ФАС России была проведена плановая выездная документарная проверка Региональной энергетической комиссии Свердловской области (Приказ ФАС России от 20.03.2018 N 340/18, Акт от 23.05.2018 N 57), по результатам проведения которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, допущенные Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области, орган регулирования) при установлении тарифов на передачу электрической энергии в отношении АО "Облкоммунэнерго", г. Екатеринбург на 2016, 2017, 2018 гг.
ФАС России было установлено следующее.
Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, предусмотренные законодательством Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования N 1178) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила N 1178).
В соответствии с п. 23 Правил N 1178 экспертное заключение должно содержать:
1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;
3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования:
4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;
5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;
6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;
7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
ФАС России отмечает, что представленные в рамках проведения проверки экспертные заключения РЭК Свердловской области не соответствуют требованиям п. 23 Правил N 1178.
Так, в представленных экспертных заключениях по ряду статей расходов, заявленных организацией, не отражен анализ их экономической обоснованности со ссылкой на обосновывающие материалы и документы, в этой связи установить экономически обоснованный уровень расходов не представляется возможным.
Подконтрольные расходы
В соответствии с п. 38 Основ ценообразования N 1178 тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, определяются на основе долгосрочных параметров регулирования, к которым относятся: базовый уровень подконтрольных расходов; индекс эффективности подконтрольных расходов; коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов; уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям; уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг), устанавливаемый в соответствии с пунктом 8 Основ ценообразования и применяемый при регулировании тарифов с даты вступления в силу методических указаний по расчету уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг).
В соответствии с п. 38 Основ ценообразования N 1178 базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода, экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов. Базовый уровень подконтрольных расходов устанавливается как сумма доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
В соответствии с п. 12 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э (далее по тексту - Методические указания N 98-э), при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитываются следующие статьи затрат:
1) сырье и материалы, определяемые в соответствии с п. 25 Основ ценообразования N 1178;
2) ремонт основных средств, определяемый на основе п. 26 Основ ценообразования N 1178;
3) оплата труда, определяемая на основе п. 27 Основ ценообразования N 1178;
4) другие подконтрольные расходы, в том числе расходы по коллективным договорам и другие расходы, осуществляемые из прибыли регулируемой организации.
Согласно п. 2 Основ ценообразования N 1178 базовый уровень операционных расходов - уровень операционных расходов, установленный на первый год долгосрочного периода регулирования.
Для АО "Облкоммунэнерго", г. Екатеринбург первым базовым годом долгосрочного периода регулирования является 2015 г.
Таким образом, для проверки обоснованности величины и состава операционных расходов, учтенных РЭК Свердловской области на 2016-2018 гг., ФАС России было проанализировано Заключение об обоснованности тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые открытым акционерным обществом АО "Облкоммунэнерго", г. Екатеринбург на 2015-2019 гг.
Материальные затраты
Затраты приняты органом регулирования по данной статье на 2015 г. в сумме 68 549,37 тыс. руб.
Согласно п. 18 Основ ценообразования N 1178 расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя в том числе расходы на сырье и материалы.
В соответствии с п. 24 Основ ценообразования N 1178 расходы на сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд, рассчитываются на основании цен, определяемых в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования N 1178.
Согласно п. 29 Основ ценообразования N 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах): установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.
ФАС России отмечает, что экспертное заключение на 2015-2019 гг. не содержит анализ экономической обоснованности и расчет принятых затрат по данной статье в нарушение пункта 23 Правил государственного регулирования N 1178 и п. 29 Основ ценообразования N 1178, в том числе на основании каких документов и материалов указанные расходы были приняты в тарифы, в том числе отсутствует анализ фактических затрат по данным расходам.
Таким образом, расходы по статье "Материальные затраты" на 2015 год требуют дополнительного экономического обоснования.
Расходы на оплату труда
Затраты приняты органом регулирования по данной статье на 2015 год в сумме 660 105,04 тыс. руб.
Согласно п. 26 Основ ценообразования N 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем отсчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Экспертное заключение на 2015 г. не содержит анализ документов и материалов, на основании которых в тариф приняты расходы по данной статье, также органом регулирования не произведен анализ и не отражен факт по данной статье затрат за 2013 год.
ФАС России отмечает, что при расчете расходов на оплату услуг РЭК Свердловской области не был проведен анализ фактической и плановой численности персонала, а также среднемесячной заработной платы относительно средней заработной платы, фактически сложившейся по регулируемым видам деятельности по субъекту РФ на основании данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики.
Таким образом, расходы по статье "Расходы на оплату труда" на 2015 г. не имеют достаточного экономического обоснования и подлежат дополнительному экономическому обоснованию.
Ремонт основных фондов
Затраты приняты органом регулирования по данной статье на 2015 г. в сумме 121 970,99 тыс. руб.
Согласно п. 18 Основ ценообразования N 1178 расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя в том числе расходы на ремонт основных средств.
Согласно п. 25 Основ ценообразования N 1178 при определении расходов на ремонт основных средств учитываются:
1) нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом":
2) цены, указанные в п. 29 Основ ценообразования N 1178.
Согласно п. 29 Основ ценообразования N 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):
установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;
рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.
ФАС России отмечает, что экспертное заключение на 2015-2019 годы не содержит анализ экономической обоснованности и расчет фактических затрат по данной статье в нарушение пункта 23 Правил N 1178 и п. 29 Основ ценообразования N 1178, в том числе на основании каких документов и материалов расходы приняты в тарифы.
Таким образом, учтенные затраты по статье "Ремонт основных фондов" на 2015 г. не имеют достаточного экономического обоснования и подлежат дополнительному анализу.
Прочие расходы
Затраты приняты органом регулирования по данной статье на 2015 год в сумме 453 709,70 тыс. руб.
Согласно п. 18 Основ ценообразования N 1178 расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя в том числе прочие расходы.
ФАС России отмечает, что экспертное заключение на 2015-2019 годы не содержит анализ экономической обоснованности и расчет фактических затрат по данной статье в нарушение п. 23 Правил N 1178 и п. 29 Основ ценообразования N 1178, в том числе на основании каких документов и материалов расходы приняты в тарифы.
Таким образом, учтенные затраты по статье "Прочие расходы" на 2015 год не имеют достаточного экономического обоснования.
ФАС России установлено, что органом регулирования не представлен анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов в нарушение п. 23 Правил N 1178. Для обоснования принятых операционных расходов необходимо отразить в экспертном заключении анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов с учетом требований Основ ценообразования N 1178.
Следовательно, при отсутствии обоснования при определении базового уровня операционных расходов в первом году (2015 г.) долгосрочного периода регулирования (2015-2019 гг.) не представляется возможным установить экономическую обоснованность операционных расходов в 2016-2018 годах.
Таким образом, подконтрольные расходы в сумме 1 448 289,52 тыс. руб., 1 803 964,25 тыс. руб., 1 859 102,41 тыс. руб. на 2016, 2017 и 2018 годы соответственно приняты органом регулирования: для АО "Облкоммунэнерго", г. Екатеринбург без должного экономического обоснования.
Неподконтрольные расходы
Оплата услуг ОАО "ФСК ЕЭС"
Затраты приняты органом регулирования по данной статье на 2016 г. в сумме 13 668,46 тыс. руб., на 2017 г. - 14 450,63 тыс. руб., на 2018 г. - 15 014,40 тыс. руб.
Расходы на покупку электрической энергии (мощности) определяются в соответствии с п. 29 Основ ценообразования N 1178.
Согласно п. 29 Основ образования N 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах): установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.
ФАС России отмечает, что экспертные заключения на 2016-2018 годы не содержат анализ экономической обоснованности и расчет фактических затрат по данной статье в нарушение п. 23 Правил N 1178 и п. 29 Основ ценообразования N 1178.
Таким образом, расходы по статье "Оплата услуг ПАО "ФСК ЕЭС" на 2016-2018 гг. требуют дополнительного экономического обоснования.
Теплоэнергия на хозяйственные нужды
Затраты приняты органом регулирования по данной статье на 2016 г. в сумме 3 189,34 тыс. руб., на 2017 г. - 10 328,26 тыс. руб., на 2018 г. - 11 851,87 тыс. руб.
Расходы на покупку тепловой энергии (мощности) определяются в соответствии с п. 29 Основ ценообразования N 1178.
Согласно п. 29 Основ ценообразования N 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах); установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию: расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.
ФАС России отмечает, что экспертные заключения на 2016-2018 гг. не содержат анализ экономической обоснованности и расчет фактических затрат по данной статье в нарушение пункта 23 Правил N 1178 и п. 29 Основ ценообразования N 1178.
Таким образом, расходы по статье "Теплоэнергия на хозяйственные нужды" на 2016-2018 гг. требуют дополнительного экономического обоснования.
Плата за аренду имущества
Затраты приняты органом регулирования по данной статье на 2016 г. в сумме 143 487,68 тыс. руб., на 2017 г. - 165 621,72 тыс. руб., на 2018 г. - 219 754,65 тыс. руб.
В соответствии с п. 28 Основ образования N 1178 расходы на аренду определяются исходя из величины амортизации и налога на имущество, налогов и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.
ФАС России отмечает, что экспертные заключения на 2016-2018 годы не содержат расчет и анализ экономической обоснованности фактических затрат по данной статье в нарушение п. 23 Правил N 1178 и п. 28 Основ ценообразования N 1178, в том числе на основании каких документов и материалов расходы приняты в тариф.
Таким образом, расходы по статье "Плата за аренду имущества" на 2016-2018 гг. приняты органом регулирования без обоснования и требуют дополнительного экономического обоснования.
Налоги
Затраты приняты органом регулирования по данной статье на 2016 г. в сумме 30 130,99 тыс. руб., на 2017 г. - 38 741,88 тыс. руб., на 2018 г. - 42 458,14 тыс. руб.
Затраты по данной статье включают в себя расходы на оплату земельного налога, налога на имущество и прочих налогов и сборов, при этом, исходя из представленных экспертных заключений не представляется возможным установить каким образом орган регулирования определил размер плановых расходов.
ФАС России отмечает, что экспертные заключения на 2016-2018 годы не содержат расчет и анализ экономической обоснованности фактических затрат по данной статье в нарушение п. 23 Правил N 1178.
Таким образом, расходы по статье "Налоги, всего" на 2016-2018 гг. приняты органом регулирования без должного экономического обоснования и подлежат дополнительному анализу.
Отчисления на социальные нужды (страховые взносы)
Затраты приняты органом регулирования по данной статье на 2016 г. в сумме 222 819,32 тыс. руб., на 2017 г. - 277 539,87 тыс. руб., на 2018 г. - 286 022,87 тыс. руб.
Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" установлена регрессивная ставка платежей при превышении определенного уровня доходов работника по году, в связи с этим размер страховых взносов определяется по фактической ставке этих взносов за полный истекший предыдущий год.
ФАС России отмечает, что фактический процент отчислений на страховые взносы за 2014-2016 гг. регулирующим органом в экспертных заключениях на 2016-2018 гг. не отражен, кроме того, не представляется возможным определить каким образом регулирующим органом подучена величина расходов по данной статье. В экспертных заключениях отсутствует плановый процент отчислений от величины учтенного фонда оплаты труда.
Таким образом расходы по статье "Отчисления на социальные нужды (страховые взносы)" на 2016-2018 гг. требуют дополнительного экономического обоснования.
Прочие неподконтрольные расходы
Затраты приняты органом регулирования по данной статье на 2016 г. в сумме 27 236, 98 тыс. руб., на 2017 г. - 193 693,02 тыс. руб., на 2018 г. - 162 871,00 тыс. руб.
Согласно п. 28 Основ ценообразования N 1178 в состав прочих неподконтрольных расходов, которые учитываются, при определении необходимой валовой выручки, включаются расходы на оплату работ (услуг) производственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам с организациями на проведение регламентных работ; расходы на оплату работ (услуг) непроизводственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам, заключенным с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных и иных услуг; отчисления на формирование резервов, предназначенных для обеспечения безопасности атомных электростанций на всех стадиях их жизненного цикла и развития, определяемые в установленном порядке: плата за нормативы допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду; плата за владение и (или) пользование имуществом, в том числе платежи в федеральный бюджет за пользование имуществом, находящимся в федеральной собственности: расходы на служебные командировки, включая оформление виз и уплату сборов; расходы на обучение персонала; расходы на страхование основных производственных фондов, относящихся к регулируемому виду деятельности, а также основного промышленного персонала, занятого в осуществлении регулируемого вида деятельности; расходы на обеспечение безопасности энергетических станций, электрических сетей и других объектов электроэнергетики в соответствии с законодательством Российской Федерации; иные расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, определяемые регулирующим органом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
ФАС России отмечает, что экспертные заключения на 2016-2018 гг. не содержат расшифровки затрат, входящих в состав прочих неподконтрольных расходов, а также расчет и анализ экономической обоснованности фактических затрат по данной статье в нарушение п. 23 Правил N 1178 и п. 28 Основ ценообразования N 1178.
Таким образом, расходы по статье "Прочие неподконтрольные расходы" на 2016-2018 гг. приняты органом регулирования без должного экономического обоснования и подлежат дополнительному анализу.
Налог на прибыль
Затраты приняты органом регулирования по данной статье на 2016 г. в сумме 1 445,98 тыс. руб., на 2017 г. - 1 801,08 тыс. руб., на 2018 г. - 1 856,13 тыс. руб.
В соответствии с п. 20 Основ ценообразования N 1178 в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.
При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.
Для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, которые не являются основным видом их деятельности, распределение величины суммы налога на прибыль организаций между регулируемыми и нерегулируемыми видами деятельности производится согласно учетной политике, принятой в организации.
Для организаций, осуществляющих производство (передачу) электрической энергии сторонним потребителям (субабонентам) и для собственного потребления, распределение расходов по указанному виду деятельности между субабонентами и организацией производится пропорционально фактическому отпуску (передаче) электрической энергии.
При установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям не учитывается налог на прибыль организаций.
Экспертные заключения 2016-2018 года не содержат анализ по данной статье затрат, в том числе на основании каких документов и материалов приняты в тариф расходы по налогу на прибыль.
Таким образом, расходы по статье "Налог на прибыль" на 2016-2018 годы, принятые органом регулирования, являются экономически не обоснованными и подлежат дополнительному анализу.
Выпадающие доходы (тех. присоединение)
Затраты приняты органом регулирования по данной статье на 2016 г. в сумме 115 432,54 тыс. руб., на 2017 г. - 125 740,73 тыс. руб., на 2018 г. - 176 258,62 тыс. руб.
Согласно п. 87 Основ ценообразования N 1178 в размер платы за технологическое присоединение включаются средства для компенсации расходов сетевой организации на выполнение организационно-технических мероприятий, связанных с осуществлением технологического присоединения, указанных в подпунктах "а" и "д" - "ж" пункта 18 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила технологического присоединения) (за исключением расходов, связанных с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств, плата за которые устанавливается в соответствии с настоящим документом в размере не более 550 рублей), и расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Сетевая организация рассчитывает размер указанных выпадающих доходов в соответствии с методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям.
ФАС России отмечает, что экспертные заключения на 2016-2018 гг. не содержат информации о перечне представленных обосновывающих документах регулируемой организации, а также анализ экономической обоснованности фактических затрат по данной статье в нарушение пункта 23 Правил.
Таким образом, расходы по статье "Выпадающие доходы (тех. присоединение)" на 2016-2018 гг., приняты органом регулирования без должного экономического обоснования: и подлежат дополнительному анализу.
Амортизация ОС
Затраты приняты органом регулирования по данной статье 2016 год в сумме 418 749,79 тыс, руб., на 2017 г. - 440 830,74 тыс. руб., на 2018 г. - 335 074,91 тыс. руб.
Включение расходов на амортизацию в состав НВB предусмотрено пп. 7 п. 18 Основ ценообразования N 1178. Порядок учета расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) предусмотрен пунктом 27 Основ ценообразования N 1178 в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 г. N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "от 01.01.2002"
ФАС России отмечает, что экспертное заключение не содержит анализа экономической обоснованности фактических и плановых расходов регулируемой организации по данной статье с учетом требований п. 27 Основ ценообразования N 1178, в том числе на основании каких документов и материалов расходы по статье "Амортизация ОС" приняты в тариф.
Таким образом, затраты по статье "Амортизация ОС" на 2016-2018 гг. приняты регулирующим органом без расчета и обоснования.
Учитывая вышеизложенное данные расходы подлежат дополнительному экономическому обоснованию.
Корректировки необходимой валовой выручки
Выпадающие доходы/экономия средств
Корректировка на основе фактических данных принята органом регулирования на 2016 г. в сумме 7 624,23 тыс. руб., на 2017 г. - (-133 600,52) тыс. руб., на 2018 г. - 21 308,19 тыс. руб.
Регулирующим органом не проведен анализ экономической обоснованности фактических доходов и расходов, понесенных организацией в 2014, 2015, 2016 гг. В экспертных заключениях на 2016, 2017 и 2018 гг. не отражен анализ исходных данных, необходимых для расчета корректировок в соответствии с формулами Методических указаний N 98-э. Не отражен перечень документов и материалов, на основании которых принято решение об учете корректировки в указанном размере.
На основании вышеизложенного, учтенные суммы корректировок на основе фактических данных на 2016, 2017 и 2018 гг. подлежат дополнительному экономическому обоснованию.
Также ФАС России был сделан запрос от 16.08.2018 N МО/64546/18 в адрес РЭК Свердловской области, о необходимости представления расчетов вышеуказанных затрат со ссылкой на обосновывающие документы и материалы.
ФАС России отмечает, что органом регулирования в ответ на указанный запрос, запрашиваемые расчеты не были представлены. В том числе не были представлены пояснения органа регулирования по обоснованности учета расходов АО "Облкоммунэнерго" г. Екатеринбург в составе тарифов на 2015-2018 гг.
На основании вышеизложенного, учтенные суммы корректировок на основе фактических данных на 2016, 2017 и 2018 годы подлежат дополнительному экономическому обоснованию.
Проанализировав представленные органом регулирования сведения, ФАС России сделан вывод о том, что РЭК Свердловской области в нарушение действующего законодательства при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов (цен) в части установления тарифов для данной организации за основу расчётов принимает, а точнее основывается исключительно на данных, указанных в тарифной заявке регулируемой организации, осуществляющей регулируемую деятельность без анализа их экономической обоснованности.
Исходя из вышеизложенных доводов не представляется возможным определить: какие материалы тарифного дела орган регулирования принимал во внимание при установлении тарифов и какими руководствовался при принятии тех или иных величин, положенных в основу расчёта необходимой валовой выручки, а также объёмов услуг регулируемой организации.
Резюмируя вышеизложенное, исходя из сведений, представленных органом регулирования в качестве обоснования, ФАС России полагает, что тарифы установлены на необоснованном уровне.
Таким образом органу регулирования необходимо провести анализ фактических расходов, положенных в основу расчета цен (тарифов) с отражением относимости представленных в тарифной заявке документов к принятым в расчетах, а также представить расчет принятых органом регулирования величин, (расходов, показателей в натуральном выражении) с расшифровкой первичных данных (сумм из которых принята указанная величина при расчете тарифов), со сделкой на первичные документы (в том числе с указанием реквизитов) и положения нормативно-правовых актов.
В том числе органу регулирования необходимо проанализировать целесообразность отнесения фактических, расходов к регулируемым видам деятельности, наличие подтверждения проведения конкурсных или иных конкурентных процедур при заключении договоров, анализ рыночных цен, анализ показателей бухгалтерской и статистической отчетности.
Согласно пункту 1 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123 (далее - Правила отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов), основанием для отмены решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов является превышение им полномочий, установленных нормативными правовыми актами в сфере ценообразования в области электроэнергетики.
При этом, под превышением полномочий органом регулирования следует понимать любое нарушение нормативных правовых актов, регулирующих порядок и процедуру установления регулируемых цен (тарифов).
Правилами отмена# предусмотрено, что Федеральная антимонопольная служба является органом, уполномоченным отменять решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятые с превышением их полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике и в сфере теплоснабжения, а также принятые ими с нарушением законодательства Российской Федерации решения об утверждении тарифов в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также тарифов в области газоснабжения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктами 4, 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, приказываю:
1. Признать Региональную энергетическую комиссию Свердловской области нарушившей положения п. 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, п. 2, 18, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, п. 12 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной необходимой валовой выручки, утвержденными Приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э.
2. Отменить с 01.01.2019 г. п. 2 Раздела 1 (индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, расположенными на территории Свердловской области), п. 2 Приложения N 1 (НВВ сетевых организаций, расположенных на территории Свердловской области, на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь), п. 2 Приложения N 2 (Долгосрочные параметры регулирования территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций) Постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 24.12.2014 N 256-ПК "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, расположенными на территории Свердловской области".
3. Региональной энергетической комиссии Свердловской области в срок до 01.01.2019 г. устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, а именно: провести и отразить в экспертном заключении анализ экономической обоснованности включения в состав НВВ АО "Облкоммунэнерго" г. Екатеринбург расходов (в том числе подробный расчет со ссылкой на обосновывающие документы и материалы, принятые в расчет конечных сумм) по следующим статьям затрат: подконтрольные расходы 2015 г., неподконтрольные расходы 2016-2018 гг., "Корректировка необходимой валовой выручки" 2016-2018 гг., а также провести анализ экономической обоснованности фактических затрат прошедших периодов регулирования.
4. С учетом исполнения п. 3 настоящего приказа исключить из состава НВВ АО "Облкоммунэнерго", г. Екатеринбург экономически не обоснованные и не подтвержденные документально расходы на 2019 год.
5. Региональной энергетической комиссии Свердловской области не позднее 01.01.2019 г. принять и ввести в действие решение об установлении долгосрочных параметров, тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отношении АО "Облкоммунэнерго", г. Екатеринбург с учетом пунктов 3- 4 настоящего приказа.
6. Региональной энергетической комиссии Свердловской области с учетом исполнения п. 5 настоящего приказа пересмотреть единые котловые тарифы на территории Свердловской области на 2019 г.
7. Об исполнении настоящего приказа Региональной энергетической комиссии Свердловской области в течение 10 рабочих дней с даты принятия решения, предусмотренного п. 3-6 настоящего приказа, проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений Региональной энергетической комиссии Свердловской области, принятие которых предписано п. 3-6 настоящего приказа;
- протокола (протоколов) заседания правления (коллегии) Региональной энергетической комиссии Свердловской области, на котором (которых) принимались вышеуказанные решения;
- экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения настоящего приказа.
8. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
Временно исполняющий |
С.А. Пузыревский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2018 г. N 1589/18 "Об отмене решений Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении цен (тарифов) для АО "Облкоммунэнерго" г. Екатеринбург"
Текст приказа официально опубликован не был