Апелляционное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 13 ноября 2018 г. N 5-АПУ18-77
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующей судьи Шмотиковой С.А.,
судей Дубовика Н.П. и Ситникова Ю.В.,
при секретаре Стрелковой А.А.,
с участием прокурора Филипповой Е. С.,
а также Хужаева Т.Н. в режиме видеоконференц-связи,
адвоката Романова С.В.,
переводчика X.
рассмотрела в судебном заседании материалы по апелляционной жалобе Хужаева Т.Н. на постановление Московского городского суда от 1 октября 2018 года, которым оставлена без удовлетворения его жалоба на постановление заместителя Генерального прокурора РФ от 12 сентября 2018 года.
Заслушав доклад судьи Шмотиковой С.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения Хужаева Т.Н. и выступление адвоката Романова С.В., поддержавших доводы жалобы, мнение прокурора Филипповой Е.С. об оставлении постановления без изменения, Судебная коллегия установила:
постановлением Московского городского суда от 1 октября 2018 года признано законным и обоснованным решение заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 12 сентября 2018 года о выдаче
Хужаева Тоджиддина Назаралиевича, ...,
компетентным органам Республики Таджикистан для привлечения к уголовной ответственности по п. "б" ч. 4 ст. 247 Уголовного кодекса Республики Таджикистан, а жалоба Хужаева Т.Н. на данное решение прокурора оставлена без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Хужаев не согласен с решением заместителя Генерального прокурора РФ о его выдаче, полагает, что экстрадиционная проверка проведена поверхностно, указывает на невиновность в совершении преступления и на несоответствие в постановлениях о привлечении в качестве обвиняемого, о его аресте и запросе прокурора о выдаче в указаниях сумм причиненного ущерба.
Считает, что суд 1 инстанции при рассмотрении жалобы оставил без должного внимания данные обстоятельства. Просит отменить состоявшиеся решения о его выдаче.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, выслушав стороны, Судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Проверка законности и обоснованности принятого заместителем Генерального прокурора РФ решения о выдаче Хужаева правоохранительным органам Республики Таджикистан проведена судом полно, всесторонне и объективно.
Согласно ч. 1 ст. 462 УПК РФ Российская Федерация в соответствии с международным договором или на основе принципа взаимности может выдать иностранному государству иностранного гражданина, находящегося на территории Российской Федерации, для уголовного преследования за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по уголовному закону Российской Федерации и законам иностранного государства, направившего запрос о выдаче лица.
Как следует из постановления заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 12 сентября 2018 года, основанного на материалах, поступивших из компетентных органов Республики Таджикистан, органами следствия этого государства Хужаев обвиняется в совершении в 2014 году преступления, предусмотренного п. "б" ч. 4 ст. 247 УК Республики Таджикистан.
Ответственность за указанные действия предусмотрена также российским уголовным законодательством и соответствует ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору, совершенное в особо крупном размере, повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение), санкция которой предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года.
Сроки давности привлечения к уголовной ответственности Хужаева по законодательству Российской Федерации и Республики Таджикистан не истекли. За деяния, в совершении которых он обвиняется, Хужаев на территории Российской Федерации к уголовной ответственности не привлекается, не привлекался и не был за это осужден.
Хужаев является гражданином Республики Таджикистан, по вопросу приобретения гражданства, предоставления ему статуса беженца в установленном законом порядке в компетентные органы России не обращался, что подтверждено соответствующими документами и показаниями самого Хужаева. Из его объяснений следует, что территорию Республики Таджикистан он покинул добровольно, с целью трудоустройства, политической и общественной деятельностью не занимался, по политическим убеждениям, по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе в своей стране не преследовался.
Согласно представленным запрашивающей стороной материалам, в том числе, постановлениям следователя от 16 июня 2017 года о возбуждении уголовного дела в отношении Хужаева, о привлечении его в качестве обвиняемого и об объявлении его в розыск от 20 июня 2017 года, постановления национального суда от 30.06.2017 года об избрании в отношении обвиняемого Хужаева меры пресечения в виде заключения под стражу, уголовное преследование Хужаева правоохранительными органами Республики Таджикистан связано с обвинением его в совершении уголовно наказуемого преступления, не имеет политических мотивов и не носит дискриминационный характер.
Материалы по вопросу выдачи Хужаева представлены государством-инициатором в необходимом объеме. Запрос о выдаче и приложенные к нему документы по форме и содержанию соответствуют положениям ст. 12 "Европейской конвенции о выдаче" от 13 декабря 1957 года, ст. 58 Конвенции "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" от 22 января 1993 года, ст.ст. 460, 462 УПК РФ.
Каких-либо обстоятельств, предусмотренных ст. 464 УПК РФ и положениями Конвенции от 22 января 1993 года, которые бы препятствовали выдаче Хужаева Республике Таджикистан для уголовного преследования, судом не установлено.
Правоохранительными органами Республики Таджикистан представлены письменные гарантии соблюдения его прав, предусмотренные п. 3 ч. 3 ст. 462 УПК РФ, соответствующие нормам международного права, которые учитывались судом при вынесении постановления. Оснований не доверять должностным лицам в части предоставления от имени государства гарантий, у суда не имелось.
Решение об экстрадиции принято уполномоченным лицом в полном соответствии с уголовно-процессуальным законодательством и международными договорами Российской Федерации.
В силу ч. 6 ст. 463 УПК РФ в ходе рассмотрения вопроса об экстрадиции суд обоснованно не обсуждал вопросы, касающиеся фактических обстоятельств совершения деяния и виновности в нем Хужаева, правильно ограничившись лишь проверкой соответствия решения о выдаче данного лица законодательству и международным договорам Российской Федерации, в связи с чем утверждение Хужаева в апелляционной жалобе о непричастности к совершению преступления, не может являться предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Доводы Хужаева на наличии противоречий в указании размера причиненного в результате мошеннических действий ущерба противоречат представленным материалам.
Оценив совокупность исследованных материалов, суд пришел к правильному выводу о том, что решение о выдаче Хужаева принято с соблюдением установленного порядка, в связи с чем, его жалоба на постановление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 12 сентября 2018 года обоснованно оставлена без удовлетворения.
Постановление суда соответствует требования уголовно-процессуального закона, оснований для его отмены или изменения не усматривается.
Руководствуясь статьями 389.13, 389.20, 389.28, 462-464 УПК РФ, Судебная коллегия определила:
постановление Московского городского суда от 1 октября 2018 года в отношении Хужаева Тоджиддина Назаралиевича оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Шмотикова С.А. |
Судьи |
Дубовик Н.П. |
|
Ситников Ю.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 13 ноября 2018 г. N 5-АПУ18-77
Текст определения официально опубликован не был