Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(обязательное)
Основные положения предупреждения о столкновении
А.1 Основное уравнение
Как показано на рисунке А.1, математическая модель основана на алгоритме расчета расстояния предупреждения, который использует в расчетах абсолютную скорость движения испытуемого транспортного средства и движущегося впереди транспортного средства и рассчитывает расстояние предупреждения. Это расстояние предупреждения сравнивается с измеренным расстоянием и, если оказывается больше, водитель получает предупреждение. Расстояние предупреждения для предварительного предупреждения о столкновении, а также расстояние для предупреждения могут быть заданы путем выбора подходящего времени реакции водителя торможением Т на предупреждение и величины а - замедления транспортного средства.
Рисунок А.1 - Принцип работы
Расстояние D до находящегося впереди транспортного средства (препятствия) определяют из выражения:
,
(А.1)
где - скорость испытуемого транспортного средства;
- скорость движущегося впереди транспортного средства (препятствия);
Т - время реакции (время реакции транспортного средства торможением);
- замедление испытуемого транспортного средства;
- замедление движущегося впереди транспортного средства (препятствия).
А.2 Сценарии ситуаций, при которых выдаются предупреждения
Хотя существует много сценариев, в которых выдается предупреждение, ниже рассматриваются типичные изученные сценарии.
А.2.1 Движущееся впереди транспортное средство перемещается с той же скоростью, что и испытуемое транспортное средство
Расстояние D1 определяют:
.
(А.2)
А.2.2 Находящееся впереди транспортное средство является стационарным препятствием
Расстояние D2 определяют:
.
(А.3)
Когда испытуемое транспортное средство приближается к движущемуся впереди транспортному средству, перемещающемуся с постоянной скоростью, V1 означает относительную скорость между испытуемым транспортным средством и транспортным средством впереди.
А.2.3 Движущееся впереди транспортное средство приближается с относительной скоростью
VRel = (V1 - V2).
Расстояние D определяют:
.
(А.4)
А.3 Результаты оценки величин T и а
А.3.1 Время свободного пробега (время реакции водителя на торможение), Т
Результаты испытаний для определения времени свободного хода (время реакции водителя торможением) T разместились в интервале от 0,3 до примерно 2,0 секунды. Среднее значение Т составило 0,66 секунды. В испытаниях принял участие 321 человек, время задержки работы тормоза измерялось после звукового сигнала. Распределение значений было рассеяно очень широко. Тем не менее, 98 % всех испытуемых показали время реакции менее 1,5 секунды.
X - время задержки (с), Y - количество человек
Рисунок А.2 - Распределение времени реакции водителей торможением, T
А.3.2 Замедление, а
Значения величины "а" были измерены с помощью оценки эффективности экстренного торможения на сухой ровной поверхности дороги. Тесты для величины замедления "а" показывают, что его значения находятся в пределах от 3,6 до примерно 7,9 м/с2. Среднее значение "а" для легковых автомобилей было 7,0 м/с2, а для коммерческих транспортных средств величина "а" в среднем составила 5,3 м/с2. Распределение значений было рассеяно очень широко и зависело от типа транспортного средства, степени загруженности, характеристики реакции водителя.
X - замедление (м/с2); Y - количество человек
Рисунок А.3 - Распределение замедления
А.4 Примеры расчетов расстояния предупреждения
А.4.1 Движущееся впереди транспортное средство перемещается с обычной скоростью
В случае, если испытуемое транспортное средство движется с обычной скоростью немного выше, чем у движущегося впереди транспортного средства, предположительно время свободного хода (время реакции водителя на использование тормоза) составит 1,5, 0,66, 0,4 с, а расстояние предупреждения [согласно формуле (2)] показано на рисунке А.4.
X - скорость транспортного средства (км/ч); Y - расстояние (м)
Рисунок А.4 - Отношение между скоростью транспортного средства и расстоянием, на котором выдается предупреждение о движущемся впереди с постоянной скоростью транспортном средстве
А.4.2 Движущееся впереди транспортное средство является стационарным препятствием
Для случая встречи испытуемого транспортного средства со стационарным препятствием в предположении времени свободного хода (реакции водителя при торможении), равным 1,5, 0,66, 0,4 с, и замедлении 3,6, 5,3, 7,0 м/с2 отношение между скоростью испытуемого транспортного средства и расстоянием до остановки показано на рисунке А.5.
X - скорость транспортного средства (км/ч); Y - расстояние (м)
Рисунок А.5 - Отношение между скоростью транспортного средства и расстоянием до остановки для стационарных препятствий
А.4.3 Движущееся впереди транспортное средство замедляется, VRel = (V1 - V2)
Из формулы (4) может быть также определена зависимость между относительной скоростью и расстоянием между транспортными средствами. На рисунке А.6 эти соотношения показаны для случая скорости испытуемого транспортного средства 100 км/ч, времени свободного пробега (время реакции водителя на торможение) 1,5, 0,66, 0,4 с и замедления 3,6, 5,3, 7,0 м/с2.
X - относительная скорость (км/ч); Y - расстояние (м)
Рисунок А.6 - Отношение между относительной скоростью и расстоянием между транспортными средствами
А.5 Параметры расчетов
Данные значения параметров рекомендуется использовать для вычисления Dmax и d1:
Tmax = 1,5 с;
Tmin = 0,4 c;
amin = 3,6 м/с2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.