Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина В.Л. Ильина к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.Л. Ильин, являющийся ветераном труда, оспаривает конституционность подпункта 2 пункта 2 статьи 1 Закона Псковской области от 12 января 2016 года N 1633-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Псковской области и приостановлении действия статьи 9 Закона Псковской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Псковской области" в части признания утратившим силу пункта 2 статьи 5 Закона Псковской области от 11 января 2005 года N 401-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Псковской области", предусматривавшего для ветеранов труда меру социальной поддержки в виде ежемесячного пособия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за жилое помещение в пределах социальной нормы площади жилья.
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение лишает граждан права на предоставление меры социальной поддержки в виде ежемесячного пособия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которую они получали в соответствии с ранее действовавшим законодательством, а потому не соответствует статьям 17 (часть 3), 55 (часть 2) и 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации, подпунктам 3 и 4 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и абзацу второму части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации".
В связи с этим он просит отменить и признать подлежащими пересмотру постановления судов общей юрисдикции, вынесенные по административному иску об оспаривании подпункта 2 пункта 2 статьи 1 Закона Псковской области "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Псковской области и приостановлении действия статьи 9 Закона Псковской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Псковской области" в части признания утратившим силу пункта 2 статьи 5 Закона Псковской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Псковской области", а также обязать органы государственной власти Псковской области привести оспариваемую норму в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), и относя социальную защиту к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), вместе с тем не устанавливает конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Разрешение этих вопросов отнесено к компетенции законодателя, который располагает свободой усмотрения при определении организационно-правовых форм и механизмов реализации социальной защиты, включая социальную поддержку, в частности, при выборе или изменении формы их предоставления.
С 1 января 2005 года меры социальной поддержки ветеранов труда в соответствии со статьей 22 Федерального закона "О ветеранах" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Реализуя предоставленные субъектам Российской Федерации полномочия, законодатель Псковской области в статье 5 Закона Псковской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Псковской области" предусмотрел для ветеранов труда конкретные меры социальной поддержки. С принятием Закона Псковской области "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Псковской области и приостановлении действия статьи 9 Закона Псковской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Псковской области" ряд мер социальной поддержки, предоставляемых ветеранам труда, в том числе в виде ежемесячного пособия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, были отменены. Одновременно согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 1 данного Закона Псковской области был повышен размер назначаемой указанным гражданам ежемесячной денежной выплаты. Таким образом, при отмене меры социальной поддержки законодателем был предусмотрен компенсаторный механизм, что согласуется с принципом поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Следовательно, оспариваемое законоположение не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя.
Разрешение же иных поставленных В.Л. Ильиным вопросов не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ильина Владимира Лазаревича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 25 октября 2018 г. N 2722-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ильина Владимира Лазаревича на нарушение его конституционных прав подпунктом 2 пункта 2 статьи 1 Закона Псковской области "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Псковской области и приостановлении действия статьи 9 Закона Псковской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Псковской области"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)