Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 12 ноября 2018 г. N 03-07-08/81005
Вопрос: Российская организация (далее - АО) занимается полным циклом создания модной одежды: моделирование, производство, продажа и продвижение на рынке.
Заказы по пошиву изделий размещаются на фабриках иностранной организации. Фабрики для выполнения заказов самостоятельно закупают ткань и фурнитуру по стандартам и требованиям АО.
АО заключило договор с иностранной организацией на выполнение следующих услуг:
- поиск поставщиков, соответствующих требованиям Заказчика;
- инспектирование фабрик на соответствие требованиям Заказчика;
- инспекции изделий на выявление дефектов во время производства;
- инспекции изделий на выявление дефектов перед отгрузкой;
- тесты использованных при пошиве материалов и комплектующих.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются реализация работ, услуг на территории РФ, а также передача имущественных прав.
Порядок определения места реализации работ, услуг в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами статьи 148 НК РФ.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ место реализации услуг, не предусмотренных пп. 1-4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ, определяется по месту осуществления деятельности организации, оказывающей такие услуги.
Пунктом 4 ст. 148 НК РФ предусмотрено, что документом, подтверждающим место выполнения работ (оказания услуг), является в том числе контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами.
Местом выполнения и реализации работ по договору является территория иностранной организации.
В связи с вышеизложенным, просим разъяснить:
Правильно ли мы понимаем, что поскольку указанные услуги не поименованы в пп. 1-4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ, то на основании пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ, данные услуги не относятся к услугам, местом оказания которых признается территория РФ и, соответственно, такие услуги объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не являются?
Ответ: В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость в отношении услуг по поиску поставщиков товаров, инспектированию товаров во время производства и перед отгрузкой, а также иных аналогичных услуг, оказываемых российской организации иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации работ и услуг для целей налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса.
Согласно положениям указанной статьи 148 Кодекса услуги по поиску поставщиков товаров, инспектированию товаров во время производства и перед отгрузкой, а также иные аналогичные услуги к услугам, перечисленным в подпунктах 1-4.1, 4.4 пункта 1 статьи 148 Кодекса, не относятся, и, следовательно, в отношении таких услуг применяется положение подпункта 5 пункта 1 данной статьи, согласно которому местом реализации услуг признается территория Российской Федерации в случае, если деятельность организации, оказывающей услуги, осуществляется на территории Российской Федерации. При этом на основании пункта 2 статьи 148 Кодекса местом осуществления деятельности организации, оказывающей услуги, признается территория Российской Федерации в случае присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, места нахождения постоянного представительства в Российской Федерации (если услуги оказаны через это постоянное представительство).
Учитывая изложенное, местом реализации вышеуказанных услуг, оказываемых российской организации иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации, территория Российской Федерации не признается и такие услуги объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не являются.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.