Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 31 октября 2018 г. N 46-АПГ18-21
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ г. Тольятти", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 3" г.о. Тольятти, общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление 26-го квартала", акционерного общества управляющей компании "Жилстройэксплуатация", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 1 жилищно-коммунального хозяйства", общества с ограниченной ответственностью "МАИ+ЗН", общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "ЖИЛОЙ ДОМ+", общества с ограниченной ответственностью "УК ЖКХ" о признании не действующим в части приказа министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 16 мая 2017 г. N 121 "Об установлении нормативов потребления холодной (горячей) воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, о внесении изменений в отдельные приказы министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и признании утратившими силу отдельных приказов министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области"
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ г. Тольятти", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 3" г.о. Тольятти, общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление 26-го квартала", акционерного общества управляющей компании "Жилстройэксплуатация", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 1 жилищно-коммунального хозяйства", общества с ограниченной ответственностью "МАИ+ЗН", общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "ЖИЛОЙ ДОМ+", общества с ограниченной ответственностью "УК ЖКХ" на решение Самарского областного суда от 1 июня 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ г. Тольятти", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 3" г.о. Тольятти, общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление 26-го квартала", акционерного общества управляющей компании "Жилстройэксплуатация", общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "ЖИЛОЙ ДОМ+", общества с ограниченной ответственностью "УК ЖКХ" Абросимова М.А. Анисимова Д.И., Грачева А.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области Никитиной О.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее также - Министерство, орган регулирования) от 16 мая 2017 г. N 121 "Об установлении нормативов потребления холодной (горячей) воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, о внесении изменений в отдельные приказы министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и признании утратившими силу отдельных приказов министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области" (далее также - Приказ N 121) установлены нормативы потребления холодной (горячей) воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме согласно приложению 1.
В соответствии с пунктом 2 Приказа N 121 указанные нормативы определены с применением расчетного метода.
Пунктом 2.1 Приказа N 121 установлено, что норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме равен сумме норматива потребления холодной воды и норматива потребления горячей воды.
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Департамент ЖКХ г. Тольятти", ООО "Управляющая компания N 3" г.о. Тольятти, ООО "Жилищно-эксплуатационное управление 26-го квартала", акционерное общество (далее - АО) управляющая компания "Жилстройэксплуатация", ООО "Управляющая компания N 1 жилищно-коммунального хозяйства", ООО "МАИ+ЗН", ООО управляющая компания "ЖИЛОЙ ДОМ+", ООО "УК ЖКХ", осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами на территории городского округа Тольятти, обратились в Самарский областной суд с уточненным административным исковым заявлением о признании не действующим приложения 1 "Нормативы потребления холодной (горячей) воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" к Приказу N 121.
В обоснование требований административные истцы указали на несоответствие оспариваемых положений Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее также - Правила N 306).
Решением Самарского областного суда от 1 июня 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административные истцы, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, просят решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об удовлетворении требований. В обоснование указывают на неверное распределение судом бремени доказывания. Министерство должно было предоставить в материалы административного дела все необходимые экономические и статистические сведения, на основании которых были установлены оспариваемые нормативы, с соответствующим их документальным подтверждением. Однако материалы административного дела таких доказательств не содержат. Обращают внимание, что данные, необходимые для расчета нормативов, запрашивались Министерством у органов местного самоуправления, а не у управляющих организаций. При этом судом оставлено без внимания, что в сведениях, которые представлялись в материалы дела административными истцами и административным ответчиком, имеются расхождения между данными о площадях и численности жителей по конкретным многоквартирным домам.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, и министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - ЖК РФ), федеральными законами и федеральными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними. С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правила N 306 определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию.
Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил N 306).
Согласно Положению о министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, утвержденному постановлением Правительства Самарской области от 13 июля 2011 г. N 337, Министерство является исполнительным органом государственной власти Самарской области, осуществляющим государственную политику в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги организаций коммунального комплекса, газ, электрическую и тепловую энергию.
Административные истцы осуществляют управление многоквартирными домами на территории городского округа Тольятти на основании выданных Государственной жилищной инспекцией Самарской области лицензий.
Приказом N 121 с 1 июня 2017 г. установлены нормативы потребления холодной (горячей) воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме согласно приложению 1.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, оспариваемый в части Приказ N 121 принят уполномоченным органом, в установленной форме, официально опубликован, и по этим основаниям не оспаривается; действует в редакции изменений, внесенных приказом Министерства от 28 июня 2017 г. N 180 "О внесении изменений в приказ министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 16.05.2017 N 121 "Об установлении нормативов потребления холодной (горячей) воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, о внесении изменений в отдельные приказы министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и признании утратившими силу отдельных приказов министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области".
Разрешая административное дело, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в оспариваемой части Приказ N 121 не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, оспариваемые нормативы рассчитаны по формулам в полном соответствии с положениями Правил N 306, права административных истцов не нарушают, в связи с чем не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Данный вывод суда мотивирован, основан на анализе действующего законодательства и материалах дела, оснований для признания его неправильным не имеется.
В соответствии с подпунктом "л" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, содержание общего имущества включает в себя, помимо прочего, приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения.
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменены положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 ЖК РФ в части включения в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Указанные изменения согласно части 9 статьи 12 закона применяются с 1 января 2017 г.
Пунктом 2 Правил N 306 установлено, что норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме представляет собой определяемый в соответствии с данными правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных правилами предоставления коммунальных услуг, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к Правилам N 306.
В силу подпункта "а" пункта 4.1 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных ресурсов в отношении холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома - этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая), вид системы горячего водоснабжения, оснащенность в местах общего пользования водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием.
Как следует из содержания Формы для установления нормативов потребления холодной (горячей) воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (таблица 2 приложения N 2 к Правилам), при определении указанных нормативов также учитываются следующие конструктивные и технические параметры жилых помещений, их категории, дифференцированные: по этажности многоквартирных домов (от 1 до 5, от 6 до 9, от 10 до 16, более 16); по степени благоустройства многоквартирных домов: с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением; с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением; без водонагревателей с централизованным холодным водоснабжением и водоотведением, оборудованные раковинами, мойками и унитазами; с централизованным холодным водоснабжением без централизованного водоотведения.
Абзацем вторым пункта 11 Правил N 306 закреплено право уполномоченного органа субъекта Российской Федерации определять иные категории жилых помещений, имеющих конструктивные и технические параметры, отличные от тех, которые перечислены в приложении N 2 к Правилам N 306.
Как установлено судом первой инстанции, Приказом N 121 были дополнены категории многоквартирных домов для установления нормативов потребления холодной (горячей) воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, имеющих конструктивные и технические параметры и степень благоустройства, не предусмотренные приложением N 2 к Правилам N 306, а именно: многоквартирные дома с централизованным холодным водоснабжением, водоотведением и с нецентрализованным горячим водоснабжением, этажностью: от 1 до 5, от 6 до 9, от 10 до 16, более 16; дома, использующиеся в качестве общежитий.
При этом, устанавливая норматив потребления тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, категории многоквартирных домов были дополнительно продифференцированы административным ответчиком в зависимости от конструкции системы теплоснабжения:
открытая система теплоснабжения: тип А - система горячего водоснабжения с изолированными стояками, и тип Б - система горячего водоснабжения с неизолированными стояками;
закрытая система теплоснабжения: тип А - система горячего водоснабжения с изолированными стояками, и тип Б - система горячего водоснабжения с неизолированными стояками.
С 1 января 2017 г. согласно пунктам 13, 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются с применением расчетного метода с использованием формул согласно приложению N 1 "Формулы, используемые для определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" к Правилам N 306.
Формула расчета норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению и норматива потребления горячей воды на общедомовые нужды (формула 26) приведена в пункте 27 приложения N 1 к Правилам N 306, в котором также содержится определение понятия общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению при применении расчетного метода, определяется по формуле 23.1 приведенной в пункте 24.1 приложения N 1 к Правилам N 306.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяются в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса.
При выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме используются следующие показатели: в отношении холодной воды - куб. метр на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; в отношении горячей воды - куб. метр холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или куб. метр горячей воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (подпункты "а", "б" пункта 7.1 Правил N 306).
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемые нормативы потребления холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также нормативы потребления тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, приведенные в приложении N 1 к Приказу N 121, определены с применением расчетного метода с использованием соответствующих формул (26, 23.1) для каждой категории многоквартирных домов с дифференциацией по конструктивным и техническим параметрам, в том числе степени благоустройства, климатическим условиям, рассчитаны с учетом информации, предоставленной Министерству органами местного самоуправления, в отношении: общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах; численности жителей, проживающих в многоквартирных домах, в отношении которых устанавливаются нормативы потребления; характеристик систем теплоснабжения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что сведения для расчетов оспариваемых нормативов (общая площадь помещений, численность жителей, характеристики систем теплоснабжения и др.) запрашивались Министерством у органов местного самоуправления, а не управляющих организаций, о нарушении Министерством требований действующего законодательства не свидетельствуют.
Правилами N 306 источник получения уполномоченным органом названных сведений, необходимых для установления нормативов потребления холодной (горячей) воды в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, не определен.
Исходя из положений статей 161, 165 ЖК РФ, главы 3 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", условия для управления многоквартирными домами создают органы местного самоуправления.
В связи с этим направление Министерством запросов и получение необходимых сведений для проведения расчетов у администраций городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений Самарской области является правомерным.
При установлении нормативов Министерством использованы сведения, предоставленные органами местного самоуправления в порядке исполнения запроса Министерства в формате приложенной к запросу таблицы, с указанием источников информации, полученной последними от ресурсоснабжающих и управляющих организаций, в том числе и от административных истцов, что подтверждается материалами административного дела.
Приводимые административными истцами в апелляционной жалобе доводы о неподтвержденности правильности исчисления Министерством оспариваемых нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества многоквартирного дома проверялись судом первой инстанции во взаимосвязи с представленными в материалы административного дела доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ и не нашли своего подтверждения.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что оспариваемые положения Правилам N 306 не противоречат, а доводы административных истцов о заниженном размере установленных нормативов относительно произведенного ими расчета исключительно для многоквартирных домов, находящихся в их непосредственном управлении, требованиям Правил N 306 не отвечают, в связи с чем основанием для признания оспариваемых нормативов недействующими не являются.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Основания для отмены решения суда первой инстанции, в том числе те, на которые ссылаются административные истцы, в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Самарского областного суда от 1 июня 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ г. Тольятти", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 3" г.о. Тольятти, общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление 26-го квартала", акционерного общества управляющей компании "Жилстройэксплуатация", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 1 жилищно-коммунального хозяйства", общества с ограниченной ответственностью "МАИ+ЗН", общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "ЖИЛОЙ ДОМ+", общества с ограниченной ответственностью "УК ЖКХ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 31 октября 2018 г. N 46-АПГ18-21
Текст определения официально опубликован не был