Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Войновой Н.Б. (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Аукционная комиссия) при проведении Министерством финансов Российской Федерации (далее - Заказчик), Аукционной комиссией, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного Аукциона на право заключения государственного контракта на поставку конструкций для складирования документов в административные здания Минфина России (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100000118000037) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Аукционной комиссии:
1. Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе;
2. Аукционной комиссией ненадлежащим образом оформлен протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 18.10.2018 N 0173100000118000037-1 (далее - Протокол).
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 27.09.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 16 285 619 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 7 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 3 заявки от участников закупки;
6) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участника Аукциона;
7) победителем Аукциона признано ООО "Технология" с предложением о цене контракта 15 308 481,80 рубль.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В силу подпункта "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно Протоколу Заявителю (заявка с порядковым номером "193") отказано в допуске к участию в Аукционе по следующим основаниям: "В позиции 8.1 "Стеллаж двусторонний передвижной" заявки участника указано: "цепи соответствуют ГОСТ 13568-97; ПР; шаг цепи 12,7 мм; разрушающая нагрузка 4.6 кН; масса одного метра цепи 0.8 кг"; в позиции 3 "Анкер-шпилька для использования в бетоне" заявки участника указано: "отверстие в основании с зазором 12 мм; Момент затяжки 50 Нм; Длина резьбы 50 мм; глубина посадки 60 мм"; в позиции 8.1 "Стеллаж двусторонний передвижной" заявки участника указано: "Колеса подвижной рамы изготовлены из сплава алюминия толщиной 1 мм; и имеют центральную реборду; высота мобильной рамы с учетом колёс и рельсового пути 135 мм; диаметр штурвала 400 мм толщина материала изготовления нижней полки 0.8 мм"; в позиции 8.3.2 "Винт с полукруглой головкой с пресс-шайбой" заявки участника указано: "номинальный диаметр резьбы 2.5 мм; диаметр головки 4.5 мм; высота головки 1.7 мм"; в позиции 8.3.4 "Винт с полукруглой головкой с пресс-шайбой" заявки участника указано: "номинальный диаметр резьбы 2.5 мм; диаметр головки 4.5 мм; высота головки 1.7 мм".
Согласно техническому заданию документации об Аукционе позиции товаров 3, 8.1, 8.3.2, 8.3.4 сопровождаются знаком "Т".
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие документации об Аукционе установлено, в том числе, следующие: "В случае, если в описании товара указаны несколько размерных параметров в диапазоне (в том числе показатели, сопровождающиеся словосочетаниями и знаками "более", "не более", "менее", "не менее", "не выше", "не ниже", "от", "до") (например, не более 50х50х50 мм), то все параметры являются диапазонными (в приведенном примере слово "не более" относится ко всем трем значениям). Используемые для определения соответствия потребностям заказчика максимальные и (или) минимальные значения показателей не включают величины, непосредственно указанные в крайнем граничном значении, за исключением случаев, если эти показатели отмечены в документации знаком "Т" (независимо от места расположения знака)".
Таким образом, учитывая вышеуказанные положения инструкции документации об Аукционе, участники закупки могут указать максимальные и минимальные значения показателей характеристик товаров, непосредственно содержащиеся в крайнем граничном значении. Вместе с тем, содержащиеся в описании товарных позиций N 3, 8.1, 8.3.2, 8.3.3 (например, требуемый момент затяжки не менее 50 Нм, номинальный диаметр резьбы не менее 2.5 мм) характеристики не содержат несколько размерных параметров в диапазоне. При этом инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе не содержит положения о не включении крайних максимальных и минимальных значений вышеуказанных характеристик товаров.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии, выразившиеся в отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, не соответствуют части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Аукционной комиссией ненадлежащим образом оформлен Протокол.
В соответствии с частью 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Согласно пояснениям Заявителя, Протокол не содержит обоснования принятого Аукционной комиссией решения об отказе участникам закупки в допуске к участию в Аукционе, не содержит решения каждого члена Аукционной комиссии в отношении каждого участника закупки о допуске к участию в Аукционе и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в Аукционе, при этом, указанный протокол не подписан членами Аукционной комиссии.
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил копию Протокола, подписанного всеми членами Аукционной комиссии, также в соответствии с Протоколом членами Аукционной комиссии единогласно принято решение о допуске и отказе участникам закупки в допуске к участию в Аукционе, а именно: "допустить к участию в электронном аукционе и признать участниками электронного аукциона участников электронного аукциона с номерами заявок: 132, 136, 204 (голосовали единогласно); в соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе отказать в допуске к участию в электронном аукционе следующим участникам электронного аукциона (голосовали единогласно)". При этом, Протокол содержит обоснование принятого Аукционной комиссией решения о допуске и отказе участникам закупки в допуске к участию в Аукционе с указанием положений документации об Аукционе, которым не соответствуют заявки участников закупки.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Решением комиссии ФАС России от 29.10.2018 по делу N 18/44/105/1485 (далее - Решение) в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения:
- пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащей инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе, ненадлежащих требований к составу второй части заявки на участие в Аукционе, поскольку документация об Аукционе не содержит положение о предоставлении в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 05.09.2017 N 1072 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также документов, подтверждающих право участника Аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе (в случае, если участник электронного аукциона заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов;
- части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, выразившееся в отказе в допуске к участию в Аукционе.
На основании Решения, Комиссией ФАС России 29.10.2018 выдано предписание по делу 18/44/105/1485 об отмене Протокола и протокола подведения итогов электронного аукциона от 22.10.2018 N 0173100000118000037-3 (далее - Протоколы), назначении новой даты рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, даты проведении Аукциона, размещении соответствующей информации в ЕИС, в том числе информацию об отмене Протоколов, а также о пересмотре заявок с номерами "26", "41", "229".
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ИП Войновой Н.Б. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, указанного в пункте 1 мотивировочной части настоящего решения.
5. В связи с тем, что предписание по выявленному нарушению, указанному в пункте 3 мотивировочной части настоящего решения выдано на основании решения от 29.10.2018 по делу N 18/44/105/1485, предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
6. Передать материалы от 02.11.2018 по делу N 18/44/105/1556 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
7. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям, указанным в пункте 3 мотивировочной части настоящего решения, переданы на основании решения от 29.10.2018 по делу N 18/44/105/1485 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 1 ноября 2018 г. N 18/44/105/1556 "О нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был