Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "НБС-Сибирь" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Енисей" Федерального дорожного агентства" (далее - Аукционная комиссия) при проведении ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Енисей" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик), ООО "РТС-Тендер" (далее - Оператор электронной площадки), Аукционной комиссией электронного аукциона на право заключения государственного контракта выполнение работ по капитальному ремонту действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-257 "Енисей" Красноярск - Абакан - Кызыл - граница с Монголией на участке км 82+000 - км 115+000, Красноярский край (номер извещения - 0319100010318000214) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей неправомерное решение о признании заявки АО "Енисейавтодор" (далее - Победитель) соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.09.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 863 222 537 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 15.10.2018.
5) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 3 заявка от участника закупки;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участника закупки, все из которых признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе;
8) победителем Аукциона признано АО "Енисейавтодор" с минимальным предложением о цене контракта 1 695 532 508,58 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, Аукционной комиссией принято неправомерное решение неправомерное решение о признании заявки
Победителя соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно жалобе Заявителя, Победителем в составе заявки на участие в Аукционе представлено ненадлежащее решение об одобрении крупной сделки, а также не представлены документы, подтверждающие опыт участника в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99).
В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
Частью 1 статьи 79 федерального закона Российской Федерации от 26.12.1995 N 208 "Об акционерных обществах" установлено, что на совершение крупной сделки акционерным обществом должно быть получено согласие совета директоров (наблюдательного совета) общества или общего собрания акционеров в соответствии с статьей 79 закона "Об акционерных обществах".
На заседании Комиссии установлено, что в составе заявки Победителя представлен протокол от 01.10.2018 N 8 о принятии решения советом директоров АО "Енисейавтодор" об одобрении совершения крупной сделки, составленный при участии членов совета директоров и подписанный председателем совета директоров Николаевым Ф.А., что, по мнению Комиссии не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, при этом Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, однозначно подтверждающих иное.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства N 99.
Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложениями N 1 и N 2 к Постановлению N 99.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию к перечню дополнительных требований, установленных Постановлением N 99, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Также пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке
В документации об Аукционе к участникам закупки установлены дополнительные требования в соответствии с Постановлением N 99.
На заседании Комиссии установлено, что в составе заявки Победителя в качестве подтверждения опыта в соответствии с Постановлением Правительства N 99 представлен государственный контракт от 07.10.2015 N 7-15/КРД, заключенный между АО "Мариинскавтодор" и ФКУ "Дальуправтодор" на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги А-375 "Восток" Хабаровск - Красный ЯР - Ариадное - Чугуевка - Находка на участке км 70+000 - км 90 + 000 (2 ПК 80+900- км 90+ 160) по цене 439 362 002 рубля, а также представлены копии актов выполненных работ и документы, подтверждающие оплаты выполненных работ.
В соответствии с частью 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц, представленного в составе заявки победителя, АО "Енисейавтодор" (Победитель) создано путем преобразования, в том числе, таких юридических лиц, как АО "Мариинскавтодор", и является правопреемником по правам и обязательствам соответствующих юридических лиц.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что сведения, подтверждающие опыт Победителя в соответствии с Постановлением Правительства N 99, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, при этом представителем Заявителем не представлено доказательств, однозначно подтверждающих иное, в связи с чем, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
При проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Согласно протоколу подведения итогов от 23.10.2018 N 0319100010318000214-2-1 заявка Заявителя признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что Заявителем в составе заявки на участие в Аукционе в качестве подтверждения опыта в соответствии с Постановлением Правительства N 99 представлен договор субподряда от 01.03.2017 N ГП-19/079-2017 на выполнение работ по капитальному ремонту дороги общего пользования регионального значения в Енисейском и Северо-Енисейском районах Красноярского края на сумму 535 155 512 рублей.
Вместе с тем, указанные в пункте 2 приложения N 1 Постановления Правительства N 99 документы должны быть выданы в отношении участника закупки, в связи с чем предоставление участником закупки документов об опыте иных лиц не соответствует требованиям Постановления Правительства N 99.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в составе заявки Заявителя не приложены документы, подтверждающие соответствие участника Аукциона дополнительным требованиям, установленным Постановлением Правительства N 99.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Аукционной комиссии, выразившиеся в неправомерном принятии решения о признании вышеуказанной заявки Заявителя соответствующей дополнительным требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям документации об Аукционе, нарушают часть 7 статьи 69 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Решениями Комиссий ФАС России по делам от 01.10.2018 N 18/44/105/1270 и от 11.10.2018 N 18/44/105/1333 в действиях Заказчика выявлены нарушения частей 5, 24 статьи 34, части 1 статьи 37, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неправомерно установлении в документации об Аукционе возможности предоставления информации, подтверждающей добросовестность, при заключении государственного контракта по результатам проведения Аукциона в случае применения антидемпинговых мер, требований к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, сведения о результатах испытаний таких товаров, а также сведения химического и компонентного состава товаров, а также в проекте государственного контракта не установлена ответственность в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) за непредоставление информации о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта, а также не установлении в проекте государственного контракта документации об Аукционе размера пени за просрочку Заказчиком исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
На основании вышеуказанных решений Комиссий ФАС России Заказчику выданы предписания, в соответствии с которыми Заказчику при заключении государственного контракта необходимо привести его положения в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а также при рассмотрении заявок на участие в Аукционе не учитывать ненадлежащие требования к составу заявки, и продолжить процедуры определения поставщика в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и указанными решениями Комиссий ФАС России.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 22 статьи 99, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "НБС-Сибирь" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 5, 24 статьи 34, части 1 статьи 37, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения, указанного в пункте 2 мотивировочной части настоящего решения.
5. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям, указанным в пункте 3 мотивировочной части настоящего решения выдано на основании решений по делам от 01.10.2018 N 18/44/105/1270 и от 11.10.2018 N 18/44/105/1333, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
6. Передать материалы дела от 25.10.2018 по делу N 18/44/105/1440 по нарушению, указанному в пункте 2 мотивировочной части настоящего решения, соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
7. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям, указанным в пункте 3 мотивировочной части настоящего решения, переданы на основании решений по делам от 01.10.2018 N 18/44/105/1270 и от 11.10.2018 N 18/44/105/1333 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.