ФАС России была проведена плановая выездная документарная проверка Региональной энергетической комиссии Свердловской области (Приказ ФАС России от 20.03.2018 N 340/18, Акт от 23.05.2018 N 57), по результатам проведения которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, допущенные Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области, орган регулирования) при установлении тарифов на передачу электрической энергии в отношении ООО "Энергоплюс" на 2016, 2017, 2018 гг.
В результате проверки было установлено следующее.
Постановлением РЭК Свердловской области 19.12.2016 N 188-ПК "Об утверждении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, расположенными на территории Свердловской области" на 2016 год были установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО "МРСК Урала" и ООО "Энергоплюс".
Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 23.12.2016 N 224-ПК "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, расположенными на территории Свердловской области, на 2017-2021 годы" с января 2017 года по 31 декабря 2021 года были установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, расположенными на территории Свердловской области.
Для проверки обоснованности величины и состава операционных расходов, учтенных РЭК Свердловской области на 2016-2018 годы, ФАС России проанализированы заключения об обоснованности тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ООО "Энергоплюс" на 2016 и 2017 годы, а также материалы тарифного дела.
Пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила государственного регулирования N 1178) установлено, что экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе: анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.
Тарифная кампания 2016 года
Заключение об обоснованности тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Энергоплюс", г. Екатеринбург, представленное РЭК Свердловской области, не содержит:
- даты составления;
- указания на метод регулирования, примененного при установлении цен (тарифов);
- анализа экономической обоснованности расходов по всем статьям расходов;
- анализа соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.
В связи с чем ФАС России считает, что затраты учтены в составе НВВ на 2016 год в отсутствие должного экономического обоснования, и подлежат дополнительному экономическому анализу.
Материальные затраты
Предложение ООО "Энергоплюс" составило 388,17 тыс. руб., РЭК утверждено 325,75 тыс. руб.
В материалах тарифного предложения регулируемой организации в части обоснования планируемых затрат на топливо (ГСМ) отсутствуют:
- ссылки на примененные нормативы расхода топлива,
- копии приказов об утверждении норм расхода топлива,
- обоснование производственной необходимости разъездов для расчета годовых показателей пробега автомобилей.
- документальное подтверждение цен на топливо, использованных в расчетах, в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования N 1178).
Обосновывающих расчетов экспертное заключение по статье затрат и в разрезе подстатей затрат (расходы на сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо, расходы и услуги производственного характера) не содержит. Таким образом, расходы по данной статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию.
Расходы на оплату труда
Предложение ООО "Энергоплюс" составило 23 740,63 тыс. руб. (численность 51 ед., средняя заработная плата 38 791,88 руб. мес.), РЭК Свердловской области утверждено 19 570,44 тыс. руб. (численность 48 ед., средняя заработная плата 33 976,45 руб. мес.).
В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования N 1178, при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты груда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
В составе тарифного предложения на 2016 год регулируемой организацией были представлены расчет нормативной численности персонала, штатное расписание на период с 01.10.2016 года с приложением приказа о его утверждении от 30.09.2016 года N 8-п, копия положения об оплате труда и премировании персонала с приложением приказа о его утверждении от 30.09.2016 N 7-п.
В экспертном заключении отмечено, что численность персонала принята РЭК согласно представленным обосновывающим материалам, в соответствии с приказом Госстроя РФ от 03.04.2000 года N 68 "Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства и методикой, разработанной ОАО "ЦОТ Энерго" и утвержденной ОАО РАО "ЕЭС России" от 03.12.2004 года "Нормативы численности промышленно-производственного персонала распределительных электрических сетей".
При этом в экспертном заключении не отражен анализ штатной численности и расчет принятой РЭК средней заработной платы.
Вместе с тем, в обосновывающих материалах регулируемой организации отсутствует расчет коэффициента планируемых невыходов.
В этой связи, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию.
Ремонт основных фондов
Предложение ООО "Энергоплюс" составило 23 663,21 тыс. руб., РЭК Свердловской области утверждено 16 171,54 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 25 Основ ценообразования N 1178, при определении расходов на ремонт основных средств учитываются:
1) нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом";
2) цены, указанные в пункте 29 Основ ценообразования N 1178.
Выполнение ремонтных работ запланировано собственными силами регулируемой организации.
В составе обосновывающих материалов представлены план ремонта электрических сетей ООО "Энергоплюс" на 2016 год, график осмотров оборудования подстанций на 2016 год, титульный список смет на ремонтные работы на 2016 год, таблица 6 - расшифровка затрат на проведение ремонтных работ на 2016 и 2017 года.
В 2016 году у регулируемой организацией запланировано проведение ремонтных работ в IV квартале 2016 года на 22-х объектах (ремонтные работы - с ноября по декабрь 2016 года, осмотры - с октября по декабрь 2016 года).
Общая стоимость указанных ремонтных работ составляет (без учета ФОТ) 5 915.802 тыс. руб. Вместе с тем, ООО "Энергоплюс" на 2016 год заявлена величина расходов в 4 раза превышающая указанную сумму. Как следует из представленных материалов (таблица 6 - расшифровка затрат на проведение ремонтных работ на 2016 год и 2017 год, таблица 2 - расчет необходимой валовой выручки на 2016, 2017 годы), заявленные годовые расходы в размере 23 663,21 тыс. руб. определены регулируемой организацией расчетным способом, а именно путем пересчета ожидаемых затрат за 3 месяца 2016 года (5 915,80 тыс. руб.) на полный год - в целях расчета годового значения необходимой валовой выручки на 2016 год. Величина расходов, полученная указанным способом, не может быть признана экономически обоснованной, поскольку затраты на ремонт носят нерегулярный характер и планируются исходя из необходимости в проведении ремонтных работ, подтвержденной документально (дефектные ведомости, акты технического освидетельствования, предписания надзорных органов, акты расследования технологических нарушений и др.). Таким образом, расходы на ремонт, определенные расчетным способом, на сумму 17 747,41 тыс. руб. (23 663,21 тыс. руб. - 5 915.80 тыс. руб.) не подлежат учету в регулируемых тарифах на 2016 год.
Кроме того, по результатам анализа обосновывающих материалов регулируемой организации отмечается следующее:
- в материалах тарифного предложения отсутствует перспективный (пятилетний) график ремонта объектов основных средств,
- план ремонта электрических сетей ООО "Энергоплюс" на 2016 год, не содержит:
- данные о годе последнего капитального ремонта объектов;
- стоимостной объем ремонтных работ (данные о стоимости ремонтов представлены в титульном списке смет на 2016 год и таблицах 2 и 6);
- вид ремонта;
- диспетчерское наименование объектов электроэнергетики и оборудования;
- оценить техническое состояние объектов электроэнергетики, полученных регулируемой организации в аренду; не представляется возможным, поскольку указанной информации в актах приема-передачи к заключенным регулируемой организацией договорам аренды не содержится;
- в составе обосновывающих материалов отсутствует документальное подтверждение цен, в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования N 1178.
С учетом изложенного, в отношении расходов на ремонтные работы, отраженные в плане ремонтов, на сумму 5 915,80 тыс. руб. РЭК Свердловской области необходимо осуществить дополнительный анализ экономической обоснованности, при необходимости запросив материалы у регулируемой организации.
Прочие расходы
Предложение ООО "Энергоплюс" составило 1 696,24 тыс. руб., РЭК утверждено 1 372,03 тыс. руб.
В материалах тарифного предложения в части обоснования планируемых затрат спецодежду, спецобувь, СИЗ отсутствует документальное подтверждение цен, использованных в расчетах, в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования N 1178.
Обосновывающих расчетов экспертное заключение по статье затрат и в разрезе подстатей (расходы на услуги связи, юридические и информационные услуги, транспортные услуги, расходы на подготовку кадров, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности) не содержит. Таким образом, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию.
Плата за аренду имущества
Предложение ООО "Энергоплюс" составило 25 446,92 тыс. руб., РЭК утверждено 23 151,64 тыс. руб.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 28 Основ ценообразования N 1178 расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу.
Расходы на аренду по договору от 21.07.2016 года N 349А, заключенному с Администрацией городского округа Заречный на аренду муниципального имущества в виде объектов электроснабжения с оборудованием, заявлены регулируемой организацией в размере 21 543,73 тыс. руб. с НДС (с учетом применения регулируемой организацией упрощенной системы налогообложения). Арендная плата по договору составляет 18 257,4 тыс. руб. (без НДС) и определена по итогам аукциона (приложена копия протокола N 2 об итогах аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества городского округа Заречный).
ФАС России отмечается, что в отношении учета расходов на аренду муниципального имущества в регулируемых тарифах действует общий принцип, установленный подпунктом 5 пункта 28 Основ ценообразования N 1178.
В экспертном заключении отмечено, что расходы на аренду учтены на основании представленных договоров, при этом расчет расходов не отражен.
Таким образом, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию.
Налоги и сборы
Предложение ООО "Энергоплюс" составило 1 100,58 тыс. руб., РЭК утверждено 891,70 тыс. руб.
Обосновывающих расчетов экспертное заключение по статье затрат не содержит. Таким образом, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию.
Отчисления на социальные нужды
Предложение ООО "Энергоплюс" составило 7 668,22 тыс. руб., РЭК утверждено 6 321,25 тыс. руб.
Данная статья расходов является производной от статьи "Расходы на оплату труда". По результатам проведения анализа статьи "Расходы на оплату труда" с учетом дополнительного экономического обоснования требуется произвести скорректированный расчет расходов на отчисления на социальные нужды, отразив информацию об исходные данных и параметрах расчета в экспертном заключении.
Тарифная кампания 2017 года
2017 год - первый год первого долгосрочного периода регулирования. Необходимая валовая выручка на 2017-2021 годы рассчитана в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э (далее - Методические указания N 98).
Постановлением РЭК Свердловской области от 23.12.2016 N 224-ПК установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, расположенными на территории Свердловской области, в том числе между ОАО "МРСК Урала" и ООО "Энергоплюс". Приложением N 1 к указанному постановлению установлена НВВ ООО "Энергоплюс" (без учета оплаты потерь) на 2017-2021 годы, приложением N 2 установлены долгосрочные параметры регулирования, в том числе базовый уровень подконтрольных расходов в размере 38,30478 млн руб.
Пунктом 23 Правил государственного регулирования N 1178 установлено, что экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе: анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов: анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.
В представленном РЭК Свердловской области заключении об обоснованности тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Энергоплюс", г. Екатеринбург, отражено, что в связи с несоответствием представленных материалов и расчетов требованиям Основ ценообразования и Методических указаний N 98-э, отдельные расходы, предложенные организацией, не учтены при утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии. При этом экспертное заключение не содержит:
- даты составления;
- заявленные регулируемой организацией плановые суммы расходов по статьям;
- анализа экономической обоснованности расходов по всем статьям расходов;
- анализа соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.
В связи с чем ФАС России считает, что затраты учтены в составе НВВ на 2017 год в отсутствие достаточного экономического обоснования, и требует экономического анализа.
Подконтрольные расходы
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования N 1178, тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с Методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании следующих долгосрочных параметров регулирования:
- базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами;
- индекс эффективности подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой:
- коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов, определяемый в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой;
- уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, определяемый в соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования:
- уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг), устанавливаемый в соответствии с пунктом 8 Основ ценообразования и применяемый при регулировании тарифов с даты вступления в силу методических указаний по расчету уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг).
Базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов. Базовый уровень подконтрольных расходов устанавливается как сумма доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
РЭК Свердловской области на 2017 год утвержден базовый уровень подконтрольных расходов в размере 38 304,78 тыс. руб. (приложение 2 к постановлению РЭК Свердловской области от 23.12.2016 N 224-ПК, приложение 1 к экспертному заключению - таблица "Необходимая валовая выручка ООО "Энергоплюс" на 2017-2021 годы).
При этом в экспертном заключении указано:
1) базовый уровень подконтрольных расходов определен методом экономически обоснованных расходов в размере 30,30478 млн руб.:
2) индекс эффективности подконтрольных расходов определен в соответствии с Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогово,# утвержденными приказом ФСТ России от 18 марта 2015 года N 421-э и составляет 4%.
Учитывая, что пунктом 38 Основ ценообразования N 1178 установлен принцип расчета базового уровня подконтрольных расходов с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов РЭК Свердловской области необходимо произвести перерасчет базового уровня подконтрольных расходов в соответствии с положениями пункта 38 Основ ценообразования, отразив анализ экономической обоснованности по статьям расходов и расчеты с указанием на исходные данные (обосновывающие материалы и документы) в экспертном заключении.
При перерасчете базового уровня подконтрольных расходов РЭК Свердловской области необходимо учесть результаты проведения дополнительного анализа в соответствии с выводами ФАС России в отношении установленной НВВ на 2016 год.
Неподконтрольные расходы
Неподконтрольные расходы приняты РЭК Свердловской области в размере 26 461,1 тыс. руб., из них:
- плата за аренду имущества - 19 842,75 тыс. руб.;
- отчисления на социальные нужды - 6 618,35 тыс. руб.
Отмечается, что расходы на аренду утверждены на 2017 год со снижением от установленной величины на 2016 год на - 3 308,89 тыс. руб. (количество активов на 2017 год в сравнении с 2016 годом не изменено), при этом обосновывающих расчетов экспертное заключение по расходам на аренду не содержит. Таким образом, расходы по данной статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию, с отражением параметров расчета в экспертном заключении.
Статья "Отчисления на социальные нужды" является производной от статьи "Расходы на оплату труда". По результатам проведения анализа статьи "Расходы на оплату труда" в рамках выполнения перерасчета базового уровня подконтрольных расходов РЭК Свердловской области требуется произвести скорректированный расчет расходов на отчисления на социальные нужды, отразив информацию об исходные данных и параметрах расчета в экспертном заключении.
Тарифная кампания 2018 года
Постановлением РЭК Свердловской области от 25.12.2017 N 210-ПК внесены изменения в постановление РЭК Свердловской области 23.12.2016 N 224-ПК и установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, расположенными на территории Свердловской области, в том числе между ОАО "МРСК Урала" и ООО "Энергоплюс".
Пунктом 23 Правил государственного регулирования N 1178 установлено, что экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе: анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.
В представленном РЭК Свердловской области заключении об обоснованности тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Энергоплюс", г. Екатеринбург, отражено, что в связи с несоответствием представленных материалов и расчетов требованиям Основ ценообразования и Методических указаний N 98-э, отдельные расходы, предложенные организацией, не учтены при утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии. При этом экспертное заключение не содержит:
- даты составления;
- заявленные регулируемой организацией плановые суммы расходов по статьям;
- анализа экономической обоснованности расходов по всем статьям расходов;
- анализа соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.
В связи с чем ФАС России считает, что затраты учтены в составе НВВ на 2018 год в отсутствие достаточного экономического обоснования, и подлежат дополнительному экономическому анализу.
Подконтрольные расходы
Подконтрольные расходы на очередной год долгосрочного периода регулирования рассчитываются в соответствии с методическими указаниями N 98-э от базового уровня подконтрольных расходов - 2017 года.
В этой связи, подконтрольные расходы, включенные в НВВ регулируемой организации на 2018 год, подлежат корректировке РЭК Свердловской области после проведения дополнительного анализа в соответствии с выводами ФАС России, сформированными по результатам рассмотрения материалов в отношении базового уровня подконтрольных расходов на 2017 год.
Неподконтрольные расходы
Неподконтрольные расходы приняты РЭК Свердловской области в размере 27 980.74 тыс. руб., из них:
- плата за аренду имущества - 21 296,36 тыс. руб.;
- отчисления на социальные нужды - 6 684,38 тыс. руб.
Отмечается, что расходы на аренду утверждены на 2018 год с увеличением от установленной величины на 2017 год на 1 453,61 тыс. руб. (количество активов на 2018 год в сравнении с 2017 годом изменилось в сторону увеличения на 217,905 у.е.), при этом обосновывающих расчетов экспертное заключение по расходам на аренду не содержит. Таким образом, расходы по данной статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию, с отражением параметров расчета в экспертном заключении.
Статья "Отчисления на социальные нужды" является производной от статьи "Расходы на оплату труда". По результатам проведения анализа статьи "Расходы на оплату труда" в рамках выполнения корректировки подконтрольных расходов РЭК Свердловской области требуется произвести скорректированный расчет расходов на отчисления на социальные нужды, отразив информацию об исходных данных и параметрах расчета в экспертном заключении.
Результаты деятельности регулируемой организации за 2016 год
В экспертном заключении отмечено, что финансовый результат по данным организации по регулируемому виду деятельности за отчетный 2016 год положительный. При этом указано, что оценить финансовый результат по регулируемому виду и выполнить анализ основных технико-экономических показателей деятельности организации за 2016 год не представляется возможным, т.к. регулируемый вид деятельности организация осуществляет с 19 декабря 2016 года.
Также РЭК Свердловской области отмечено следующее: в соответствии с пунктом 9 Методических указаний N 98-э в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной расчетный период регулирования, связанная с компенсацией незапланированных расходов (со знаком "плюс") или полученного избытка (со знаком "минус"), выявленных по итогам последнего стекшего года долгосрочного периода регулирования (2016 год), за который известны фактические значения параметров расчета тарифов. Указанные расходы для регулируемой организации определены в размере 0 тыс. руб. как для организации, для которой первый долгосрочный период начался с 2017 года.
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования N 1178 при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически не обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически не обоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов:
- расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности;
- учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала и метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки).
В случае, если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования. К экономически обоснованным расходам в том числе относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала).
С учетом изложенного, ФАС России полагает необходимым РЭК Свердловской области осуществить дополнительный анализ результатов деятельности регулируемой организации за 2016 год с учетом положений пункта 7 Основ ценообразования N 1178, при необходимости запросив материалы у регулируемой организации.
ФАС России отмечает, что из Экспертного заключения не представляется возможным сделать вывод, какие подтверждающие материалы, представленные регулируемой организацией, орган регулирования принял при расчете регулируемых тарифов и на основании каких обосновывающих документов был произведен расчет тарифов.
Также ФАС России был сделан запрос от 16.08.2018 N МО 64546/18 в адрес РЭК Свердловской области о необходимости представления расчетов вышеуказанных затрат со ссылкой на обосновывающие документы и материалы.
ФАС России отмечает, что органом регулирования в ответ на указанный запрос, запрашиваемые расчеты не были представлены. В том числе не были представлены пояснения органа регулирования по обоснованности учета расходов ООО "Энергоплюс" в составе тарифов на 2015-2018 года.
Проанализировав представленные органом регулирования сведения, ФАС России сделан вывод о том, что РЭК Свердловской области в нарушение действующего законодательства при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов (цен) в части установления тарифов для данной организации за основу расчётов принимает, а точнее основывается исключительно на данных, указанных в тарифной заявке регулируемой организации, осуществляющей регулируемую деятельность без анализа их экономической обоснованности.
Исходя из вышеизложенных доводов не представляется возможным определить: какие материалы тарифного дела орган регулирования принимал во внимание при установлении тарифов и какими руководствовался при принятии тех или иных величин, положенных в основу расчёта необходимой валовой выручки, а также объёмов услуг регулируемой организации.
Резюмируя вышеизложенное, исходя из сведений, представленных органом регулирования в качестве обоснования, ФАС России полагает, что тарифы установлены на необоснованном уровне.
Таким образом, органу регулирования необходимо провести анализ фактических расходов, положенных в основу расчета цен (тарифов) с отражением относимости представленных в тарифной заявке документов к принятым в расчетах, а также представить расчет принятых органом регулирования величин (расходов, показателей в натуральном выражении) с расшифровкой первичных данных (сумм из которых принята указанная величина при расчете тарифов), со ссылкой на первичные документы (в том числе с указанием реквизитов) и положения нормативно-правовых актов.
В том числе органу регулирования необходимо проанализировать целесообразность отнесения фактических расходов к регулируемым видам деятельности, наличие подтверждения проведения конкурсных или иных конкурентных процедур при заключении договоров, анализ рыночных цен, анализ показателей бухгалтерской и статистической отчетности.
Согласно пункту 1 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123 (далее - Правила отмены), основанием для отмены решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов является превышение им полномочий, установленных нормативными правовыми актами в сфере ценообразования в области электроэнергетики.
При этом, под превышением полномочий органом регулирования следует понимать любое нарушение нормативных правовых актов, регулирующих порядок и процедуру установления регулируемых цен (тарифов).
Правилами отмены предусмотрено, что Федеральная антимонопольная служба является органом, уполномоченным отменять решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятые с превышением их полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике и в сфере теплоснабжения, а также принятые ими с нарушением законодательства Российской Федерации решения об утверждении тарифов в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также тарифов в области газоснабжения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктами 4 и 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, приказываю:
1. Признать Региональную энергетическую комиссию Свердловской области нарушившей положения пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, пунктов 7, 28, 29, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, пункта 9 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными Приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э.
2. Отменить с 01.01.2019 пункт 4 Раздела 1 (Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, расположенными на территории Свердловской области, на 2017-2021 годы), пункт 4 Приложения N 1 (НВВ сетевых организаций, расположенных на территории Свердловской области, на долгосрочный период регулирования на 2017-2021 годы (без учета оплаты потерь), пункт 4 Приложения N 2 (Долгосрочные параметры регулирования на 2017-2021 годы для территориальных сетевых организаций, расположенных на территории Свердловской области, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций) Постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 23.12.2016 N 224-ПК "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, расположенными на территории Свердловской области, на 2017-2021 годы".
3. Региональной энергетической комиссии Свердловской области в срок до 01.01.2019 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, а именно провести и отразить в экспертном заключении анализ экономической обоснованности включения в состав НВВ ООО "Энергоплюс" расходов (в том числе подробный расчет со ссылкой на обосновывающие документы и материалы, принятые в расчет конечных сумм) за 2016-2018 года по статьям: "Подконтрольные расходы" (2017 г.): "Неподконтрольные расходы"; "Корректировка необходимой валовой выручки", а также провести анализ экономической обоснованности фактических затрат прошедших периодов регулирования, (в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э, а также провести анализ исходных данных для расчета вышеуказанных корректировок).
4. С учетом исполнения пункта 3 настоящего приказа исключить из состава НВВ ООО "Энергоплюс" экономически не обоснованные и не подтвержденные документально расходы на 2019 год.
5. Региональной энергетической комиссии Свердловской области не позднее 01.01.2019 принять и ввести в действие решение об установлении долгосрочных параметров, тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отношении ООО "Энергоплюс" с учетом пунктов 3-4 настоящего приказа.
6. Региональной энергетической комиссии Свердловской области с учетом исполнения пункта 5 настоящего приказа пересмотреть единые котловые тарифы на территории Свердловской области.
7. Об исполнении настоящего приказа Региональной энергетической комиссии Свердловской области в течение 10 рабочих дней с даты принятия решения, предусмотренного пунктами 3-6 настоящего приказа, проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений Региональной энергетической комиссии Свердловской области, принятие которых предписано пунктами 3-6 настоящего приказа;
- протокола (протоколов) заседания правления (коллегии) Региональной энергетической комиссии Свердловской области, на котором (которых) принимались вышеуказанные решения;
- экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения настоящего приказа.
8. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
Временно исполняющий |
С.А. Пузыревский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2018 г. N 1585/18 "Об отмене постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области для ООО "Энергоплюс"
Текст приказа официально опубликован не был