ФАС России была проведена плановая выездная документарная проверка Региональной энергетической комиссии Свердловской области (Приказ ФАС России от 20.03.2018 N 340/18, Акт от 23.05.2018 N 57), по результатам проведения которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области, орган регулирования) при установлении тарифов на тепловую энергию в отношении АО "Регионгаз-инвест" на 2016, 2017, 2018 гг.
ФАС России было установлено следующее.
АО "Регионгаз-инвест" осуществляет регулируемую деятельность на территории следующих муниципальных образований: Талицкий городской округ, Артемовский городской округ, Горноуральский городской округ, Нижнесергинский городской округ, Нижнесергинский муниципальный район, Кировоградский городской округ, Невьянский городской округ, Пышминский городской округ, Красноуфимск, Байкаловский муниципальный район, Бисертский городской округ, Ирбитское муниципальное образование 2017-2021, Муниципальное образование город Ирбит, Туринский городской округ, Тавдинский городской округ.
Регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон 190-ФЗ).
Порядок формирования тарифов в сфере теплоснабжения, устанавливается Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования N 1075).
Правила регулирования тарифов в сфере теплоснабжения также утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Правила N 1075).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 N 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Методические указания N 760).
По результатам анализа материалов тарифных дел за 2017, 2018 гг., в том числе представленных экспертных заключений по установлению тарифов, в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, ФАС России установлено следующее.
В отношении АО "Регионгаз-инвест" с 2017 года действует долгосрочное тарифное регулирование с периодом репетирования 2017-2021 гг.
В ходе проведения проверки ФАС России были представлены материалы, направленные регулируемой организацией с предложением об установлении цен (тарифов), и Экспертные заключения органа регулирования.
Согласно пункту 29 Правил N 1075 экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать;
а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);
б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;
в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.
При этом в Экспертном заключении органом регулирования указаны только принятые расходы по статьям затрат без конкретных ссылок на обосновывающие материалы, без описания анализа представленных материалов, а также без сравнительного анализа динамики расходов и величины необходимой валовой выручки (далее - НВВ) к предыдущим периодам регулирования, тем самым, нарушены вышепоименованные подпункты пункта 29 Основ ценообразования N 1075.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пункта 29 Правил N 1075"
В соответствии с пунктом 28 Правил N 1075 орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов).
ФАС России письмом от 26.04.2018 N ЦА/30230/18 в целях определения экономической обоснованности утвержденных расходов, учтенных при установлении тарифов, запросила у РЭК калькуляцию (смету) расходов в виде таблиц, содержащих сведения о заявленных, утвержденных и фактических расходов регулируемых организаций, положенных в основу расчетов НВВ и объемов, при установлении тарифов на 2016-2018 гг., в разбивке по подстатьям затрат.
В ответ на запрос РЭК письмом исх. от 11.05.2018 N 01-82/3035 (вх. от 14.05.2018 N 73717-ЭП/18) направил только таблицы, содержащие сведения о заявленных, утвержденных и фактических расходах регулируемых организаций с 2016 по 2018 гг.
Однако ФАС России обращает внимание на то, что основой, положенной в расчет тарифов на 2017-2018 гг. являются затраты в том числе 2015 г. и более ранних лет.
Соответственно, в связи с отсутствием вышеописанных данных и собственных расчетов НВВ в нарушение пункта 28 Правил N 1075 орган регулирования не проводил экспертизу предложений об установлении цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования N 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:
а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:
прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);
цены на природный газ;
предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;
динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).
В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования N 1075 при определении обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) в следующем порядке:
а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
в) рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации:
г) рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.
Согласно пункту 31 Основ ценообразования N 1075 при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
В соответствии с пунктом 12 Методических указаний N 760 определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, а также в соответствии с Методическими указаниями N 760. Расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, формируются в том числе с учетом выполнения программ регулируемой организации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности выявлены необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность за счет поступлений от регулируемой деятельности, органы регулирования обязаны принять решение об исключении этих расходов из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный период регулирования.
Согласно пункту 13 Методических указаний N 760 в случае если регулируемая организация кроме регулируемых видов деятельности осуществляет нерегулируемые виды деятельности, расходы на осуществление нерегулируемых видов деятельности и полученная в ходе их осуществления прибыль (убытки) не учитываются при установлении регулируемых цен (тарифов). Повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности не допускается. Органы регулирования в соответствии с Методическими указаниями N 760 исключают из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) полученные в предыдущий период регулирования экономически не обоснованные доходы регулируемых организаций.
В связи с отсутствием экспертиз предложений об установлении цен (тарифов) и отсутствия анализов обоснованности расходов по статьям затрат в нарушение пункта 12 Методических указаний N 760 определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности невозможны.
Соответственно, исходя из вышеизложенного не ясно, какие конкретно материалы тарифного дела орган регулирования принимал во внимание при установлении тарифов на теплоснабжение.
Резюмируя вышеизложенное, исходя из сведений, представленных органом регулирования в обоснование, ФАС России полагает, что тарифы на теплоснабжение для АО "Регионгаз-инвест" установлены на необоснованном уровне, вследствие чего, ФАС России считает целесообразным поднять вопрос об отмене утвержденных Региональной энергетической комиссией Свердловской области тарифов на теплоснабжение для АО "Регионгаз-инвест".
Проанализировав представленные органом регулирования сведения, ФАС России сделан вывод о том, что РЭК Свердловской области в нарушение действующего законодательства при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов (цен) в части установления тарифов для данной организации за основу расчётов принимает, а точнее основывается исключительно на данных, указанных в тарифной заявке регулируемой организации, осуществляющей регулируемую деятельность без анализа их экономической обоснованности.
Исходя из вышеизложенных доводов не представляется возможным определить: какие материалы тарифного дела орган регулирования принимал во внимание при установлении тарифов и какими руководствовался при принятии тех или иных величин, положенных в основу расчёта необходимой валовой выручки, а также объёмов услуг регулируемой организации.
Резюмируя вышеизложенное, исходя из сведений, представленных органом регулирования в качестве обоснования, ФАС России полагает, что тарифы установлены на необоснованном уровне.
Таким образом, органу регулирования необходимо провести анализ фактических расходов, положенных в основу расчета цен (тарифов) с отражением относимости представленных в тарифной заявке документов к принятым в расчетах, а также представить расчет принятых органом регулирования величин (расходов, показателей в натуральном выражении) с расшифровкой первичных данных (сумм из которых принята указанная величина при расчете тарифов), со ссылкой на первичные документы (в том числе с указанием реквизитов) и положения нормативных правовых актов.
В том числе органу регулирования необходимо проанализировать целесообразность отнесения фактических расходов к регулируемым видам деятельности, наличие подтверждения проведения конкурсных или иных конкурентных процедур при заключении договоров, анализ рыночных цен, анализ показателей бухгалтерской и статистической отчетности.
Согласно пункту 1 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123 (далее - Правила отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов), основанием для отмены решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов является превышение им полномочий, установленных нормативными правовыми актами в сфере ценообразования в сфере теплоснабжения.
При этом, под превышением полномочий органом регулирования следует понимать любое нарушение нормативных правовых актов, регулирующих порядок и процедуру установления регулируемых цен (тарифов).
Правилами отмены предусмотрено, что Федеральная антимонопольная служба является органом, уполномоченным отменять решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятые с превышением их полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике и в сфере теплоснабжения, а также принятые ими с нарушением законодательства Российской Федерации решения об утверждении тарифов в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также тарифов в области газоснабжения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктами 4, 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, приказываю:
1. Признать Региональную энергетическую комиссию Свердловской области нарушившей положения п. 28, п. 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, п. 28, п. 29, п. 31 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, п. 12, п. 13 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э.
2. Отменить с 01.01.2019 раздел 2 (одноставочные тарифы на тепловую энергию на коллекторах источника тепловой энергии) постановления Региональной энергетической комиссией Свердловской области от 13.12.2016 N 161-ПК "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями Свердловской области, на 2017-2021 годы", раздел 1 (долгосрочные параметры регулирования деятельности организаций) постановления Региональной энергетической комиссией Свердловской области от 13.12.2016 N 160-ПК "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций для формирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями Свердловской области, с использованием метода индексации установленных тарифов на 2017-2021 годы" в части следующих муниципальных образований: Пышминского городского округа, Нижнесергинского муниципального образования, Талицкого городского округа. Кировоградского городского округа, Байкаловского муниципального образования, Бисертского городского округа, Артемовского городского округа, Тавдинского городского округа.
3. Региональной энергетической комиссии Свердловской области в срок до 01.01.2019 г. устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно провести и отразить в экспертном заключении анализ экономической обоснованности включения в состав НВВ АО "Регионгаз-инвест" подконтрольных и неподконтрольных расходов за 2016-2018 гг., в том числе подробный расчет со ссылкой на обосновывающие документы и материалы, принятые в расчет конечных сумм, а также провести анализ экономической обоснованности фактических затрат прошедших периодов регулирования.
4. С учетом исполнения п. 3 настоящего приказа исключить из состава НВВ АО "Регионгаз-инвест" экономически не обоснованные и не подтвержденные документально расходы на 2019 год, в том числе пересмотреть базовый уровень операционных расходов.
5. Региональной энергетической комиссии Свердловской области не позднее 01.01.2019 принять и ввести в действие решение об установлении долгосрочных параметров, тарифов на тепловую энергию в отношении АО "Регионгаз-инвест" с учетом пунктов 3-4 настоящего приказа.
6. Об исполнении настоящего приказа Региональной энергетической комиссии Свердловской области в течение 10 рабочих дней с даты принятия решения, предусмотренного п. 3-5 настоящего приказа, проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписывается настоящим приказом:
- протокола заседания правления органа исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, принятие которых было предписано настоящим приказом;
- экспертного заключения по делу об установлении для АО "Регионгаз-инвест" тарифов в сфере теплоснабжения, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.
7. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
Временно исполняющий |
С.А. Пузыревский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2018 г. N 1591/18 "Об отмене постановлений Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 13.12.2016 N 160-ПК "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций для формирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями Свердловской области, с использованием метода индексации установленных тарифов на 2017-2021 годы", от 13.12.2016 N 161-ПК "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями Свердловской области, на 2017-2021 годы"
Текст приказа официально опубликован не был