Федеральным законом от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" определены принципы официального статистического учета и системы государственной статистики.
В соответствии со статьей 97 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" порядок осуществления статистического наблюдения в сфере здравоохранения, формы статистического учета и отчетности в сфере здравоохранения, порядок их заполнения и сроки представления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Отчетность всех медицинских организаций осуществляется в соответствии с приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федеральной службы государственной статистики (Росстат). Для организации учета и отчетности и контроля за их осуществлением во всех медицинских организациях должны быть предусмотрены подразделения службы медицинской статистики.
В составе медицинских организаций приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 15.05.12 г. N 543н "Об утверждении положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" предусмотрены информационно-аналитические отделения или кабинеты медицинской статистики.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.08.13 г. N 529н "Об утверждении номенклатуры медицинских организаций" для выполнения задач сбора, учета, отчетности и анализа статистической информации предусмотрены: бюро медицинской статистики и медицинские информационно-аналитические центры (далее - МИАЦ), включающие в своем составе отделы медицинской статистики, а также другие подразделения, предназначенные для обеспечения выполнения возложенных на них функций.
Письмами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.07.98 г. N 2000-91/98 "О Примерном положении о бюро медицинской статистики" и от 28.05.02 г. N 2510/5369-02-32 "Методические рекомендации об организации деятельности медицинских информационно-аналитических центров" были рекомендованы примерная структура, штатная численность и примерное положение с задачами и возложенными функциями данных медицинских организаций.
Однако, как показал анализ, в ряде регионов бюро медицинской статистики и МИАЦ не способны в полном объеме выполнять функции сбора отчетной медицинской документации и контроля достоверности статистического учета и отчетности. Данные подразделения не могут обеспечить подготовку аналитических материалов по данным государственной статистической отчетности для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в полном объеме, что не позволяет руководителям принимать адекватные управленческие решения, необходимые для правильной организации и реструктуризации сети и штатов подведомственных медицинских организаций.
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" и Государственная программа "Развитие здравоохранения", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. N 294 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" предусматривают мониторинг показателей причин смерти, который, как бюро медицинской статистики, так и МИАЦ не могут проводить в соответствии с установленными требованиями.
Основные недостатки в организации работы бюро медицинской статистики и МИАЦ следующие:
- структура данных медицинских организаций, как правило, не соответствует рекомендуемой Минздравом России;
- наблюдается тенденция к сокращению штатной численности врачей-статистиков и медицинских статистиков;
- имеют место случаи возложения на бюро медицинской статистики и МИАЦ не предусмотренные на# них функций, а также объединение с другими медицинскими организациями;
- при наличии дефицита кадров специалистов (врачей-статистиков и медицинских статистиков) не проводится целенаправленная работа по обеспечению ими медицинских организаций; не проводится работа по повышению квалификации сотрудников;
- как правило, отсутствуют специалисты, подготовленные по МКБ-10, что приводит к ошибкам кодирования в статистике заболеваемости и смертности, а также выбора первоначальной причины в случаях смерти;
- внедренные медицинские информационные системы, как правило, не отвечают целям сбора первичной медицинской документации и медицинской отчетности, не дают возможности контроля правильности кодирования и выбора первоначальной причины смерти;
- автоматизированные системы регистрации смертности, позволяющие в автоматическом режиме кодировать и выбирать первоначальную причину смерти в строгом соответствии с правилами МКБ-10, не внедряются.
Все это не позволяет получать достоверные статистические данные о состоянии здоровья населения и реализовывать профилактические программы, направленные на снижение показателей заболеваемости и смертности.
На основании вышеизложенного, Министерство здравоохранения Российской Федерации рекомендует руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья:
1. Привести структуру бюро медицинской статистики и МИАЦ в соответствие с рекомендациями Минздрава России.
2. Ввести дополнительные штаты врачей-статистиков и медицинских статистиков в бюро медицинской статистики и МИАЦ для обеспечения исполнения возложенных на них функций (ведение мониторингов) и иных не предусмотренных нормативными актами функций.
3. Принять меры к укомплектованию штатов бюро медицинской статистики и отделов медицинской статистики МИАЦ подготовленными кадрами врачей-статистиков и медицинских статистиков, к их материальному стимулированию и закреплению.
4. Организовать отделы анализа и прогнозирования в бюро медицинской статистики и МИАЦ с обеспечением их подготовленными кадрами.
5. Организовать в составе бюро медицинской статистики и МИАЦ группу из 2-4 подготовленных специалистов для организации и проведения постоянного мониторинга показателей причин смерти для проведения анализа по первоначальной и множественным причинам смерти.
6. Провести подготовку лиц, ответственных за кодирование в медицинских организациях, на циклах повышения квалификации по МКБ-10, проводимых НИИ по профилю "общественное здоровье и здравоохранение", для обеспечения контроля кодирования и выбором первоначальной причины смерти.
7. Принять меры по внедрению автоматизированных систем регистрации смертности с целью уменьшения ошибок кодирования, выбора первоначальной причины смерти и обеспечения достоверности собираемой статистической информации.
8. Обратить особое внимание на укрепление кадрами службы медицинской статистики в медицинских организациях и их обучение.
O принятых мерах проинформировать Министерство здравоохранения Российской Федерации в срок до 01.09.2016 года в установленном порядке и по электронной почте AleksandrovaGA@rosminzdrav.ru
|
Н.А. Хорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства здравоохранения РФ от 18 июля 2016 г. N 13-2/10/2-4396 "О совершенствовании работы службы медицинской статистики"
Текст письма официально опубликован не был