Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобы ООО "СТИ Карго Сервис" (далее - Заявитель N 1), ООО "ТрансСервис 2001" (далее - Заявитель N 2) (далее - Заявители) на действия АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении Префектурой ТиНАО города Москвы, ГБУК города Москвы "Московский драматический театр им. К.С. Станиславского" (далее - Заказчики), ГКУ города Москвы "Технический центр департамента культуры города Москвы "ГБОУК города Москвы" (далее - Уполномоченный орган), аукционными комиссиями Заказчиков (далее - Аукционные комиссии), Оператором электронной площадки электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по демонтажу и монтажу комплекса оборудования префектуры с номером извещения 0173200024418000140 (далее - Аукцион N 1), на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту систем приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования помещений ГБУК г. Москвы "МДТ им. К.С. Станиславского" с номером извещения 0373200138218000764 (далее - Аукцион N 2) (далее - Аукционы), и в результате осуществления внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, Оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступили жалобы Заявителей на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиками, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителей, их права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, не обеспечившего надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых для проведения Аукционов, в связи с чем у Заявителей отсутствовала возможность подать заявки на участие в Аукционах.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителей, и сообщил, что при проведении Аукционов Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалоб и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) с номером извещения 0173200024418000140:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 10.10.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 114 600 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе N 1 - 18.10.2018;
5) на участие в Аукционе N 1 подано 5 заявок от участников закупки;
6) к участию в Аукционе N 1 допущено 5 участников закупки;
7) дата проведения Аукциона N 1 - 22.10.2018;
8) в период проведения Аукциона N 1 предложения о цене контракта подавали 4 участника Аукциона N 1;
9) победителем Аукциона N 1 признано ООО "Куб-Телеком" с предложением о цене контракта - 856 463 рубля.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) с номером извещения 0373200138218000764:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 10.10.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 385 132 рубля;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе N 2 - 19.10.2018;
5) на участие в Аукционе N 2 подано 10 заявок от участников закупки;
6) к участию в Аукционе N 2 допущено 10 участников закупки;
7) дата проведения Аукциона N 2 - 25.10.2018;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 6 участников Аукциона N 2.
В соответствии с частью 5 статьи 24.1 Закона о контрактной системе обмен информацией, связанной с аккредитацией на электронной площадке, специализированной электронной площадке и проведением электронных процедур, закрытых электронных процедур, между участником закупки, Заказчиком, Оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки осуществляется на электронной площадке, специализированной электронной площадке в форме электронных документов. Правительство Российской Федерации вправе определить типовую форму заявки на участие в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, а также вправе установить требования к содержанию, составу, порядку разработки типовой документации о закупке. Такие типовая заявка, типовая документация обязательны для применения Заказчиками и (или) участниками закупки.
В соответствии с частью 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе Оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки обязаны обеспечить непрерывность проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых для их проведения, равный доступ участников закупок к участию в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, неизменность подписанных усиленной электронной подписью документов.
В соответствии с частью 10 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых установлен Правительством Российской Федерации (далее - специальный счет).
В соответствии с пунктом 24 дополнительных требований к Операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 июня 2018 года N 656 (далее - Постановление 656), Оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки заключают соглашения о взаимодействии с каждым из банков, включенных в установленный Правительством Российской Федерации перечень в соответствии с частью 10 статьи 44 Закона о контрактной системе. Взаимодействие между Оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки и банком осуществляется в электронной форме.
В соответствии с частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе каждый Оператор электронной площадки заключает соглашения о взаимодействии с каждым из банков, включенных в установленный Правительством Российской Федерации перечень в соответствии с частью 10 статьи 44 Закона о контрактной системе. Требования к условиям таких соглашений определены Правительством Российской Федерации. Банк вправе открывать специальные счета участникам закупок только после заключения соглашений о взаимодействии с каждым из операторов электронной площадки. Ответственность оператора электронной площадки перед банком за своевременность и достоверность информации, предоставляемой оператором электронной площадки банку в целях выполнения банком требований настоящей статьи, определяется соглашением о взаимодействии оператора электронной площадки с банком.
Согласно части 20 статьи 44 Закона о контрактной системе блокирование денежных средств не осуществляется в случае отсутствия на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере обеспечения данной заявки, информация о котором направлена оператором электронной площадки. Оператор электронной площадки обязан вернуть заявку подавшему ее участнику в течение одного часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе в исключительно в случаях, если на специальном счете участника закупки отсутствуют незаблокированные денежные средства в размере обеспечения заявки либо блокирование денежных средств на специальном счете не может быть осуществлено в связи с приостановлением операций по такому счету в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 12 статьи 66 Закона о контрактной системе одновременно с возвратом заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частью 20 статьи 44 Закона о контрактной системе, частью 11 статьи 66 оператор электронной площадки обязан уведомить в форме электронного документа участника такого аукциона, подавшего данную заявку, об основаниях ее возврата с указанием положений Закона о контрактной системе, которые были нарушены. Возврат заявок на участие в таком аукционе оператором электронной площадки по иным основаниям не допускается.
Из жалобы Заявителя N 1 следует, что Заявителем N 1 открыт специальный счет в Банке "Открытие".
Кроме того, согласно выписке из лицевого счета по Заявителя N 1 у Заявителя N 1 имеется необходимый размер незаблокированных денежных средств для обеспечения заявки на участие в Аукционе N 1.
Из жалобы Заявителя N 2 следует, что Заявителем N 2 открыт специальный счет N 40702810538000084524 в ПАО "Сбербанк России".
Кроме того, согласно выписке из лицевого счета за 18.10.2018 по счету Заявителя N 2 у Заявителя N 2 имеется необходимый размер незаблокированных денежных средств для обеспечения заявки на участие в Аукционе N 2.
При этом, в ходе рассмотрения жалоб Оператором электронной площадки не представлено сведений о том, что на специальном счете Заявителей отсутствуют незаблокированные денежные средства, а также, сведений о том, что специальный счет в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлен.
Вместе с тем, представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не представил сведений, свидетельствующих о том, что Оператором электронной площадки обеспечена надежность функционирования программно-аппаратных средств при проведении Аукционов, используемых для проведения электронных процедур путем взаимодействия с соответствующим банком в порядке, установленным в соответствии с Законом о контрактной системе.
Таким образом, учитывая установленный частью 12 статьи 66 Закона о контрактной системе запрет на возврат заявки по иным основаниям, не предусмотренным частью 20 статьи 44, частью 11 статьи 66 Закона о контрактной системе, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки нарушают часть 12 статьи 66 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобы ООО "СТИ Карго Сервис", ООО "ТрансСервис 2001" обоснованными.
2. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 12 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчикам, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 29.10.2018 по делу N 18/44/105/1510 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.