Diesel engines. Steel pipes for high pressure fuel lines. Part 1. Requirements for seamless cold-deformed pipes
ОКС 43.060.40
Дата введения - 1 июля 2018 г.
Введен впервые
Предисловие
1 Подготовлен Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии международного стандарта, указанного в пункте 4
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 "Дорожный транспорт"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 ноября 2017 г. N 1664-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 8535-1:2016 "Дизельные двигатели. Стальные трубы для инжекционных топливопроводов высокого давления. Часть 1. Требования к бесшовным холоднотянутым одностенным трубам" (ISO 8535-1:2016 "Diesel engines - Steel tubes for high pressure fuel injection pipes - Part 1: Requirements for seamless cold-drawn single-wall tubes", IDT).
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5) и для увязки с наименованиями, принятыми в существующем комплексе национальных стандартов Российской Федерации.
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 Введен впервые
Введение
ИСО (Международная организация по стандартизации) является международной федерацией, объединяющей национальные группы по стандартизации (группы членов ИСО). Работа по подготовке международных стандартов осуществляется, как правило, в технических комитетах. Каждый член группы, заинтересованный в участии в проектах по определенной тематике под эгидой образованного технического комитета, имеет право быть представленным в нем. Международные организации, государственные и негосударственные, связанные с ИСО, также принимают участие в работе. ИСО тесно сотрудничает с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам стандартизации электротехнических изделий.
Процедуры, используемые для разработки настоящего стандарта и для его дальнейшего применения, содержатся в директивах ИСО/МЭК, часть 1. В частности, следует отметить различные критерии, используемые для утверждения различных типов документов ИСО. Этот документ был составлен в соответствии с директивами ИСО/МЭК, часть 2 (см. www.iso.org/directives).
Необходимо обратить внимание на то, что некоторые положения настоящего стандарта могут быть предметом патентных прав. ИСО не будет нести ответственность за выявление каких-либо патентных прав. Подробная информация о каких-либо патентных правах, выявленных в ходе разработки стандарта, будет включена во введение и/или список полученных ИСО патентных заявлений (см. www.iso.org/patents).
Любое торговое наименование, используемое в настоящем стандарте, является информацией для удобства пользователей и не означает его одобрения.
Объяснение значения конкретных терминов и выражений ИСО, относящихся к оценке соответствия, а также информация о следовании ИСО принципам Всемирной торговой организации (ВТО) в технических ограничениях в торговле (ТБТ) содержится в URL-адресе: www.iso.org/iso/foreword.html.
Настоящий стандарт подготовлен Техническим комитетом ISO/TC 22 "Дорожный транспорт", подкомитетом SC 34 "Силовые установки, силовые агрегаты и топлива".
Шестое издание настоящего стандарта отменяет и заменяет пятое издание (ИСО 8535-1:2011), в которое при пересмотре внесены следующие изменения:
- в таблице 1 добавлены размеры внутреннего диаметра 3,5 мм и 3,6 мм;
- в таблице 4 добавлены трубы групп 5 и 6.
Список частей ИСО 8535 можно найти на веб-сайте ISO.
Примечание - Общее название "Дизельные двигатели" используется только для части 1 настоящего стандарта, в то время как для части 2 стандарта используется название "Двигатели с воспламенением от сжатия", которое будет заменено при следующем пересмотре.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает размеры и требования к бесшовным холоднодеформируемым стальным трубам для топливопроводов высокого давления дизельных двигателей (класс 2) и для топливопроводов для испытаний дизельных топливных насосов (класс 1).
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ISO 404, Steel and steel products - General technical delivery requirements (Сталь и стальные изделия. Общие условия поставки)
ISO 6507-1, Metallic materials - Vickers hardness test - Part 1: Test method (Металлические материалы. Измерение твердости по Виккерсу. Часть 1. Метод испытаний)
ISO 6892-1, Metallic materials - Tensile testing - Part 1: Method of test at room temperature (Металлические материалы. Испытание на растяжение. Часть 1. Метод испытания при комнатной температуре)
ISO 12345, Diesel engines - Cleanliness assessment of fuel injection equipment (Дизельные двигатели. Оценка чистоты оборудования для впрыска топлива)
3 Термины и определения
В настоящем стандарте отдельно термины и определения не приведены.
ИСО и МЭК используют для целей стандартизации терминологическую базу, размещенную по следующим адресам:
- IEC Electropedia: на http://www.electropedia.org/;
- ISO онлайн просмотр: на http://www.iso.org/obp.
4 Размеры и предельные отклонения
4.1 Наружный и внутренний диаметры труб
Рекомендуемые значения внутреннего и наружного диаметров труб приведены в таблице 1. Трубы других размеров могут применяться по согласованию между изготовителем и потребителем.
Допуски на размеры внутреннего и наружного диаметров труб должны быть следующими:
а) внутренний диаметр, d
d 4 мм:
0,05 мм для труб класса 2;
0,025 мм для труб класса 1 (величина допусков - в соответствии с ИСО 4093);
d > 4 мм: 0,10 мм;
Примечание - Классы 1 и 2 объяснены в [1].
b) наружный диаметр, D, для труб классов 1 и 2
D < 8 мм: 0,06 мм;
D 8 мм:
0,10 мм;
Таблица 1 - Рекомендуемые значения внутреннего и наружного диаметров труб
В миллиметрах
с) максимальное значение соосности наружного диаметра трубы относительно внутреннего диаметра должно быть пропорционально толщине стенки трубы, как показано на рисунке 1.
Рисунок 1 - Соосность наружного диаметра трубы
4.2 Длина труб
Длину труб и допуски на длину устанавливают по соглашению между изготовителем и заказчиком.
5 Технические требования
5.1 Требования к материалу труб
Трубы изготовляют из нелегированной или аналогичной стали, процесс производства которой обеспечивает получение однородной структуры.
По требованию заказчика изготовитель обязан сообщить о способе производства и примененном процессе восстановления.
5.2 Требования к производству труб
Для обеспечения требуемых механических свойств трубы должны быть подвергнуты термической обработке.
5.3 Требования к качеству поверхности
5.3.1 Общие требования
Наружная и внутренняя обработанные поверхности труб не должны содержать окалины, ржавчины, трещин, рисок, закатов, раковин и других дефектов.
5.3.2 Качество внутренней поверхности группы S
Внутренняя поверхность трубы группы S должна быть обработана для обеспечения заданного размера. Допускается не более пяти дефектов поверхности (трещин, рисок и т.д.) глубиной от 0,08 до 0,13 мм по сечению трубы, определяемых при увеличении х 50 при контроле (см. таблицу 2).
Таблица 2 - Группы внутренней поверхности труб
Группа |
Допускаемые дефекты поверхности |
Увеличение |
S |
См. 5.3.2 |
х 50 |
R |
Не более 5 дефектов глубиной от 0,05 до 0,08 мм |
х 100 |
Р |
Не более 5 дефектов глубиной от 0,01 до 0,02 мм |
х 200 |
Q |
Не более 5 дефектов глубиной от 0,02 до 0,05 мм |
х 100 |
О |
Все дефекты равны или менее 0,01 мм глубиной |
х 500 |
5.4 Обработка поверхности трубы
При поставке заказчику наружная поверхность трубы может быть подвергнута металлизации, гальваническому покрытию или химической обработке (см. таблицу 3).
Внутренняя поверхность трубы должна оставаться без покрытия.
Таблица 3 - Поверхностное покрытие трубы при поставке
Группа |
Наружное покрытие трубы |
Примечания |
0 |
Не требуется (на усмотрение изготовителя) |
Допускается дополнительная обработка по усмотрению изготовителя |
1 |
Наружная поверхность без дополнительной обработки. Трубы, термически обработанные или нормализованные в контролируемой атмосфере, могут быть обесцвечены, но должны быть очищены от окалины |
Необходимы условия для обработки поверхности труб |
2 |
Цинковое гальваническое покрытие толщиной не менее 8 мкм с дополнительным бесцветным хроматированием a |
При минимальных антикоррозионных требованиях. Не рекомендуется для работы с топливами на спиртовой основе, подобными метанолу |
3 |
Цинковое гальваническое покрытие толщиной не менее 8 мкм с дополнительным желтым хроматированием a |
|
(4, 5, 6, 7, 8) |
(Зарезервировано для дальнейшего применения) |
- |
9 |
По особому соглашению |
- |
a Хроматирование по ИСО 2080 и ИСО 4520. |
5.5 Механические свойства
По своим механическим свойствам трубы разделяются на 4 группы, как показано в таблице 4.
Таблица 4 - Механические свойства труб
Группа прочности |
Временное сопротивление |
Предел текучести |
Относительное удлинение |
Твердость HV, не более |
1 |
310 |
205 |
30 |
115 |
2 |
360 |
220 |
23 |
150 |
3 |
490 |
355 |
22 |
194 |
4 |
600 |
430 |
15 |
280 |
5 |
750 |
670 |
10 |
310 |
6 |
850 |
770 |
8 |
340 |
Примечание - Механические характеристики определяются при испытаниях в соответствии с ИСО 6507-1 и ИСО 6892-1. |
5.6 Чистота внутренней поверхности
Внутренняя поверхность труб должна быть чистой и свободной от любого загрязнения или покрытия, которые могут повлиять на обработку и эксплуатационную надежность труб. При указании чистоты внутренней поверхности трубы необходимо пользоваться ИСО 12345.
5.7 Требования к прямолинейности труб
Трубы поставляют прямолинейными с максимальным отклонением 1 к 400 и без местных деформаций, если иное не согласовано между изготовителем и заказчиком.
5.8 Защита от коррозии
Наружные и внутренние поверхности должны быть защищены от коррозии во время транспортировки и хранения. По согласованию между изготовителем и заказчиком может быть нанесено постоянное защитное покрытие на наружной поверхности трубы. Любое временное покрытие не должно оказывать влияние на систему впрыска и систему сгорания двигателя и должно удаляться дизельным топливом.
6 Методы испытаний
6.1 Общие требования
Испытания труб проводят в соответствии с 6.2-6.8, если иное не согласовано между изготовителем и заказчиком.
6.2 Объем испытаний
При испытаниях трубы должны быть одного размера, изготовлены из стали одной марки при одинаковой термической обработке и отделке поверхности. Трубы разной термической обработки стали испытывают отдельно.
Для испытаний по 5.4 испытатель отбирает по одной трубе из каждой партии и по три трубы - для испытания по 5.6. Испытания по 5.3, 5.7.1 и 5.8 проводят на всех выбранных трубах.
Для испытания по 5.7.3 размер партии, количество образцов и приемлемое качество согласовываются между изготовителем и заказчиком.
6.3 Определение размеров труб
Размеры труб должны соответствовать размерам и допускам на них, указанных в разделе 4 данного стандарта.
6.4 Определение механических свойств труб
Требования к механическим характеристикам труб приведены в разделе 4 настоящего стандарта. Испытания труб проводят в соответствии с ИСО 6507-1 и ИСО 6892-1. При испытаниях на растяжение должны быть определены значения временного сопротивления, предела текучести, относительного удлинения при разрыве и твердости поверхности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 8535-1-2017 "Двигатели дизельные. Стальные трубы для топливопроводов высокого давления. Часть 1. Требования к бесшовным холоднодеформируемым трубам" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 ноября 2017 г. N 1664-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2017 г.
Дата введения - 1 июля 2018 г.