Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку
на проект федерального закона N 557177-7 "О внесении изменений в статью 67 Федерального закона "Об исполнительном производстве", внесенный депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, Я.Е. Ниловым, В.Е. Деньгиным, Б.Р. Пайкиным, А.Н. Свинцовым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рассмотрел в части своей компетенции проект федерального закона N 557177-7 "О внесении изменений в статью 67 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, Я.Е. Ниловым, В.Е. Деньгиным, Б.Р. Пайкиным, А.Н. Свинцовым, и отмечает следующее.
Законопроект направлен на увеличение установленных Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) пороговых значений суммы задолженности, при которых судебный пристав-исполнитель вправе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.
В случае не исполнения требований, когда сумма задолженности составляет 30 000 рублей и более, законопроектом предлагается увеличить такой показатель до 60 000 рублей и более.
В случае, когда речь идет о неисполнении должником по истечении двух месяцев со дня окончания срока добровольного исполнения требований по уплате долга, пороговый показатель в 10 000 рублей законопроектом предлагается повысить до 20 000 рублей.1
В пояснительной записке предлагаемые изменения обосновываются сложившейся экономической ситуацией и снижением покупательной способности национальной валюты. Кроме того, указывается, что "в список невыездных может быть включено огромное количество вполне добропорядочных граждан, по каким-либо причинам не живущих по месту прописки и не получивших своевременно копии постановлений по делу об административном правонарушении".
Комитет полагает, что при дальнейшей работе над законопроектом необходимо иметь в виду следующие обстоятельства.
1. Положения законопроекта касаются наиболее распространенных видов требований, связанных с задолженностями по займам (кредитам), штрафам за нарушение ПДД, услугам ЖКХ и налогам. Подчеркиваем, что речь идет о требованиях, не исполненных в установленный для добровольного исполнения срок2, а, следовательно, речь идет о совершении публично-правового правонарушения, которое предполагает наложение штрафной санкции в виде исполнительского сбора3.
2. Отмечаем, что существующий уровень цифровизации в работе государственных органов, а также предоставлении коммунальных услуг, взимании налогов и предоставлении финансовых услуг, позволяет гражданину в срок исполнять свои обязательства.
Например, граждане могут узнавать о своих штрафах на сайте ГИБДД МВД России, где также имеется возможность для их уплаты через платежные интернет-системы. Кроме того, информация о штрафах доступна на Едином портале государственных услуг, причем зарегистрированные пользователи могут получать ее через SMS-сообщения.
3. Также обращаем внимание, что согласно части 1.3 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен 20-дневный срок для уплаты штрафа в размере половины суммы наложенного административного штрафа.
При этом согласно проекту федерального закона N 481353-7 "О внесении изменений в статьи 31.8 и 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (внесен Правительством Российской Федерации; принят в первом чтении) срок для льготной оплаты может быть восстановлен, по ходатайству нарушителя даже в случае, когда копия постановления о назначении штрафа пришла заказным письмом после того, как истек указанный срок.
В связи с этим Комитет считает, что действующее правовое регулирование, а также уровень развития цифровых сервисов при предоставлении публичных и финансовых услуг, позволяет гражданину при должной степени добросовестности и осмотрительности не стать должником, к которому будет допустимо применение временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации.
Полагаем, что реализация положений законопроекта содержит в себе риски снижения исполнительской дисциплины, и может стать фактором, способствующим увеличению просроченной задолженности граждан.
С учетом вышеизложенного Комитет Государственной Думы по финансовому рынку не поддерживает концепцию законопроекта.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
------------------------------
1 Положения законопроекта не касаются требований о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением. По таким требованиям выезд за пределы Российской Федерации ограничивается, когда задолженность превышает 10 000 рублей (пункт 1 части 1 статьи 67 Федерального закона N 229-ФЗ).
2 Часть 12 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ.
3 Статья 112 Федерального закона N 229-ФЗ; пункт 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.