Методические рекомендации по организации деятельности старост сельских населенных пунктов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров
(утв. МЧС России 5 июля 2017 г. N 2-4-71-29-28)
Используемые сокращения
ГО |
- гражданская оборона |
ДПД |
- добровольная пожарная дружина |
ДПК |
- добровольная пожарная команда |
ДЭС |
- дизельные электростанции |
ЕДДС |
- Единая дежурно-диспетчерская служба |
ЖКХ |
- жилищно-коммунальное хозяйство |
ЛЭП |
- линии электропередач |
МЧС России |
- Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий |
РСЧС |
- Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций |
ЧС |
- чрезвычайная ситуация |
ЦУКС |
- Центр управления в кризисных ситуациях |
1. Общие положения
1.1. Правовую основу организации деятельности старосты сельского населенного пункта муниципального образования составляют:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Законы и правовые акты субъектов Российской Федерации о содействии развитию на части территорий муниципальных образований иных форм местного самоуправления;
Устав муниципального образования;
Муниципальные правовые акты муниципального образования.
1.2. Староста - лицо, избранное на собрании (конференции) жителей населенного пункта (части территории населенного пункта), наделенное органами местного самоуправления определенными полномочиями.
1.3. Основные задачи деятельности старосты: доведение до органов местного самоуправления, органов государственной власти, спасательной службы, граждан информации об угрозе возникновения (или возникновении) чрезвычайных ситуаций и принятие посильных мер по организации спасения людей, имущества до прибытия спасательных сил и средств; представительство интересов жителей части территории поселения при решении вопросов местного значения в органах местного самоуправления; оказание помощи органам местного самоуправления муниципального образования сельского поселения в решении вопросов местного значения.
1.4. Деятельность сельского старосты осуществляется на основе принципов законности, добровольности, объективности, открытости и гласности и подконтрольна главе администрации сельского населённого пункта, органа местного самоуправления.
1.5. Организация деятельности старост возложена на отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации муниципальных образований. Повседневное взаимодействие со старостами осуществляют оперативные дежурные единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования. Методическое руководство организации деятельности старост осуществляют главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации.
2. Роль и место старосты в системе местного самоуправления сельского населённого пункта
2.1. Старосту сельского населенного пункта (далее - сельский староста, староста) избирают на собрании (конференции) жителей населенного пункта (части территории населенного пункта) простым большинством.
Старостами сельского населенного пункта не могут быть назначены граждане Российской Федерации:
приобретшие гражданство иностранного государства либо получившие вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
признанные недееспособными или ограниченно дееспособными на основании решения суда, вступившего в законную силу;
имеющие непогашенную или неснятую судимость.
В случае невозможности проведения собрания (конференции) жителей для избрания старосты, назначить старосту может Глава сельского поселения (муниципального образования).
2.2. Правовую основу организации деятельности старосты составляют правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты муниципального образования, поселения, Положение о старосте сельского населенного пункта.
2.3. Староста может выполнять свои функции на платной основе по срочному трудовому договору за счет средств бюджета поселения и/или на общественных началах (в порядке, предусмотренном Уставом муниципального образования).
2.4. Территорию распространения деятельности старосты, устанавливают в пределах границ населенного пункта с учетом присоединения к ним, при необходимости, отдаленных и малочисленных населенных пунктов (хуторов), в которых отсутствуют представители муниципальной власти.
2.5. Основное предназначение старосты населенного пункта - взаимодействие с администрацией поселения по вопросам безопасности жизнедеятельности населения на вверенных территориях, своевременное доведение до единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования информации об угрозе возникновения (возникновении) ЧС, отстаивание законных интересов граждан поселения, содействие органам местного самоуправления в привлечении населения на решение неотложных местных проблем в области обеспечении жизнедеятельности, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности на водных объектах.
2.6. При взаимодействии со старостой органы местного самоуправления полномочны:
предоставлять старосте право участвовать в заседаниях совета депутатов, администрации;
привлекать старост к организации и проведению собраний, заседаний, предоставлять помещения для осуществления их деятельности;
устанавливать сферы совместной деятельности и перечни вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласия собрания граждан;
оказывать организационную, методическую, информационную поддержку деятельности старост;
содействовать в пределах компетенции выполнению принятых решений старосты и/или собрания населения;
учитывать выраженное в решении собрания и/или по результатам проведенного опроса мнение населения.
2.7. Глава администрации сельского населённого пункта (органа местного самоуправления), самостоятельно, согласно законодательству, осуществляет материально-техническое и организационное обеспечение деятельности старост, устанавливает порядок взаимодействия, координирует деятельность старосты, знакомит его с соответствующими актами органов государственной власти и органов местного самоуправления, обобщает опыт их деятельности, проводит совещания и семинары, организует учебу старост, определяет способы их поощрения.
2.8. По запросам и при личном приеме старосты администрация поселения не позднее, чем в 10-дневный срок обязана рассмотреть предложения старосты и проинформировать его о результатах рассмотрения установленным порядком.
3. Взаимодействие старосты и администрации сельского населённого пункта в области защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций, пожаров и происшествий на водных объектах
3.1. При угрозе возникновения (или возникновении) чрезвычайных ситуаций и происшествий на объектах поселения староста немедленно сообщает информацию в ЕДДС муниципального образования и диспетчерские службы компаний, обслуживающих населенный пункт.
3.2. В своей деятельности в интересах защиты населения на закреплённых территориях от чрезвычайных ситуаций, пожаров, наводнений, происшествий на водных объектах староста оказывает содействие органам местного самоуправления в:
организации системы безотказного оповещения и связи в повседневной деятельности, при угрозе и/или возникновении чрезвычайных ситуаций;
осуществлении контроля за обеспечением населенного пункта средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения чрезвычайных ситуаций, пожаров, происшествий на водных объектах, а также наличия и порядка хранения мотопомп, пожарных рукавов, средств пожаротушения, спасения людей на водах;
профилактической работе с населением по мерам соблюдения требований безопасности жизнедеятельности (сходы граждан, подворовые обходы, распространении агитационных материалов);
привлечении населения к обучению в области гражданской обороны;
в отслеживании обстановки на территории населенного пункта, знании количества проживающих граждан в населенном пункте, домовладении, вновь прибывших и убывших граждан, о чем немедленно докладывать Главе сельского поселения, участковому полиции;
в рейдах и обследованиях мест проживания неблагополучных семей и социально незащищенных слоев населения, организуемых сотрудниками полиции и органами социальной защиты населения;
доведении до жителей порядка их действий на случай возникновения чрезвычайных ситуаций, пожара, происшествия на водных объектах;
доведении до органов местного самоуправления, органов государственной спасательной службы, граждан информации об угрозе возникновения (или возникновении) чрезвычайных ситуаций, принятии посильных мер по организации спасения людей, имущества до прибытия спасательных сил и средств;
осуществлении взаимодействия с прибывшими аварийно-спасательными формированиями;
возведении (обновлении) противопожарных минерализованных полос в районе населённых пунктов, дачных участков в возможных пожароопасных направлениях, оборудовании противопожарных водоёмов, расчистке и поддержании в должном порядке подъездных путей к водоисточникам;
обследовании состояния водных объектов, противопожарных водоёмов, подъездных путей к водоисточникам;
организации выставления передвижных постов на территории населённого пункта с целью ограничения доступа населения в лесные массивы;
информировании населения по маршрутам выдвижения в пункты временного размещения (безопасные районы) при необходимости эвакуации;
организации посильной помощи семьям, пострадавшим от пожаров, наводнений, происшествий на водных объектах, чрезвычайных ситуаций.
3.3. При организации защиты населения и территории сельского поселения от чрезвычайных ситуаций, пожаров, наводнений старосте необходимо:
иметь при себе необходимые телефоны: ЕДДС муниципального образования, главы администрации, ДПД, коммунальных служб, справочные данные по населённому пункту, составу и возможностям аварийно-спасательных формирований поселения и муниципального района;
уметь применять средства оповещения и информирования населения, требовать от администрации поселения поддержания системы оповещения в постоянной готовности к работе;
следовать установленному администрацией поселения порядку действий для жителей населённого пункта в случаях угрозы и возникновения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров в границах поселения.
4. Организация подготовки и обучения старост в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
4.1. Администрация поселения:
вручает старосте удостоверение установленного образца;
координирует деятельность старосты, знакомит его с соответствующими актами органов государственной власти и органов местного самоуправления, обобщает и распространяет положительный опыт их деятельности, проводит совещания и семинары, организует учебу;
доводит до старосты необходимую справочную информацию (телефоны, данные по вверенным населенным пунктам, составу и возможностям аварийно-спасательных формирований поселения и муниципального района и т.д.);
обучает старосту правилам пользования системой оповещения и информирования населения;
знакомит старосту с порядком его действий при возникновении возможных ЧС и происшествий природного и техногенного характера.
4.2. Старосты в системе подготовки в области защиты.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 года N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" руководители органов местного самоуправления определены в группы населения, проходящие обязательную подготовку по этим вопросам. Администрация поселения привлекает установленным порядком старосту к совместному с руководителями органов местного самоуправления участию в проводимой подготовке.
Заместитель Министра |
А.П. Чуприян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по организации деятельности старост сельских населенных пунктов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров (утв. МЧС России 5 июля 2017 г. N 2-4-71-29-28)
Текст методических рекомендаций официально опубликован не был
Авторский коллектив:
С.Л. Диденко, А.А. Порошин, О.Д. Ратникова, Н.В. Перегудова, А.С. Смирнов, Ю.А. Шишков, И.П. Щербаков, А.Н. Володин, Н.В. Баранова, С.В. Горбунов, Н.А. Цыбиков, В.И. Пчелкин, В.Г. Нарышкин
Методические рекомендации разработаны на основании Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 33) с учётом обобщения опыта работы старост сельских населенных пунктов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожаров, происшествий на водных объектах, исходя из существующих нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, регулирующих организацию деятельности в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожаров, происшествий на водных объектах
Методические рекомендации разработаны в целях реализации положений Приказа МЧС России от 28.02.2017 N 100 "О дополнительных мерах по повышению эффективности деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и выполнения мероприятий гражданской обороны в 2017 году", которым утверждены приоритетные направления развития РСЧС, дальнейшего совершенствования её деятельности на различных уровнях управления
Методические рекомендации ориентированы на организационно-методическое сопровождение деятельности органов местного самоуправления по реализации предоставленных полномочий и выработки единых подходов в совершенствовании системы подготовки старост сельских населенных пунктов в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций, пожаров, происшествий на водных объектах в субъектах Российской Федерации
Методические рекомендации следует применять к руководству при организации и проведении мероприятий по созданию и развитию института старост в муниципальных образованиях, ориентированных на представление интересов населения сельского населенного пункта, взаимодействие с органами местного самоуправления поселения, в качестве связующего звена между населением и органами местного самоуправления
Методические рекомендации, разработанные МЧС России, могут быть скорректированы в ходе дальнейшего развития РСЧС в пилотных регионах и на территориях опережающего развития