Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 августа 2018 г. N 33-АПГ18-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Меркулова В.П., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Ленэнерго" о признании не действующими приказов комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 31 октября 2017 г. N 149-п "О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2015 г. N 535-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области" и от 30 декабря 2015 г. N 535-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области" (в редакции приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 31 октября 2017 г. N 149-п) в части по апелляционной жалобе акционерного общества "ЛОЭСК" на решение Ленинградского областного суда от 30 марта 2018 г., которым административное исковое заявление частично удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя публичного акционерного общества "Ленэнерго" Целикова Д.В., Шалманова Е.Г., объяснения представителя акционерного общества "Ленинградская областная электросетевая компания" Лисиной И.Ю., Пчицкой Т.Ю., представителя комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области Рожен Ю.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
публичное акционерное общество "Ленэнерго" обратилось в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующими приказов комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - Комитет по тарифам) от 31 октября 2017 г. N 149-п "О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2015 г. N 535-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области" и от 30 декабря 2015 г. N 535-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области" (в редакции приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 31 октября 2017 г. N 149-п) в части пункта 2 приложения 1.1, пункта 1.2 таблицы 1 к приложению 1.1, пункт 25 таблицы 1 к приложению 1.1, совокупного размера необходимой валовой выручки сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенного при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Ленинградской области таблицы 1 к приложению 1.1.
Решением Ленинградского областного суда от 30 марта 2018 г. административное исковое заявление частично удовлетворено, приказ Комитета по тарифам от 31 октября 2017 г. N 149-п, пункт 2 приложения 1.1., пункта 1.2 таблицы 1 к приложению 1.1 и графа "всего" в части указания совокупного размера необходимой валовой выручки сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенного при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Ленинградской области в размере 18 318 265,35 тыс. руб. таблицы 1 к приложению 1.1 приказа Комитета по тарифам от 30 декабря 2015 г. N 535-п (в редакции приказа от 31 октября 2017 г. N 149-п) признаны не действующими.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, акционерное общество "Ленинградская областная электросетевая компания" (далее - АО "ЛОЭСК") обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя заинтересованного лица, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, ПАО "Ленэнерго" является территориальной сетевой организацией и оказывает услуги по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области через сети и устройства 6 структурных подразделений и применяет тарифы, установленные административным ответчиком, для взаиморасчетов со смежной сетевой организацией АО "ЛОЭСК". Стоимость услуг по передаче электрической энергии, оказываемых ПАО "Ленэнерго", учитывается при установлении единых (котловых) тарифов на территории Ленинградской области.
Комитет по тарифам издал приказ от 30 декабря 2015 г. N 535-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2016 год", которым установлены: единые тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2016 год (приложения 1, 2); цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций, обслуживающих преимущественно одного потребителя (приложение 3); долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций (приложение 4); необходимая валовая выручка сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) (приложение 5); индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями (приложение 6).
Приказом органа регулирования от 30 декабря 2016 г. N 567-п вышеназванный приказ дополнен приложением 1.1 (единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области, поставляемой прочим потребителям, на 2017 год, таблица 1 "размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2017 год", таблица 2 "показатели для целей расчета единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2017 год), приложением 2.1 (единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2017 год), приложением 3.1 (цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций, обслуживающих преимущественно одного потребителя, на 2017 год), приложением 6.2 (индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2017 год); приложения 4 и 5 изложены в новой редакции.
Решением Ленинградского областного суда от 17 марта 2017 г. по административному делу N 3a-30/2017 признаны недействующими с момента вступления решения суда в законную силу приложение 1 и приложение 5 к приказу Комитета по тарифам 30 декабря 2016 г. N 567-п в части указания необходимой валовой выручки для АО "ЛОЭСК" на 2017 год в размере 5 824 336,62 тыс. руб.
Суд обязал Комитет по тарифам принять в срок до 1 июля 2017 г. новый нормативный правовой акт, заменяющий приложения 1 и приложения 5 к приказу от 30 декабря 2016 г. N 567-п в части указания размера необходимой валовой выручки для АО "ЛОЭСК" на 2017 год.
Дополнительным решением от 28 апреля 2017 г. Ленинградский областной суд обязал Комитет по тарифам при принятии нового нормативного правового акта учесть в составе необходимой валовой выручки для АО "ЛОЭСК" на 2017 год недополученные доходы, подлежащие учету в соответствие с приказом ФСТ России от 8 июня 2015 г. N 1157-д, в размере 125 130,80 тыс. руб., а также корректировку неподконтрольных расходов по итогам деятельности за 2015 год по перепрограммированию приборов учета в размере 59 586,1 тыс. руб.
Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 2017 г. N 33-АПГ17-7 решение Ленинградского областного суда от 17 марта 2017 г. оставлено без изменения. Дополнительное решение Ленинградского областного суда от 28 апреля 2017 г. отменено в части отказа в удовлетворении административного искового заявления об обязании Комитета по тарифам при принятии нового нормативного правового акта учесть в составе необходимой валовой выручки АО "ЛОЭСК" на 2017 г. величину налога на прибыль за последний истекший период на сумму 97 872,83 тыс. руб.
Суд апелляционной инстанции обязал Комитет по тарифам при принятии нового нормативного правового акта учесть в необходимой валовой выручке АО "ЛОЭСК" на 2017 год величину расходов общества на уплату налога на прибыль, определенных на основе бухгалтерского учета за последний истекший период (2015 год).
Комитетом по тарифам издан оспариваемый приказ от 31 октября 2017 г. N 149-п, которым в приказ от 30 декабря 2015 г. N 535-п внесены следующие изменения:
- строка 15 в таблице 1 к приложению 1.1 изложена в следующей редакции:
"1. "Акционерное общество "Ленинградская областная электросетевая компания" 6 020 588,29 тыс. руб. (необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Ленинградской области АО "ЛОЭСК") и 3 284 68,23 тыс. руб. (учтенные расходы АО "ЛОЭСК", связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в плату за технологическое присоединение) (пункт 1.1)
- в пункте 1 приложения 5 цифры "5 824 336,62" заменены на цифры "6 020 588,29" (пункт 1.2) (необходимая валовая выручка АО "ЛОЭСК" на 2017 год);
- в пункте 1 приложения 6.2 цифры "1 370 570,39" заменены на цифры "1 583 441,77" (пункт 1.3) (ставка за содержание электрических сетей двухставочного тарифа (индивидуальный тариф) на второе полугодие 2017 года для АО "ЛОЭСК" для взаиморасчетов с ПАО "Ленэнерго");
- в пункте 1 приложения 6.2 цифры "2,39127" заменены на цифры "2,63543"(пункт 1.4) (одноставочный тариф (индивидуальный тариф) на 2 полугодие 2017 года для АО "ЛОЭСК" для взаиморасчетов с ПАО "Ленэнерго").
Обращаясь в суд с настоящим заявлением, административный истец указал, что увеличив оспариваемым приказом размер необходимой валовой выручки АО "ЛОЭСК" и изменив размер индивидуальных тарифов для взаиморасчетов между АО "ЛОЭСК" и ПАО "Ленэнерго" ("котлодержателем"), административный ответчик, тем не менее, не изменил размер необходимой валовой выручки ПАО "Ленэнерго", совокупный размер необходимой валовой выручки сетевых организаций и не пересмотрел единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой прочим потребителям во втором полугодии 2017 года, что свидетельствует о нарушении баланса интересов всех сетевых организаций, участвующих в котловой модели расчетов. Единые (котловые) тарифы на 2017 год в оспариваемой части не обеспечивают возможность оплаты ПАО "Ленэнерго" услуг АО "ЛОЭСК" по передаче электрической энергии по установленным индивидуальным тарифам, распределение котловой выручки между сетевыми организациями приводит к убыткам административного истца.
Удовлетворяя административное исковое заявление в указанной части, суд первой инстанции исходил из того, что внесение административным ответчиком изменений только в ряд отдельных показателей решения об установлении тарифов в сфере электроэнергетики (изменение индивидуальных тарифов без пересчета единых (котловых) тарифов и изменения величин, используемых в расчете единых (котловых) тарифов) привело к неправильному перераспределению тарифной выручки, что необоснованно увеличило доходы АО "ЛОЭСК" и расходы ПАО "Ленэнерго".
Указанный вывод является правильным, соответствует действующему законодательству и следует из материалов дела.
Согласно статье 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" в сфере электроэнергетики государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178.
В силу части 1 статьи 6 Закона об электроэнергетике общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются в том числе соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечение не дискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных данной нормой.
Согласно пункту 3 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), не дискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.
В соответствии с частью 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике и пунктом 63 Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, и тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями.
В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования и пунктом 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 20-э/2 (далее - Методические указания), индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (далее - индивидуальные тарифы), определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Согласно пункту 7 Основ ценообразования регулирующий орган принимает решения об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, об установлении (изменении) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, во исполнение вступившего в законную силу решения суда, решения Федеральной антимонопольной службы, принятого по итогам рассмотрения разногласий или досудебного урегулирования споров, решения Федеральной антимонопольной службы об отмене решения регулирующего органа, принятого им с превышением полномочий (предписания), в целях приведения решений об установлении указанных цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу решения суда или принятия Федеральной антимонопольной службой одного из указанных решений (выдачи предписания), если иной срок не установлен соответствующим решением (предписанием).
Поскольку в силу названных норм индивидуальные тарифы рассчитываются исходя из установленной необходимой валовой выручки, ее изменение предполагает перерасчет индивидуальных тарифов, что в рассматриваемом случае выполнено административным ответчиком во исполнение решения суда.
Вместе с тем Комитету по тарифам одновременно требовалось пересчитать суммарную необходимую валовую выручку всех сетевых организаций и, соответственно, величины единых (котловых) тарифов на передачу электрической энергии на 2017 год.
Так, исходя из пункта 81 Основ ценообразования и пункта 49 Методических указаний единые (котловые) тарифы устанавливаются в рамках предельных минимальных и (или) максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, одновременно в двух вариантах: двухставочный, одноставочный.
Размер единых (котловых) тарифов дифференцируется в соответствии с дифференциацией по уровням напряжения, предусмотренной пунктом 81(1) Основ ценообразования, в точке технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии.
Из пункта 42 Правил недискриминационного доступа следует, что при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
Согласно пункту 49 Методических указаний расчет единых (котловых) тарифов производится на основе необходимой валовой выручки, рассчитанной в соответствии с пунктом 47 Методических указаний для каждой сетевой организации и дифференцированной по уровням напряжения в соответствии с пунктом 48 Методических указаний.
Для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации на каждом уровне напряжения суммируются необходимые валовые выручки всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения.
Суммарная необходимая валовая выручка всех сетевых организаций применяется в формуле расчета ставки на содержание электрических сетей, входящей в состав двухставочных единых (котловых) тарифов и используемой при расчете одноставочных единых (котловых) тарифов на передачу электрической энергии (пункты 50, 51 Методических указаний).
В силу пункта 52 Методических указаний необходимая валовая выручка любой сетевой организации региона должна суммарно обеспечиваться за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций.
Это означает, что в условиях котловой экономической модели потребители оплачивают услуги по передаче электроэнергии по единым (котловым) тарифам, в свою очередь суммирующим необходимые валовые выручки всех сетевых организаций субъекта Российской Федерации по каждому уровню напряжения (пункты 15(4), 42 Правил не дискриминационного доступа, пункт 49 Методических указаний).
Полученная котловая выручка распределяется между "котлодержателем" (получателем платежей по единым (котловым) тарифам) и сетевыми организациями посредством индивидуальных тарифов, обеспечивая тем самым необходимую валовую выручку каждой сетевой организации.
Таким образом, необходимая валовая выручка каждой территориальной сетевой организации, определенная на соответствующий период регулирования, является одной из базовых величин для расчета единых (котловых) тарифов на передачу электроэнергии, и от нее зависит конечный размер соответствующих тарифных ставок.
В рассматриваемом случае ПАО "Ленэнерго" является "котлодержателем" на территории Ленинградской области, получает денежные средства от гарантирующих поставщиков, действующих на территории Ленинградской области (АО "Петербургская сбытовая компания", ООО "РСК-энерго"), и сбытовых компаний на основании единых (котловых) тарифов и производит расчеты со смежными сетевыми организациями на основании индивидуальных тарифов.
По арифметическому правилу изменение величины одного слагаемого меняет общую сумму всех слагаемых на величину изменения. Поскольку для расчета единых (котловых) тарифов в регионе суммируются необходимые валовые выручки всех сетевых организаций по каждому уровню напряжения, необходимая валовая выручка АО "ЛОЭСК", пересмотренная органом регулирования во исполнение решения суда, также подлежала включению в расчет этих тарифов в измененном размере.
Между тем в данном случае ПАО "Ленэнерго" не получило в составе единого (котлового) тарифа денежные средства за услуги по передаче электрической энергии, оказанные АО "ЛОЭСК", так как эти средства в необходимом размере не были учтены в единых (котловых) тарифах на второе полугодие 2017 года.
Бездействие административного ответчика, не пересчитавшего единые (котловые) тарифы и величины, используемые при их определении, послужило причиной дисбаланса в перераспределении тарифной выручки, что, в свою очередь, затронуло экономические интересы административного истца и сетевых организаций, участвующих в котловой модели расчетов.
Поскольку Комитетом по тарифам нарушен порядок ценообразования в 2017 году, что привело к экономическим последствиям для вышеназванных регулируемых организаций, ссылка на возможную корректировку органом регулирования соответствующих параметров тарифно-балансового решения в другом периоде регулирования отклоняется.
Довод о том, что пересмотр единых (котловых) тарифов привел бы к превышению предельных уровней тарифов на второе полугодие 2017 года, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 27 декабря 2016 г. N 1893/16, не состоятелен, так как действующим законодательством в сфере электроэнергетики предусмотрено согласование решений органов регулирования об установлении цен (тарифов) выше максимального или ниже минимального уровня.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ленинградского областного суда от 30 марта 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Ленинградская областная электросетевая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Меркулов В.П. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 августа 2018 г. N 33-АПГ18-9
Текст определения официально опубликован не был