ФАС России была проведена плановая выездная документарная проверка Региональной энергетической комиссии Свердловской области (Приказ ФАС России от 20.03.2018 N 340/18, Акт от 23.05.2018 N 57), по результатам проведения которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, допущенные Региональной энергетической комиссией Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области, орган регулирования) при установлении тарифов на передачу электрической энергии в отношении АО "Екатеринбургская электросетевая компания" на 2016, 2017, 2018 гг.
Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, предусмотренные законодательством Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования N 1178) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила N 1178).
В соответствии с п. 23 Правил N 1178 экспертное заключение должно содержать:
1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;
3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;
4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;
5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;
6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;
7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
ФАС России отмечает, что представленные в рамках проведения проверки экспертные заключения РЭК Свердловской области не соответствуют требованиям пункта 23 Правил N 1178.
Так, в представленных экспертных заключениях по ряду статей расходов, заявленных организацией, не отражен анализ их экономической обоснованности со ссылкой на обосновывающие материалы и документы, в этой связи установить экономически обоснованный уровень расходов не представляется возможным.
Подконтрольные расходы (2015 г.)
В соответствии с п. 38 Основ ценообразования N 1178 базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов.
Необходимо отметить, что на момент установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и долгосрочных параметров регулирования на 2015 год методические указания по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности с применением метода сравнения аналогов не были утверждены, таким образом, базовый уровень операционных расходов необходимо устанавливать методом экономически обоснованных расходов (затрат).
В соответствии с п. 15 Основ ценообразования N 1178 при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые цены (тарифы) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
В соответствии с п. 16 Основ ценообразования N 1178 определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Базовый уровень операционных расходов на 2015 год принят органом регулирования в сумме 1 003 293 тыс. руб.
В соответствии с п. 23 Правил N 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе, анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов.
ФАС России установлено, что органом регулирования в представленном экспертном заключении и обосновывающих материалах не представлен анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат в нарушение п. 23 Правил N 1178, а также анализ фактических затрат.
В том числе отсутствует ссылка на обосновывающие документы и материалы, которые были приняты органом регулирования при формировании величины затрат.
Для обоснования принятых подконтрольных расходов органу регулирования необходимо отразить в экспертном заключении анализ экономической обоснованности по статьям расходов с учетом требований Основ ценообразования N 1178.
Следовательно, при отсутствии обоснования при определении базового уровня операционных расходов в первом году (2015 год) долгосрочного периода регулирования (2015-2019 годы) не представляется возможным установить экономическую обоснованность подконтрольных расходов в 2016-2018 годах.
Таким образом, подконтрольные расходы в сумме 1 060 529,26 тыс. руб., 1 082 297,43 тыс. руб., 1 101 276,78 тыс. руб. на 2016, 2017 и 2018 годы соответственно приняты органом регулирования для АО "Екатеринбургская электросетевая компания" без необходимого экономического обоснования.
Неподконтрольные расходы
Неподконтрольные расходы приняты органом регулирования на 2016 год в сумме 1 514 283,37 тыс. руб., на 2017 год - 1 584 218,29 тыс. руб., на 2018 год - 1 920 509,63 тыс. руб.
Неподконтрольные расходы включают в себя расходы по следующим статьям: "Теплоэнергия на хозяйственные нужды", "Плата за аренду имущества", "Налоги", "Отчисления на социальные нужды", "Прочие подконтрольные расходы", "Налог на прибыль", "Выпадающие доходы (технологическое присоединение)", "Амортизация ОС".
ФАС России отмечает, что экспертные заключения на 2016-2018 годы также не содержат анализ экономической обоснованности принятых величин затрат по вышеперечисленным статьям со ссылками на обосновывающие материалы и документы в нарушение п. 23 Правил N 1178, также не представляется возможным определить на основании каких документов определены фактические расходы по вышеуказанным статьям.
Таким образом, расходы по статьям расходов, относящимся к неподконтрольным расходам, приняты на 2016-2018 годы без должного экономического обоснования, и подлежат дополнительному анализу.
Корректировки необходимой валовой выручки
В экспертных заключениях на 2016, 2017 и 2018 годы не отражен анализ исходных данных, необходимых для расчета корректировок в соответствии с формулами методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2012 N 98-э.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "постановлением Правительства Российской Федерации" имеется в виду "приказом Федеральной службы по тарифам"
На основании вышеизложенного, учтенные суммы корректировок на основе фактических данных на 2016, 2017 и 2018 годы приняты без необходимого экономического обоснования.
ФАС России отмечает, что из Экспертных заключений 2016-2018 гг. не представляется возможным сделать вывод, какие подтверждающие материалы, представленные регулируемой организацией орган регулирования принял при расчете регулируемых тарифов и на основании каких обосновывающих документов был произведен расчет тарифов.
Также ФАС России был сделан запрос от 16.08.2018 N МО/64546/18 в адрес РЭК Свердловской области о необходимости представления расчетов вышеуказанных затрат со ссылкой на обосновывающие документы и материалы.
ФАС России отмечает, что органом регулирования в ответ на указанный запрос, запрашиваемые расчеты не были представлены. В том числе не были представлены пояснения органа регулирования по обоснованности учета расходов АО "Екатеринбургская электросетевая компания" в составе тарифов на 2015-2018 гг.
На основании вышеизложенного, учтенные суммы корректировок на основе фактических данных на 2016, 2017 и 2018 годы подлежат дополнительному экономическому обоснованию.
Проанализировав представленные органом регулирования сведения, ФАС России сделан вывод о том, что РЭК Свердловской области в нарушение действующего законодательства при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов (цен) в части установления тарифов для данной организации за основу расчётов принимает, а точнее основывается исключительно на данных, указанных в тарифной заявке регулируемой организации, осуществляющей регулируемую деятельность без анализа их экономической обоснованности.
Исходя из вышеизложенных доводов не представляется возможным определить: какие материалы тарифного дела орган регулирования принимал во внимание при установлении тарифов и какими руководствовался при принятии тех или иных величин, положенных в основу расчёта необходимой валовой выручки, а также объёмов услуг регулируемой организации.
Резюмируя вышеизложенное, исходя из сведений, представленных органом регулирования в качестве обоснования, ФАС России полагает, что тарифы установлены на необоснованном уровне.
Таким образом органу регулирования необходимо провести анализ фактических расходов, положенных в основу расчета цен (тарифов) с отражением относимости представленных в тарифной заявке документов к принятым в расчетах, а также представить расчет принятых органом регулирования величин (расходов, показателей в натуральном выражении) с расшифровкой первичных данных (сумм из которых принята указанная величина при расчете тарифов), со ссылкой на первичные документы (в том числе с указанием реквизитов) и положения нормативно-правовых актов.
В том числе органу регулирования необходимо проанализировать целесообразность отнесения фактических расходов к регулируемым видам деятельности, наличие подтверждения проведения конкурсных или иных конкурентных процедур при заключении договоров, анализ рыночных цен, анализ показателей бухгалтерской и статистической отчетности.
Согласно пункту 1 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123 (далее - Правила отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов), основанием для отмены решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов является превышение им полномочий, установленных нормативными правовыми актами в сфере ценообразования в области электроэнергетики.
При этом, под превышением полномочий органом регулирования следует понимать любое нарушение нормативных правовых актов, регулирующих порядок и процедуру установления регулируемых цен (тарифов).
Правилами отмены предусмотрено, что Федеральная антимонопольная служба является органом, уполномоченным отменять решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятые с превышением их полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике и в сфере теплоснабжения, а также принятые ими с нарушением законодательства Российской Федерации решения об утверждении тарифов в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также тарифов в области газоснабжения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктами 4, 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, приказываю:
1. Признать Региональную энергетическую комиссию Свердловской области нарушившей положения п. 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, п. 15, 16, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных Приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э.
2. Отменить с 01.01.2019 г. п. 1 Раздела 1 (индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, расположенными на территории Свердловской области), п. 1 Приложения N 1 (НВВ сетевых организаций, расположенных на территории Свердловской области, на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь), п. 1 Приложения N 2 (Долгосрочные параметры регулирования территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций) Постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 24.12.2014 N 256-ПК "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, расположенными на территории Свердловской области".
3. Региональной энергетической комиссии Свердловской области в срок до 01.01.2019 г. устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, а именно провести и отразить в экспертном заключении анализ экономической обоснованности включения в состав НВВ АО "Екатеринбургская электросетевая компания" подконтрольных расходов 2015 г. и неподконтрольных расходов 2016-2018 гг., а также провести анализ экономической обоснованности фактических затрат прошедших периодов регулирования (в том числе подробный расчет со ссылкой на обосновывающие документы и материалы, принятые в расчет конечных сумм).
4. С учетом исполнения п. 3 настоящего приказа исключить из состава НВВ АО "Екатеринбургская электросетевая компания" экономически необоснованные и не подтвержденные документально расходы на 2019 год.
5. Региональной энергетической комиссии Свердловской области не позднее 01.01.2019 г. принять и ввести в действие решение об установлении долгосрочных параметров, тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отношении АО "Екатеринбургская электросетевая компания" с учетом пунктов 3-4 настоящего приказа.
6. Региональной энергетической комиссии Свердловской области с учетом исполнения п. 5 настоящего приказа пересмотреть единые котловые тарифы на территории Свердловской области на 2019 г.
7. Об исполнении настоящего приказа Региональной энергетической комиссии Свердловской области в течение 10 рабочих дней с даты принятия решения, предусмотренного п. 3-6 настоящего приказа, проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решения Региональной энергетической комиссии Свердловской области, принятие которого предписано п. 3-6 настоящего приказа;
- протокола (протоколов) заседания правления (коллегии) Региональной энергетической комиссии Свердловской области, на котором (которых) принималось вышеуказанное решение;
- экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения настоящего приказа.
8. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
Временно исполняющий |
С.А. Пузыревский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2018 г. N 1587/18 "Об отмене решений Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении цен (тарифов) для АО "Екатеринбургская электросетевая компания"
Текст приказа официально опубликован не был