 2 ЗК РФ).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 15, частям 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, относятся к вопросам местного значения муниципального района, по которым принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ предусмотрено, что, если иное не установлено названным кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, устанавливается органом местного самоуправления.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Решение N 39 принято с нарушением порядка, установленного частью 3 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", положениями статей 21, 55 Устава муниципального образования Алейский район Алтайского края, статьи 41 Регламента Собрания депутатов Алейского района, в отсутствие квалифицированного большинства голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.
Также судом установлено, что оспариваемый коэффициент (К) в размере 23,5 определен без надлежащего экономического обоснования. Тем самым допущено нарушение положения пункта 1 статьи 39.7 ЗК РФ и постановления Правительства РФ N 582.
Данные выводы административным ответчиком не оспариваются.
Пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ установлено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, относятся, в частности, объекты связи федерального значения, а также объекты связи регионального значения.
В соответствии с пунктом "и" статьи 71 Конституции Российской Федерации федеральная связь находится в ведении Российской Федерации, что также вытекает из положений статьи 72 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которые вопросы связи не относят ни к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, ни к компетенции субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее также - Закон о связи) на территории Российской Федерации организации связи создаются и осуществляют свою деятельность на основе единства экономического пространства, в условиях конкуренции и многообразия форм собственности. Государство обеспечивает организациям связи независимо от форм собственности равные условия конкуренции. Сети связи и средства связи могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности граждан и юридических лиц.
Федеральную связь образуют все организации и государственные органы, осуществляющие и обеспечивающие электросвязь и почтовую связь на территории Российской Федерации. Материально-техническую основу федеральной связи составляют единая сеть электросвязи Российской Федерации и сеть почтовой связи Российской Федерации (статья 11 Закона о связи).
Единая сеть электросвязи Российской Федерации состоит из расположенных на территории Российской Федерации сетей электросвязи, одной из категорий которой является сеть связи общего пользования (статья 12 Закона о связи).
Сеть связи общего пользования предназначена для возмездного оказания услуг электросвязи любому пользователю услугами связи на территории Российской Федерации и включает в себя сети электросвязи, определяемые географически в пределах обслуживаемой территории и ресурса нумерации и не определяемые географически в пределах территории Российской Федерации и ресурса нумерации, а также сети связи, определяемые по технологии реализации оказания услуг связи (статья 13 Закона о связи).
Государственное регулирование деятельности в области связи в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным федеральным законом осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области связи, а также в пределах компетенции иными федеральными органами исполнительной власти (статья 21 Закона о связи).
ПАО "Ростелеком" является оператором универсального обслуживания, который оказывает услуги связи в сети связи общего пользования и для которого является обязательным оказание услуг связи любому пользователю услугами связи на всей территории Российской Федерации в заданный срок, с установленным качеством и по доступной цене (статья 2 Закона о связи).
Поскольку арендуемые ПАО "Ростелеком" земельные участки используются для оказания универсальных услуг связи на всей территории Российской Федерации, суд пришел к правильному выводу, что размещенное на арендованных участках оборудование предназначено для исполнения обязанностей по обеспечению услугами связи не только местного, но и федерального значения, следовательно, арендная плата за указанные земельные участки, предоставленные для размещения объектов, указанных в подпункте 2 статьи 49 ЗК РФ, с 1 марта 2015 г. не может превышать размер арендной платы, рассчитанный по правилам приказа Минэкономразвития России от 18 июня 2013 г. N 346 для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Доводы апелляционной жалобы Собрания депутатов Алейского района Алтайского края не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве основания для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что объекты, для размещения которых обществу были предоставлены в аренду земельные участки, являются средствами связи и не относятся ни к линиям связи, ни к линейно-кабельным сооружениям, в связи с чем при определении размера арендной платы не может быть применен приказ Минэкономразвития России от 18 июня 2013 г. N 346, опровергаются представленными в материалы дела разрешениями на эксплуатацию, согласно которым объекты автоматической телефонной станции (ОАТС) являются сооружениями связи.
Доводы апелляционной жалобы о том, что объекты, размещенные на арендуемых земельных участках, не являются объектами связи федерального значения, Судебная коллегия находит несостоятельными, они являлись предметом проверки и оценки судом первой инстанции, должным образом мотивированы в решении суда.
С учетом изложенного Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Алтайского краевого суда от 17 мая 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Собрания депутатов Алейского района Алтайского края без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 октября 2018 г. N 51-АПГ18-13
Текст определения официально опубликован не был