Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 17 сентября 2018 года (протокол N 142, пункт 77) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (далее - Комитет) рассмотрен проект федерального закона N 519340-7 "О внесении изменений в статью 26.3-3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части исключения необходимости проведения оценки регулирующего воздействия отдельных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации) (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы Б.М. Гладких, Ю.Н. Березуцким, Е.В. Паниной, И.В. Медведевым, А.Ю. Брыксиным, А.Г. Кобилевым, В.В. Ивановым.
Представленным законопроектом предлагается внести изменение в статью 26.3-3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) дополнив перечень исключений проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, которые подлежат оценке регулирующего воздействия (далее - ОРВ), в частности, исключить необходимость проведения ОРВ для нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих, изменяющих или отменяющих подлежащие государственному регулированию цены (тарифы), торговые надбавки, наценки и размеры платы за продукцию, товары и услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также разработанных в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Комитет отмечает, что установление основ ценовой политики относится к исключительному ведению Российской Федерации (пункт "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ).
Как верно указывается в пояснительной записке к законопроекту, в силу части 5 статьи 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые по предметам совместного ведения, не могут противоречить федеральным законам, в связи с чем правоотношения в публичной сфере государственного регулирования цен (тарифов) регламентируются государством в целях соблюдения принципа баланса частного и публичного интересов.
Сфера тарифного регулирования регулируется государством в рамках реализации административно-публичных полномочий по установлению нормативных предписаний, подлежащих обязательному исполнению всеми участниками правоотношений, а федеральное законодательство в сфере государственного регулирования цен (тарифов) является специальным по отношению к общей норме статьи 26.3-3 Федерального закона N 184-ФЗ и содержит особый порядок принятия решений в системе государственного ценообразования без изъятий и оговорок.
В этой связи, проектируемая норма в части исключения из системы ОРВ нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере государственной политики ценообразования представляются целесообразными.
Вместе с тем необходимо отметить, что поскольку органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется регулирование тарифов в различных отраслях экономики и социальной сферы, включая сферы, где отсутствуют федеральные законы и принятые в соответствии с ними подзаконные правовые акты, детально регламентирующие процедуру установления тарифов (например, установление снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, регулирование тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси (пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) представляется возможным конкретизация сфер применения тарифов, в отношении которых возможно исключение из общего правила об обязательности проведения процедуры ОРВ.
Правоотношения, возникающие в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ).
Поскольку указанная деятельность требует принятия незамедлительных и безотлагательных мер, направленных в первую очередь на защиту жизни, здоровья и имущества граждан, проведение процедуры ОРВ нормативных правовых актов, принимаемых в период действия режимов чрезвычайных ситуаций, с учетом сроков её проведения (от 10 до 60 рабочих дней), не позволит субъектам Российской Федерации своевременно выполнить свои публичные функции и обязанности, возложенные на них законом, а также своевременно принять все возможные меры для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, что обусловливает возможность исключения проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в данной сфере из системы ОРВ.
Кроме того, представляется возможным в перспективе рассмотреть соответствующее исключение из системы ОРВ проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации:
- содержащие сведения, составляющие государственную тайну c учетом того, что данные сведения являются засекреченной категорией;
- проекты административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и предоставления государственных услуг, которые в основном содержат процессуальные нормы, не устанавливают новые и не изменяют ранее предусмотренные правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также не устанавливают, не изменяют и не отменяют ранее установленную ответственность за нарушение правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Вместе с тем, представляется целесообразным внести корреспондирующие изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также скорректировать юридическую технику законопроекта в соответствии со структурой и логикой статьи 26.3-3 Федерального закона N 184-ФЗ.
С учетом изложенного Комитет поддерживает концепцию данного законопроекта с учетом замечаний и предложений и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.