Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 октября 2018 г. N 69-АПГ18-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альфа-Югра" о признании не действующим в части постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 2 декабря 2011 г. N 457-п "Об арендной плате за земельные участки земель населенных пунктов" (вместе с "Порядком определения размера арендной платы за земельные участки земель населенных пунктов, находящиеся в собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и земельные участки земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов")
по апелляционной жалобе Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 апреля 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 2 декабря 2011 г. N 457-п "Об арендной плате за земельные участки земель населенных пунктов" (далее также - постановлением Правительства N 457-п) утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки земель населенных пунктов, находящиеся в собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и земельные участки земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов (далее также - Порядок определения размера арендной платы, Порядок).
Пунктом 4 Порядка предусмотрено применение коэффициента строительства (Кст) в формуле расчета годового размера арендной платы за земельный участок.
В соответствии с абзацем 5 пункта 7 Порядка, действующего в редакции постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 мая 2013 г. N 208-П (далее - Постановление N 208-п), значение коэффициента строительства (Кст) при превышении нормативного срока строительства, указанного в разрешении на строительство, в том числе в случае продления срока действия разрешения на строительство устанавливается равным двум.
Общество с ограниченной ответственностью "Альфа-Югра" (далее также - ООО "Альфа-Югра", Общество) обратилось в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с административным исковым заявлением о признании не действующим с 1 июля 2013 г. абзаца 5 пункта 7 Порядка. В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что оспариваемый коэффициент установлен без учета принципа экономической обоснованности арендной платы, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582), что возлагает на Общество как арендатора земельного участка, предоставленного под строительство автоцентра, обязанность вносить арендную плату в экономически необоснованном размере.
Решением суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 апреля 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено частично. Абзац 5 пункта 7 Порядка, действующего в редакции Постановления N 208-п, признан недействующим с момента вступления в законную силу решения суда.
В апелляционной жалобе Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления. По мнению подателя жалобы, оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Кроме того, по мнению административного ответчика, суд первой инстанции дал неверную оценку представленным математическим расчетам и сделал необоснованный вывод о том, что повышение значений коэффициента (Кст) для расчета арендной платы в случае несоблюдения сроков строительства произведено при отсутствии экономического анализа и оценки факторов, влияющих на уровень его доходности, и не отвечает принципу экономической обоснованности.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокуратурой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в том числе в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, указанным федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Как предусмотрено статьей 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 3 мая 2000 г. N 26-оз "О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обладает полномочиями по установлению порядка определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено федеральными законами.
С учетом приведенных норм федерального и регионального законодательства суд первой инстанции правомерно признал, что оспариваемый акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленной компетенции, что не оспаривается в рамках настоящего дела, как и соблюдение порядка его обнародования.
Из материалов дела усматривается, что ООО "Альфа-Югра" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 86:12:0202001:271, площадью 10 014 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства автоцентра "Автореал-Югра".
Увеличение Постановлением N 208-П значения коэффициента строительства (Кст) с 1,1 до 2 повлекло увеличение размера арендной платы, вносимой Обществом по договору аренды земельного участка, заключенного с департаментом муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска.
Пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
К указанным принципам согласно Постановлению N 582 относится принцип экономической обоснованности, заключающийся в установлении размера арендной платы, соответствующего доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке.
Соблюдение названного принципа при установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы, должно быть доказано путем представления обосновывающих документов содержащих анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, и рассчитываемых значений коэффициентов.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции дал надлежащую оценку представленным административным ответчиком документам и сделал обоснованный вывод, что пояснительная записка и заключение к проекту Постановления N 457-п не содержат анализа факторов, влияющих на доходность земельных участков, в случае несоблюдения сроков строительства и введения объектов недвижимости в эксплуатацию, экономических расчетов, мотивирующих повышение коэффициента строительства (Кст). Указанные документы обосновывают необходимость повышения коэффициента в целях стимулирования выполнения арендаторами (строительными организациями) сроков строительства, что само по себе не свидетельствует о проведении многофакторного анализа.
К представленному Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в письменных возражениях математическому расчету суд обоснованно отнесся критически и признал недопустимым доказательством с учетом того, что рассмотрение этого расчета при подготовке проекта и принятии оспариваемого нормативного правового акта не подтверждено протоколами заседаний профильных комиссий и непосредственно самим административным ответчиком.
Таким образом, суд первой инстанции принял решение с учетом правовых норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения, при правильном их толковании, произвел надлежащую оценку материалов дела и пояснений участников процесса.
Основания для отмены в апелляционном порядке решения суда первой инстанции, в том числе те, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 апреля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 октября 2018 г. N 69-АПГ18-6
Текст определения официально опубликован не был