Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 ноября 2018 г. N 74-АПГ18-19
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Боброва Виталия Анатольевича, Тахватулина Айдара Кимальевича, Хафизова Фларита Фаритовича о признании не действующими в части Правил землепользования и застройки городского округа "город Якутск", утвержденных нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 г. N 169-НПА,
по апелляционной жалобе Якутской городской Думы на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 12 июля 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., объяснения представителей Якутской городской Думы Доренко А.А. и Окружной администрации города Якутска Кривошапкина Н.Ю., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административных истцов Бойко А.П., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
муниципальное образование "город Якутск" наделено статусом городского округа (статья 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2004 г. 174-3 N 355-III "Об установлении границ территорий и наделении статусом городского округа муниципальных образований Республики Саха (Якутия)").
Нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 г. N 169-НПА утверждены Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск" (далее также - Правила землепользования и застройки), которые включают карту градостроительного зонирования городского округа "город Якутск" (приложение 1).
Правила землепользования и застройки размещены на официальном портале Якутской городской Думы (http://www.yktgorduma.ru) и официально опубликованы 31 декабря 2013 г. в печатном издании "Эхо столицы", N 108, вступили в законную силу со дня их официального опубликования.
Граждане Бобров В.А., Тахватулин А.К. и Хафизов Ф.Ф. обратились в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением о признании Правил землепользования и застройки не действующими с момента принятия в части отнесения земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ... к двум территориальным зонам - зоне улично-дорожной сети, межквартальные пространства (Т-1) и зоне многофункциональной общественно-деловой малоэтажной застройки и жилых домов на территории центральной части г. Якутска с включением объектов инженерной инфраструктуры, необходимых для функционирования данной зоны, преимущественно высотой до 5-ти этажей (ОД-1АМ).
В обоснование заявленных требований административные истцы указали на то, что они являются арендаторами упомянутого земельного участка, на котором расположен принадлежащий им на праве собственности магазин; по их мнению, оспариваемые положения противоречат части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ), поскольку относят спорный земельный участок к двум территориальным зонам, выделенным на карте градостроительного зонирования, чем нарушаются их права и законные интересы в сфере землепользования и создаются препятствия в использовании земельного участка.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 12 июля 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено: Правила землепользования и застройки в части отнесения в приложении 1 "Карта градостроительного зонирования городского округа "город Якутск" земельного участка с кадастровым номером ... к двум территориальным зонам: Т-1 и ОД-1АМ признаны не действующими с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе Якутская городская Дума просит отменить решение суда и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование указывает, что административные истцы не являются субъектами рассматриваемых правоотношений; Правилами землепользования и застройки предусмотрен определенный порядок внесения в них изменений, согласно которому Якутская городская Дума не обладает полномочиями по изменению территориальных зон.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, и представителем административных истцов Бойко А.П. представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Из взаимосвязанных положений части 1 статьи 7, пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 4 статьи 3 ГрК РФ следует, что утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Как верно установлено судом и усматривается из материалов дела, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликован для всеобщего сведения и по этим основаниям не оспаривается.
Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений, и который, в частности, включает в себя карту градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1, часть 2 статьи 30 ГрК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Аналогичные положения содержатся в пунктах 1 и 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ), согласно которой границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Как установлено судом и следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером ... согласно карте градостроительного зонирования городского округа "город Якутск", являющейся приложением 1 "Карта градостроительного зонирования городского округа "город Якутск" к Правилам землепользования и застройки, относится к двум территориальным зонам: к зоне улично-дорожной сети, межквартальные пространства (Т-1) и зоне многофункциональной общественно-деловой малоэтажной застройки и жилых домов на территории центральной части г. Якутска с включением объектов инженерной инфраструктуры, необходимых для функционирования данной зоны, преимущественно высотой до 5-ти этажей (ОД-1АМ).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что приложение 1 к Правилам землепользования и застройки в части установления нескольких территориальных зон в границах данного земельного участка противоречит предписаниям части 4 статьи 30 ГрК РФ и пункта 2 статьи 85 ЗК РФ.
Зонирование территории, являясь частью процесса по развитию территории (в том числе городов и иных поселений), одновременно выступает одним из направлений градостроительной деятельности органов власти. Правила землепользования и застройки разрабатываются для того, чтобы создать условия устойчивого развития территорий населенных пунктов, вместе с тем также призваны обеспечивать права и законные интересы физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 1 части 1 статьи 30 ГрК РФ).
Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что Правила землепользования и застройки в оспариваемой части не нарушают прав административных истцов, поскольку у них отсутствует право на земельный участок, оформленное в установленном порядке, в связи с чем они не являются субъектами рассматриваемых правоотношений.
Субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица (часть 1 статьи 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статьей 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
В обоснование права на обращение в суд административные истцы указали на имеющиеся препятствия для реализации их интересов, поскольку они, зарегистрировав право собственности на недвижимость, расположенную на указанном земельном участке, обратились в администрацию города Якутска с заявлением о том, что к ним перешли права и обязанности арендатора земельного участка на основании статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации; в ответ на это заявление им предложено решить вопрос о приобретении земельного участка либо в общую собственность либо заключить договор аренды со множественностью лиц на стороне арендатора. Оценив это обстоятельство, Судебная коллегия соглашается с суждением суда о праве Тахватулина А.К., Хафизова Ф.Ф. и Боброва В.А. на обращение в суд с административным иском.
Доводы апелляционной жалобы о том, что внесение изменений в правила землепользования и застройки предусматривает определенную последовательность действий и что Якутская городская дума не обладает полномочиями по изменению конкретных территориальных зон, не опровергают правильность выводов суда, и не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 12 июля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Якутской городской Думы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 ноября 2018 г. N 74-АПГ18-19
Текст определения официально опубликован не был