Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 31 октября 2018 г. N 5-АПГ18-110
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Зинченко И.И.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы на решение Московского городского суда от 6 августа 2018 года, которым удовлетворён административный иск публичного акционерного общества "Московская объединённая электросетевая компания" о признании недействующими пунктов 3969, 20391, 13159, 21041, 18742, 18296 Перечня объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Правительства Москвы Борисовой К.И, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя публичного акционерного общества "Московская объединённая электросетевая компания" Богадеева А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, утверждён перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1).
Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП приложение 1 к постановлению изложено в новой редакции, действующей с 1 января 2018 года.
В указанный Перечень на 2018 год включены здания трансформаторных подстанций со следующими кадастровыми номерами:
77:09:0003012:1161, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Коптевская, д 69Б, стр. 2 (пункт 21041);
77:07:0015002:7453, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Попутная, д. 6, стр. 1 (пункт 18742);
77:07:0012006:4962, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Рябиновая, д. 55, стр. 34 (пункт 18296);
77:01:0003050:3779, расположенное по адресу: г. Москва, пер. Грохольский, д. 31, стр. 7 (пункт 3969);
77:09:0001024:1561, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Михайловская, дом 63Б, стр. 6 (пункт 20391);
77:04:0004020:2112, расположенное по адресу: г. Москва, МКАД 14 км, 2 лит. С (пункт 13159).
Публичное акционерное общество "Московская объединенная электросетевая компания" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 3969, 20391, 13159, 21041, 18742, 18296 Перечня, ссылаясь на то, что является собственником указанных зданий трансформаторных подстанций, составляющих инфраструктуру энергетического предприятия и являющихся неотделимым компонентом единого производственного комплекса, которые не обладают предусмотренными статьёй 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" и статьёй 378 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Включение данных зданий в Перечень неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Решением Московского городского суда от 6 августа 2018 года административный иск удовлетворён.
В апелляционной жалобе Правительство Москвы просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (статьи 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" на основании статьи 372, пункта 2 статьи 375 и статьи 378 Налогового кодекса Российской Федерации установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
К объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, в частности, административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казённых учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешённого использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешённого использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (пункт 1 статьи 1.1).
Как следует из пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административно-деловыми центрами и торговыми центрами (комплексами) признаются отдельно стоящие нежилые здания (строение, сооружение), помещения в которых принадлежат одному или нескольким собственникам и которые отвечают хотя бы одному из условий, содержащихся в указанных пунктах. Одним из таких условий является расположение здания (строения, сооружения) на земельном участке с определённым видом разрешённого использования. В случае если вид разрешённого использования земельного участка, на котором располагается объект недвижимости, предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, то для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации такой объект признаётся административно-деловым центром, если же предусматривается размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, то такой объект считается торговым центром (комплексом).
Порядок установления вида разрешённого использования земельного участка применительно к городу Москве установлен постановлением Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учёт земельных участков в городе Москве", пунктом 3.2 которого предусмотрено, что разрешённое использование земельного участка указывается в соответствии с классификатором видов разрешённого использования земельных участков, утверждённым приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
Размещение объектов капитального строительства в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами (в частности, размещение трансформаторных подстанций) отнесено названным классификатором к виду разрешённого использования земельного участка "коммунальное обслуживание" (код 3.1).
Как видно из материалов дела, ПАО "МОЭСК" на праве собственности принадлежат здания трансформаторных подстанций, расположенные на земельных участках со следующими видами разрешённого использования:
- здание с кадастровым номером 77:09:0003012:1161 - "эксплуатация зданий и сооружений по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей - 0,7240 га, для складских целей - 1,2663 га";
- здание с кадастровым номером 77:07:0015002:7453 - "объекты размещения организаций общественного питания";
- здание с кадастровым номером 77:07:0012006:4962 - "объекты размещения предприятий по стирке, чистке, крашению, иной обработке бытовых изделий из ткани, кожи, меха и других материалов; объекты размещения складских предприятий";
- здание с кадастровым номером 77:01:0003050:3779 - "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий";
- здание с кадастровым номером 77:09:0001024:1561 - "строительство оптово-розничного рынка и его дальнейшая эксплуатация";
- здание с кадастровым номером 77:04:0004020:2112 - "обслуживание автотранспорта, деловое управление".
Судом установлено, что перечисленные выше здания трансформаторных подстанций включены Правительством Москвы в Перечень по единственному критерию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 3 и подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций", - по виду разрешённого использования земельных участков, на которых расположены здания, принадлежащие административному истцу.
Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" трансформаторные подстанции отнесены к объектам электросетевого хозяйства (статья 3).
Трансформаторная подстанция представляет собой электрическую подстанцию, предназначенную для преобразования электрической энергии одного напряжения в энергию другого напряжения с помощью трансформаторов (ГОСТ 24291-90 "Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения").
Как следует из Устава публичного акционерного общества "Московская объединённая электросетевая компания", основным видом деятельности общества являются технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии к электрическим сетям и передача электрической энергии.
Удовлетворяя административный иск, суд правильно указал на то, что здания трансформаторных подстанций относятся к объектам электросетевого хозяйства и размещение в них офисов, объектов торговли, общественного питания и (или) бытового обслуживания прямо запрещено действующим законодательством Российской Федерации.
Несмотря на то что формально виды разрешённого использования земельных участков, на которых расположены здания административного истца, предусматривают возможность размещения на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, необходимо учитывать, что в Перечень по своей цели и смыслу включаются такие здания (строения, сооружения), которые используются или могут быть использованы в целях делового, административного или коммерческого назначения либо в целях размещения объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. То есть это такие объекты недвижимости, которые с экономической точки зрения в процессе их самостоятельной эксплуатации способны обеспечивать их владельцу извлечение дохода и принесение прибыли, и именно поэтому налогообложение таких объектов регулируется законодателем в специально установленном порядке.
По смыслу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" само по себе здание трансформаторной подстанции не отвечает признакам административно-делового и (или) торгового центра. Трансформаторная подстанция не является объектом недвижимости и налогообложения, в отношении которого при действующем правовом регулировании допустимо использовать его кадастровую стоимость для последующего определения размера налоговой базы, поскольку с экономической точки зрения такой объект недвижимости не приносит самостоятельного дохода и его использование возможно исключительно по функциональному назначению.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Московского городского суда от 6 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Зинченко И.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 31 октября 2018 г. N 5-АПГ18-110
Текст определения официально опубликован не был