Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(справочное)
Структура управления SOA
В настоящем приложении приведено краткое изложение ИСО/МЭК 17998, определяющего структуру управления SOA. Данное приложение задает контекст тем читателям, которым требуется более глубокое понимание руководства SOA, руководства службой и режима руководства SOA.
Руководство SOA должно рассматриваться как приложение руководства бизнесом, руководства информационными технологиями и руководства предприятием к SOA. Фактически руководство SOA расширяет возможности руководства информационными технологиями и предприятием, обеспечивая те преимущества, которые приветствуются в SOA. Это подразумевает руководство не только аспектами выполнения SOA, но также и действиями стратегического планирования. Многие организации имеют режим руководства для своих ИТ-отделов, охватывающий финансирование проекта, разработку и техобслуживание. Их можно определять средствами одной из формализованных стандартизованных структур управления ИТ, таких как COBIT, ITIL и т.д., или средствами внутренней структуры управления, которая создавалась в течение долгого времени.
Руководство архитектурой предприятия (руководство ЕА) является практикой и парадигмой, посредством которой управляются архитектура предприятия и другие архитектуры на уровне предприятия (см. [16]).
Руководство информационными технологиями (руководство ИТ) - это система, с использованием которой осуществляется руководство и контроль за существующим и будущим использованием ИТ. Корпоративное руководство ИТ включает оценку и задание направления для использования ИТ, для поддержания работы организации и мониторинга этого использования с целью достижения поставленных задач. Это включает стратегию и политики использования ИТ в организации (см. ИСО/МЭК 38500:2008, пункт 1.6.3).
Рисунок А.1 - Режим управления SOA
Управление бизнесом (корпоративное руководство) является набором процессов, традиций, политик, законов и институтов, влияющих на способ управления, администрирования и контроля организации.
Режим руководства для решений SOA включает руководство службами, а также руководство решением SOA в целом. Руководство применяется к:
a) процессам, включая руководство и руководимые процессы;
b) организационным структурам, включая роли и обязанности;
c) возможностям технологий, включая инструменты и инфраструктуру.
Структура управления SOA предоставляет возможность предприятиям определять и развертывать свои собственные сфокусированные и специализированные режимы руководства SOA на основе специфичных для предприятия факторов, таких как бизнес-модель, зрелость SOA и размер компании. Она описывает, какие решения должны быть приняты, кто должен их выполнять, каким образом они будут выполняться и отслеживаться, какая организация и инструменты будут их поддерживать. Здесь используется инкрементный подход для того, чтобы предприятия могли продолжать реализацию своих текущих требований SOA, выполняя свои долгосрочные стремления и цели SOA.
Чтобы определить изменения, необходимые для внедрения SOA в существующий режим управления, соответствующие действия управления должны быть отображены на деятельности, используемые в существующем режиме, и интегрированы в них. Несмотря на то, что невозможно найти два совершенно одинаковых режима руководства, стандарты руководства определяют наилучшие методы руководства и могут задать отправную точку для настройки решения SOA. Для разработки специализированного режима руководства SOA предприятия может быть определена и использована эталонная модель руководства SOA. Она должна включать в себя действия руководства, на которые влияет SOA, а именно:
- руководящие принципы - ряд руководящих принципов для поддержки процессов принятия решений при проектировании, развертывании и эксплуатации решения SOA и режима руководства SOA;
- процессы - объекты руководства, т.е. описания действий и процессов, которые являются объектами руководства SOA. Для аспектов планирования, проектирования и эксплуатации SOA определены четыре группы действий:
- управление портфелем решений SOA определяет, какие из решений SOA будут разрабатываться и сопровождаться;
- управление портфелем определяет, какие из решений SOA будут разрабатываться и сопровождаться;
- управление жизненным циклом решения SOA отвечает за разработку, эксплуатацию, модификацию и вывод из эксплуатации решений SOA. Это повышает требования к разработке служб, которые учитываются при управлении портфелем служб, и требования к изменениям служб, которые вызваны управлением жизненным циклом службы;
- управление жизненным циклом службы отвечает за разработку, эксплуатацию, модификацию и вывод из эксплуатации служб;
- руководство процессами - описания руководства процессами, которые управляют указанными действиями. Руководство процессами реализует намерения руководства организации. В целом данные процессы будут интегрированы в существующие процессы руководства предприятием без образования отдельного специального набора процессов SOA. Существуют следующие три типа управления процессами:
процесс соответствия гарантирует, что управляемые действия выполняются корректно. Для этого анализируются результаты руководства в контрольных точках;
процесс разрешений позволяет проекту или команде разработчиков решения получать исключения из требований процесса соответствия, в частности, в тех случаях, когда применение общей политики будет неуместным;
процесс коммуникаций нацелен на обучение людей, которые принимают участие в руководимых действиях, и передачу им знания архитектуры системы и режима руководства. Этот процесс включает в себя установку сред и инструментов для обеспечения легкого доступа к информации руководства и ее использованию;
- роли и обязанности - определяются через анализ категорий людей, вовлеченных в управляемые действия, и степени их ответственности за эти действия;
- артефакты - ряд артефактов, которые будут использоваться процессами руководства и которые должны своевременно обновляться и быть доступны для заинтересованных лиц;
- включение технологии - технология для разрешения и реализации процессов руководства. Рамки технологических возможностей могут варьироваться по своим возможностям от ручных процессов до сложного программного обеспечения. Иногда технология, используемая для реализации решений SOA, может быть использована для поддержания руководства им.
Для руководства решениями SOA требуется непрерывный процесс поддержания согласованности, нереалистично будет ожидать, что предприятие в единственном проекте станет определять и развертывать режим управления SOA всего предприятия, который соответствует ее долгосрочным стремлениям и целям SOA. Поэтому метод жизнеспособного управления SOA должен определять и развертывать режимы управления SOA постепенно, инкрементально. В данном методе за основу берется эталонная модель управления SOA, которая постепенно адаптируется для соответствия конкретному предприятию посредством множества поэтапных действий, что формирует цикл непрерывного совершенствования, определяя дорожную карту для развертывания управления. Это не одноразовое действие, а непрерывный процесс, в котором постоянно происходит измерение прогресса, периодически происходит коррекция курса и выполняются обновления. Такой метод должен включать следующие фазы:
a) планирование: идентифицирует требования для руководства SOA, рассматривает существующий режим руководства и определяет видение, область применения и стратегию предполагаемых будущих изменений;
b) определение: создает адаптированный режим руководства SOA на базе эталонной модели руководства SOA*, используя результаты фазы планирования. Затем анализируются различия между данным режимом и существующим режимом управления для создания планов перехода;
------------------------------
* См. http://www.opengroup.org/soa/source-book/gov/sgrm.htm.
c) реализация: реализует адаптированный режим управления SOA, созданный на фазе определения, чтобы построить режим руководства SOA для предприятия; по существу это выполнение планов перехода, созданных на фазе определения;
d) мониторинг: отслеживание эффективности режима управления SOA, построенного на фазе реализации, и проверка, соответствует ли данный режим намеченной цели. Мониторинг формирует требования для изменений, которые могут быть рассмотрены на следующем цикле метода жизнеспособности управления SOA.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.